Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Хендмейд как бизнес > Безжалостность к себе – ключ к профессионализму?

Безжалостность к себе – ключ к профессионализму?

Виды творчества:   Разные виды творчества

мастерская волшебства, рукоделие, качество

Предваряя повествование, в этой статье против обыкновения будет мало аналитики и много пространных размышлений, мало выводов и достаточно вопросов без ответов… Тем не менее, материал давно зрел в моей голове, и я просто не могла ему позволить не родиться.

И еще хочу обратиться к новичкам в рукоделии. Уважаемые новички! Я не дам вам готовых рецептов, что делать и как себя вести, чтобы поскорее достичь того состояния вашего творчества, о котором пойдет речь в публикации. Все люди разные, и для кого-то по складу характера столь же критичное, как у меня, отношение к плодам своего творческого труда окажется неприемлемым и через пять, и через десять лет рукоделия. А для кого-то, как для меня сейчас, это покажется естественным и даже в чем-то приятным положением вещей.

Ну и, наконец, традиционные «не претендую, не привлекалась». Все умозаключения, которые я приведу в этой статье, являются продуктом моего личного опыта, и я не имею ни малейшей претензии на их истинность. Просто подумалось, что это может быть кому-то полезным.

А теперь к делу!

В своем творческом развитии всякий хендмейдер (если, разумеется, он относится к своему занятию серьезно) проходит ряд стадий – от паники, истерики и опускания рук от того, что ничего не получается, до гордости за себя, зашкаливающей за все мыслимые пределы очереди заказов, стабильно успешных продаж и уверенности в завтрашнем дне. Где-то в середине этого пути наступает стадия, которой я хочу уделить особое внимание, потому как сама сейчас в ней пребываю и, как мне кажется, понимаю её природу.

Перейдя от освоения базовых техник своего ремесла к применению фантазии в их использовании и комбинировании и от абсолютной неопределенности направления работы к пониманию того, что же из того, что у вас получается, нужно людям, вы обнаружите этому обстоятельству интересные причины. Я, к примеру, заметила, что как только в чем-то перешагнула через себя, сразу качество и интенсивность прогресса пошли вверх.

В своих первых публикациях (раз и два) я писала о переделке готовых работ. Но написать-то написала, а сама тем временем не всегда следовала собственным рекомендациям. Потому что это психологически трудно. Вот лежит на вашем столе очередное детище, может быть – только что законченное, может быть – созданное год назад и благополучно пролежавшее всё это время в ожидании благодарного покупателя. Смотрите вы на него и понимаете: не то! Первая моя мысль раньше – ну как же так, я же так долго думала, не спала ночами, плела, вышивала, а теперь вот так просто взять ножницы и разрезать?! И всё по новой, а вдруг не получится и снова придётся начинать сначала? Таки да! В какой-то момент я перестала жалеть себя и свой труд и стала резать то, что хоть сколько-нибудь не нравится. И резать столько раз, сколько нужно. Результат не заставил себя ждать. Возможно, хотя бы потому, что, обретя таким образом согласие с собой, я стала спать спокойнее и, не испытывая угрызений совести по поводу предыдущих работ, со свежей головой приниматься за новые.

Отсюда вывод.

Если в вас присутствует самокритика и тяга к перфекционизму, эти черты можно и нужно с успехом использовать в качестве двигателя рукодельного прогресса. Главное соблюдать меру. Интуитивно понимая, что нечто можно было сделать лучше, рано или поздно вы получите результат, которым останетесь довольны. Если, конечно, не станете пасовать и зададитесь целью результат таковой получить.

Частным случаем рассмотренного явления можно считать следующий вариант развития событий. Собираетесь вы, к примеру, на юбилей старой доброй знакомой, и вдруг понимаете, что категорически не знаете, что ей дарить. А тут как бы невзначай проскальзывает в разговоре, как ей нравятся ваши украшения и как она всю жизнь мечтала о вышитом колье с тремя камнями по центру, двумя по бокам и еще о перстне в комплект… До юбилея остается 3 дня. Вы спешно разгребаете запасы, находите нужные материалы и принимаетесь за работу. Всё вроде бы кипит и спорится, но в ночь перед «сдачей проекта» в процессе обработки края вышивки вы видите, что заделочный ряд какой-то кривой, да и вообще колье на эскиз совсем не похоже… На юбилей на следующий день вы приносите украшение, новая хозяйка довольна, а у вас получается выдавить из себя только кривую ухмылку вкупе с «не стоит благодарности»…

Отсюда выводы.

