Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > История школьной формы в России

История школьной формы в России

Виды творчества:   Разные виды творчества
История школьной формы в России | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Сейчас много разговоров о школьной форме. Где-то вводят обязательную форму. Кто-то с этим согласен, кто-то нет.

Некоторые считают, что стандартная для всех форма убивает формирующуюся индивидуальность; кто-то — что форма дисциплинирует и помогает «сгладить» проявление классового неравенства. Сколько людей, столько и мнений.

Какова же история школьной формы?

У школьной формы в России богатая история.

Точная дата введения школьной формы в России - 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры.

До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей.
Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табелю о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов. 

Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.

 Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. 

история школьной формыc

В то же время началось развитие и женского образования. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. Девичья форма была утверждена почти на 60 лет позже мальчуковой – в 1886 году ,и в результате появился первый наряд для учениц.

Это был строгий и скромный наряд. Форма для девочек будет еще долго радовать нас знакомыми коричневыми платьями и фартучками - именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. И те же самые белые воротнички, та же скромность фасона.

xu]g

Для посещения гимназии было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых, «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета.

Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника».

Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера.

k

Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».

Однако вскоре после революции, в "рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима" в 1918 г. был издан декрет, отменявший ношение школьной формы.

Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.

Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А в действительноти, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в единую форму.

kl
g

Период "бесформия" длился до 1949 года. 

Страна возрождалась после войны, на подрастающее поколение была вся надежда. Именно в этот период в Москве открывается "Детский мир" - это царство товаров для детей, начинается выпуск детских колготок, школьников тоже не забыли.

В 1949 г. в СССР вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником. Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России. 

k
 h
   
Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).

Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. Банты других цветов по правилам не допускались. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.

Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.

Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.

Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах , но милитаризированного вида они не потеряли. А форма девочек осталась старая.

Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. Причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. c

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).

Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.

[

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса).

Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало  выше колен. 

k
 У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.

h

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки.

 r

Ткань оказалась неудачной, юбка быстро начинала лосниться, рукава протирались.

Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки.

ke

Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук 

l

Школьная форма была отменена в 1992 году, и ученики сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.

Большинство общеобразовательных школ постепенно переходят на обязательную школьную форму, при этом у каждой школы и даже каждого класса она может быть своя. Рынок предлагает все больше вариантов школьной формы, многие из которых довольно привлекательны.

По материалам интернет-источников

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email