Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Хендмейд как бизнес > Детский труд в Узбекистане

Детский труд в Узбекистане

Виды творчества:   Ткачество
Шитье > Кройка и шитье

Уже несколько раз слышу, что в текстильной промышленности Узбекистана используется детский труд. В последний раз такую информацию встретила в контексте – Дочка президента Узбекистана сделала коллекцию дизайнерской одежды из узбекских тканей, и хотела представить на каком-то конкурсе, или показе Мод,  но организаторы конкурса коллекцию не  допустили, по причине того, что в работе над коллекцией использован чуть -ли не рабский детский труд (сбор шелкопряда, обработка куколок, ткачество, пошив и т.д.). Видимо организаторы конкурса из ЮНЕСКО или откуда-то еще из европейских общественных организаций…

Мне это слышать сложно, и я воспринимаю эту информацию неоднозначно. Я покупаю шелковые ткани ручного производства и окраса, поэтому тема их производства меня волнует….

 Хочется поделится своими мыслями и размышлениями.

 Мне сложно что-то сказать о Гульнаре Каримовой. С ней лично не знакома.

Однако в Интернете о ней масса негативных отзывов, в частности о ее прозападных симпатиях, о плохом знании собственного языка, о жизни заграницей за счет налогов своей страны, об общем неуважении к своей стране и ее культуре, традициям и обычаям. А она все-таки дочь президента Страны, как-то подразумевается, что свой язык она знать должна…. Кроме того восточная женщина, хоть и с европейским образованием.

Возможно, в этих отзывах есть какая-то правда, и скорее правда там почти все, к сожалению.

Но вернемся к детям, и их труду.

К сожалению, после отсоединения от СССР Узбекистан превратился в свободную, независимую, и очень нищую страну. Клановость, семейственность – крайне важная вещь. Если ваш дедушка был батраком у богатого бая, ребенку и внуку крайне сложно добиться большего. Там нет демократии, особенно если вы живете в деревне. Страна подошла почти к эпохе каменного века. Я читала, что в некоторых деревнях!!! Чтобы обмолотить зерно крестьяне высыпают его на асфальтированную дорогу, чтобы проезжающие машины произвели обмолотку!!!! Представляете! И это делается не потому. Что лень ехать на мельницу, а потому что нет денег, чтобы заплатить за эту услугу, а урожай зерна слишком мал, чтобы покрыть расходы!!!! Это же просто нищета, безысходность и беспросветность!!!! Безработица огромна, люди хватаются хоть за какую-то работу.

Кроме того, для потомственных жителей городов это может быть странным, но в деревнях ВСЕГДА был, и, пожалуй, всегда будет детский труд.  И это нормально.

Я жила в деревне до 15 лет, и я знаю, о чем говорю. 

Накормить куриц зерном, собрать яйца в курятнике, прополоть грядки, выкинуть траву животным, полить грядки, особенно из шланга, загнать во двор овцу или козу, присмотреть за младшими детьми, подмести или помыть дома пол.

Это нормальный быт деревенского ребенка, и воспринимается он не как работа, как тяжелая провинность, а как помощь по дому. Просто для горожанина – помощь ребенка по дому – это пропылесосить ковер, вынести мусор на улицу в бак, и сходить в магазин за картошкой, а деревенская семья сама эту картошку выращивает, пропалывает от сорняков,  поливает, и собирает колорадских жуков. А потом еще и из земли выкапывает.

 Если у нас по деревням, в которых развалились  все совхозы и колхозы, которые могли, семейный бизнес – это преимущественно выращивать на убой свиней и коров, то узбеки и киргизы растят шелкопрядов, а затем продают куколок на обработку, чтобы получить нити.  В большинстве своем, выращивание шелкопряда это популярный семейный бизнес в деревнях Узбекистана. На вес покупают яйца шелкопряда, выращивают до куколок, и продают уже коконы. В деревнях просто практически больше нечем заработать…

Мой муж детство и юность провел в Киргизии. По его словам, испокон веку в сельской местности уход за гусеницами шелкопряда, т.е. сбор листьев шелкопряда, кормление гусениц, и частичная обработка куколок – это детская работа.

 Один знакомый парень из ДАЖЕ районного центра! Новосибирской области, чтобы получить компьютер – вырастил за лето несколько буков и свиней. Осенью скотину продали на убой, живым весом, заработали около 30 тысяч, купили компьютер, системный блок, принтер, модем. Парню на тот момент было 15 лет. Эго родители – мама бухгалтер, папа – председатель этого районного центра, у родителей 4 детей, парень младший, по местным меркам их деревни – успешная семья. По меркам Москвы зарплата – мизер. У родителей не было возможности купить ребенку компьютер, им бы пришлось откладывать на это несколько лет. А парню хотелось компьютер, и он был нужен для учебы. Вот такой детский труд….

Поэтому, мне кажется, стоит разделять проблемы детского труда, и проблему оплаты за этот детский труд. Конечно, есть тенденция приема на работу детей потому, что им можно платить меньше, но, не задумывались ли эти важные люди из Юнеско (или откуда там еще…?), что этим детям, возможно, нечего будет кушать, если они не будут работать? У их родителей, возможно, нет возможности обеспечить детскую жизнь. На Востоке другое отношение к контрацепции, и детей много. Даже у небогатых людей…

Как я уже сказала, кроме традиционности и обычности ухода за шелкопрядом детей, работа на ткацких производствах и в ателье. Это жизненная необходимость для этих детей. Дети работают не потому, что их не любят их родители, и хотят сжить со свету. А из-за беспросветной,  безрадостной и серой нищеты и бедности, без каких-либо шансов на улучшение жизни. Бедности страны, бедности семьи.

И уже другой вопрос – как сделать так, чтобы владелец ателье не забыл заплатить ребенку за его работу, пользуясь его юностью и бесправностью положения.

К чему я веду.

Вот сказали Гульнаре Каримовой – «Ай-ай-ай, какая Вы нехорошая, детишек эксплуатируете, не платите им. Мы за это Вашу коллекцию на подиум не выпустим! (Вот какие мы властные, сильные, всемогущие, а главное – справедливые!!!)»

Гульнара, конечно, обиделась. Расстроилась, может быть поругалась. А может быть по женские поплакала. НО!!! заплатила ли она детям за труд после такого общественного порицания и наказания? Я очень сомневаюсь….

Вот бы…. Вот бы организаторы этого конкурса проконтролировали выдачу зарплаты этим детям… Или хотя бы одному!!! Одному ребенку купили комплект учебников, форму, и оплатили обучение в школе, с питанием и прочим. Хотя бы одному, пусть самому красивому или красивой мальчику или девочке, или из самой многодетной семьи, или самому бедному и обездоленному, или самому младшему. Не важно, по какому принципу выбранному, главное чтобы реально помогли хоть кому-то, если есть и власть, и возможности, и какое-то желание облегчить жизнь. Что, посольская школа любой страны в Узбекистане обеднела бы от лишнего ученика? Сомневаюсь.

А быть добреньким просто….  Именно добреньким, а не добрым….

Это как с атомной энергией. Одни страны обсуждают вопрос этичности использования атомной энергии, а другие страны  останутся без электричества, тепла и медицинского обслуживания, если откажутся от «мирного атома»,  потому что замены нет….

P.S. это сложная тема - детский труд в бедных странах. Возможно тема не совсем нужна в "Публикациях" ЯМ. Тут все о добром, прекрасном... Но как-то наболело...

Ключевые слова:  
 Тема закрыта автором

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email