Если уж вы беретесь за работу, неважно, для кого вы её делаете - нельзя делать себе поблажек. Если уж делать всё на высшем уровне, то не только для «официальных заказчиков», а для всех – и для друзей, и для мамы. Люди могут не заметить мелких дефектов, о которых знаете только вы, однако энергетика такой вещи уже не будет безупречной, и вы будете изводить себя, думая, как там он с моей работой. Оно вам надо? По-моему не очень. Если что-то не заладилось, лучше совсем не делать и, если совсем нет вариантов, обойтись дежурным букетом цветов и открыткой.

Реально оценивайте свои силы. Если понимаете, что от вас требуют что-то, к чему не лежит душа, или же если предлагается выполнить работу в невообразимо короткие сроки, лучше отказаться. Отказом в этом случае вы сбережете свое здоровье и в освободившееся время сможете сделать что-то на самом деле полезное. Я не хочу сказать таким образом, что не надо экспериментировать и брать себя на слабо, принимаясь за что-то, чего раньше не делали. Это надо делать, и, если это кому-то интересно, я сама это активно практикую. Но, опять же, в разумных пределах.

А еще, поскольку, как ни крути, мы не изолированы от общества, нельзя не упомянуть, что крайне деструктивно порой сказывается на эффективности нашей творческой работы мнение со стороны.

Расскажу маленький анекдот из своей жизни. Много лет назад, быть может, еще до школы, я слышала от бабушки фразу-поговорку: «Длинная нитка – ленивая швея». Что подразумевало, что если ты не отрезаешь короткие нитки много раз, а один раз - длинную, то ты лентяйка. Бабушка в рукоделии разбиралась, вышивала картины крестиком, салфетки гладью и немного вязала крючком. Когда я стала подрастать, меня учили пришивать пуговицы и другим мелким швейным бытовым вещам. Честно сказать, никогда не была от шитья в восторге, а далеко не успешные опыты на уроках труда укрепили мою неприязнь к нему. Поговорка бабушкина мне очень не нравилась, так как, когда мне надо было что-то пришить, я любила отматывать длинную нитку, но ленивой себя при этом не считала. Меня ругали, но я не поддалась и продолжала делать так, как мне было удобно. И вот, спустя годы, оказалось, что моему детскому нежеланию покориться известной поговорке есть своё обоснование. В бисероплетении чем длиннее нитка, на которой плетешь, тем прочнее и долговечнее получается изделие, так как место завершения одной нитки и начала новой всегда является потенциальным источником риска с точки зрения появления повреждений.

Отсюда выводы.

Если чувствуете в себе уверенность, что то, что вы делаете – правильно, не слушайте никого! Даже если советчикам энное количество десятков лет, и они категорически заявляют о единственно возможной трактовке рассматриваемого вопроса. Они могут не знать о новых современных технологиях и просто действовать по старинке.

Если у вас что-то получается, но при этом вам удобно это делать определенным образом, не соответствующим общепринятым канонам, не надо себя ломать и переучиваться. Вы испытаете только массу неприятных эмоций и, возможно, не станете работать быстрее, и, главное, можете почувствовать себя не в ладах с комфортом. Да, раньше переучивали левшей, потому что – о ужас! – они пытались писать левой рукой! Хорошо, что сейчас прекратили это занятие.

Ну вот, вроде бы, и всё по сути вопроса. Совсем не сделать выводов всё-таки не смогла, извините! Хочу заметить, что я для себя так и не нашла однозначного ответа на вопрос, хорошо ли я делаю, стремясь не жалеть себя на пути к совершенствованию качества работы. И, что немаловажно, нет у меня однозначного ответа и на вопрос, приближает ли к профессионализму простое повышение качества и востребованности работ притом, что профильное образование отсутствует и рукоделие как таковое, строго говоря, не является профессией. Поскольку на данном этапе чувствуется так, я и написала так, хотя не исключаю, что либо кому-то удастся меня переубедить, либо я сама поменяю мнение со временем.

Буду рада, если запротоколированные в этой статье мысли окажутся для кого-то полезными, и не менее рада буду поучаствовать в дискуссии на заданную тему.

С уважением, Галя.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email