Пикассо и Модель

Пикассо и Модель | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В начале мая 2014 года мне довелось побывать в Бремене (Германия), в Музее Искусств на выставке, посвященной творчеству Пабло Пикассо. Выставка называлась «Сильвет. Пикассо и модель». К сожалению, не разрешалось сделать ни одной фотографии, но зато, в музейном магазинчике, можно было приобрести разнообразные книги и брошюры, буклеты, постеры, открытки и другие печатные издания, посвященные творчеству и жизни Пикассо, а так же, конкретно этой выставке(здесь приведены фото, которые я отсканировала из приобретенной книги, посвященной именно этой выставке). В аудио-гиде были записи с интервью различных признаных в Европе и мире искусствоведов, но особой ценностью являлось интервью и воспоминания самой Сильвет. Здесь я приведу некоторые отрывки из этих записей (не дословно, потому что гид был только на немецком и английском языках, моя интерпритация в переводе).

Хотелось бы отметить, что на просторах интернета (по крайней мере, на русскоязычных сайтах), очень мало сказано о том периоде, как его еще называют «Эпоха Сильвет»,либо совершенно не достоверная информация (например, что портрет Сильвет, был сделан с Бриджит Бардо). И я считаю, что это очень несправедливо обходить стороной эту тему, потому что этот период в творчестве Пикассо был очень значимым и плодотворным.

Весной 1954 г. Пикассо познакомился с молодой Сильвет Дэвид, в Валорисе, на Лазурном берегу. Она воплощала идеал красоты, типичный для той эпохи — высокого роста, с длинными, светлыми волосами , связанных в конский хвост — и вдохновила художника на создание серии портретов. В течение многих месяцев , он экспериментировал с различными стилями и техниками. С кажущейся легкостью, Пикассо варьировал реалистичные изображения, абстракцию, кубизм. С кистью и карандашом, создавал металлические скульптуры, окрашенные в белый и черный цвета.

Пикассо встретил Сильвет в критический момент своей творческой карьеры и личной жизни. Его отношения с Франсуазой Жило, закончившиеся в сентябре 1953 года, в результате привели к личному и творческому кризису. Летом 1954 г. он встретился с Жаклин Роке, которая стала спутником художника до конца его жизни. На выставке представлены разнообразные  портреты связанные Франсуазой Жило и Жаклин Роке, а также работы серии «Художник и Модель»

Искусствовед Детлеф Штейн:

"… трудно поверить, что я собираюсь провести несколько часов рядом с Сильвет. Это последний свидетель, который может предоставить достоверную информацию о работе в качестве модели для Пикассо. Около 50 портретов Сильвет создал Пикассо. И у меня уникальная возможность расспросить ее об этом. Но дорога к Сильвет не ведет к Южной Франции в Валлорис, где в 1954 году Пикассо писал ее портреты. Сейчас она проживает на юге Англии, живет там в окружении пышных садов, стад овец и старых коттеджей, в качестве свободного художника. Место нашей встречи студия Сильвет, в которой она уже давно создает самостоятельные художественные произведения — живопись, графика  чернилами, керамика и  деревянная скульптура. Там же нас ждет ее старшая дочь Изабель. Я немного взволнован из-за предстоящей встречи, но увидев Сильвет, напряжение  моментально рассеивается. Она излучает тепло и дружелюбие. Пока мы оглядываемся в студии, Изабель готовит нам чай. Даже спустя 60 лет, Сильвет с теплотой вспоминает те времена, встреча с таким ярким художником была для нее как сказка. Сильвет открывает кожаный чемодан, в котором хранит фотографии с момента встречи с Пикассо. Многое, из увиденных фотографий и услышанных воспоминаний, до сих пор невозможно встретить ни в каких биографиях или каталогах о художнике. На малоформатном фото я вижу Пикассо со своими двумя детьми — Клод и Палома , Сильвет в своем сером пальто, в котором ее запечатлел художник на своих полотнах. Сильвет соглашается сдать в аренду эти фото для экспозиции в музее Бремена. Сейчас в ее работах слышится эхо того времени, что она провела с Пикассо. На стенах в ее галерее многочисленные примеры работ, которые являются воспоминаниями тех времен  в цвете."

Др. Стефан Люддерманн:

 "… моя встреча с Домиником Сасси и Сильвет Дэвид произошла в Валлорисе. Сасси создавал керамику на основе конструкций Пикассо, Сильветт — была его моделью. Оба они были небольшими спутниками в гравитационном поле Пикассо. Сегодня они живут памятью о тех днях. Мы встретились возле памятника «Человек с Овцой» в Валлорисе, которую сделал Пикассо в 1950 году. Здесь, в этой провинции на Лазурном брегу, Пикассо произвел тысячи окрашенных керамик, например, «Часовня во имя мира», которая наделала много шума, его монументальное представление о войне и мире. С одной стороны лик черной смерти, рулоны — реки крови, с другой стороны — белый мир, счастье, с семейным завтраком на открытом воздухе. «Разве это не здорово?» - Спрашивает Сасси. На самом деле, эта часовня имеет силу антивоенной картины Пикассо «Герника». В этот период Пикассо ставит амбициозные стандарты в сфере искусства. Вокруг его имени постоянно движение, шум, скандалы. И когда он встретил юную Сильвет, это было настоящее вдохновение.  Она была простой, не такой как «сделанные» женщины с обложек журналов. Он был очарован ее юношеской наивностью, беспечностью, отсутствием заботы о завтрашнем дне. Ее светлые волосы в конском хвосте, длинная юбка, стройное телосложение — Пикассо увидел ее красоту, и благодаря его работам образ Сильвет стал эталоном стиля того времени."

Он предложил ей стать для него моделью. «Он ни разу не прикоснулся ко мне, — говорит Сильвет, — для меня он был, как отец. Он учил меня, что настоящее счастье, это создание, творчество. Я много позировала для него, но никогда не брала за это денег, я боялась, что он будет требовать, чтобы я позировала обнаженной.» Однажды, Пикассо показал Сильвет ее обнаженный портрет. «Это продукт воображения», сказал Пикассо. Сейчас Сильвет думает, что это был своего рода вызов для нее.

Он писал ее в сером. Она позировала для него в сером пальто. Но к тому же, это цвет печали. Пикассо было грустно, когда он работал над серией Сильветт, в тот период от него ушла жена с детьми. И молодая, полная жизни Сильветт была для него,оттдушиной, потоком свежего воздуха, в его печали.

Сильвет Дэвид:

"… Я встретила Пикассо в 1954 году в Валлорисе на Французской Ривьере. Мой друг Тоби изготовил два стула, которые мы доставили в дом Пикассо. Его жена Франсуаза и дети, были очень очаровательны. Так завязалось наше знакомство. Думаю он был очарован моей невинностью и искренностью. Позже жена и дети оставили его, ему было очень грустно, я была для него новым вдохновением. Творческий процесс заставляет вас забыть все: заботы, боль, и вы находитесь в другом мире — это чистое везение. Я была  в течение нескольких месяцев его моделью. В конце концов, он мне разрешили забрать  один из моих портретов. Я  была очень благодарна, потому что картина была прекрасным подарком для меня. Но он сказал: «Я благодарю вас, что вы были там в то время, когда я потерял свою жену и моих детей!» Он любил своих детей Клода и Палому, творчество не позволило ему сломиться. Пикассо вдохновил меня  своим желанием творчества — он работал со всеми объектами, которые  находил вокруг себя. Пикассо подарил мне радость создания. Для меня творчество, как молитва, это гармония со Вселенной."

Меня очень впечатлила эта выставка и работы Пикассо. Каждый человек слышал его имя, видел его работы, но скорее всего не задумывался, почему он работал в таком стиле, для чего трансформировал образы, иногда делая их откровенно уродливыми. Какой личностью был Пикассо? Что творилось в его душе, в его голове? Познакомившись с его работами напрямую, «прикоснувшись» к ним взглядом, мне захотелось больше узнать о Пикассо, как о личности, как о художнике, попытаться понять его работы в полной мере. Надеюсь мои поиски будут плодотворными.

Вариации на тему «Сильвет. Девушка с „конским хвостиком“».

пикассо

живопись

искусство

великие люди

yefremova-art

графика

испания

Сильвет Дэвид, Пабло Пикассо и его дети Клод и Палома

Пикассо и позирующая Сильвет

Слева: Жена Пикассо — Франсуаза, дочь Сильвет — Изабель, Сильвет Дэвид, Пабло Пикассо

Справа: Друг Сильвет — Тобиас Эллинек, Сильвет Дэвид

Пабло Пикассо и Сильвет Дэвид со скульптурой "Женщина с ключом"

Пикассо работает над скульптурой "Женщина с ключом"

Детлеф Штайн с Сильвет Дэвид в ее мастерской в Англии

Сильвет Дэвид на открытии выставки в Бремене

Сильвет Дэвид — 60 лет спустя

Сильвет Дэвид

Сильвет Дэвид и Доминик Сасси

Музей Искусств, Бремен.

Комментарии (15)

Большое Вам Спасибо! Очень интересно!{#}

nzwool 07.06.2014

Спасибо большое за Ваш труд! Новая для меня и очень интересная информация - прекрасная модель вдохновила на создание прекрасных работ.... с удовольствием и пользой провела время за прочтением Вашей публикации. Спасибо!

Потрясающе интересно, спасибо вам за публикацию!

Извините, а я не понимаю данного направления, как по мне, так более приятно смотреть на реалистичные портреты и живописную природу, но как говорится на вкус и цвет... Ну, не понимаю я в чем прелесть черного квадрата Малевича, хоть убей.{#}

Всем большое спасибо за отзывы и комментарии!!! Мне очень приятно "встретить" единомышленников, не равнодушных к творчеству Пикассо.

Спасибо! Было очень интересно!

Спасибо! Интересно.

Спасибо за очень интересную публикацию! Я знаю сколько труда Вы вложили в нее!

Давно интересуюсь Пикассо, была в его музее в Барселоне, недавно смотрела очень интересный документальный фильм о его жизни с первой женой, Ольгой. И сегодня узнала много нового.{#}

Пикассо люблю и понимаю. Модель совсем не изменилась, все так же прекрасна!

спасибо, очень интересно!

Показать еще