Маки. Ода.

Маки. Ода. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Я очень люблю полевые цветы. Ромашки. Васильки. Маки. Красные маки. Их лепестки, такие нежные, вот они мятые разворачиваются из лопнувшего бутона, расправляют складочки и трепещут на ветру шелковыми лоскутками.
Первое запавшее воспоминание о маках перебрасывает в далекий 55-й год. После войны прошло всего 10 лет. Мама. Она еще совсем молодая, ей 28 лет. И ей очень хочется поехать на море. Странно, но я помню поезда с вертикальными узкими окнами в вагонах, теперь только в фильмах про войну их можно увидеть. А в той поездке окна в вагонах были уже широкие, и я смотрела на мир с высоты второй полки. Кто сказал ей, что в Темрюке море? Что там дешевая рыба? Город оказался большим и промышленным. Курортом и не пахло. Как не пахло и рыбой. Тем более дешевой. Нет рыба конечно была. На рынке. Но нужно было встать в пять утра и успеть купить до шести. Ну, это мы узнали потом. И до моря нужно было добираться. Долго. И пляжа мы не нашли.
В гостинице мы оказались в номере с молодой учительницей. Она вышла из роддома, но ее никто не встретил. Помню, что меня поразил вес новорожденного малыша- пять кг. Видимо, она рассказывала маме, не обращая на меня внимния, а я запомнила на всю жизнь, как тяжело проходили ее роды. Вот эта молодая учительница из Тамани и пригласила нас поехать с ней. Огромное высокое белесое небо. Степь с двух сторон дороги. Мы на машине едем в Тамань. Ветер треплет волосы в косичках, а я, высунув голову из "Волги", смотрю на бесконечное поле, красное от цветущих маков, волнующееся темными волнами от теплого степного ветра. Столько красного цвета поражает меня полнотой необъятности, непостижимости такого количества красного цвета . Макового цвета.
маки, счастье
Красиво!!!! И запах. Особый запах мака, немножко травяной, немножко полынный, горьковатый, горячий вкус лета.
Тамань оказалось селом. Единственным двухэтажным зданием была школа. Вот в ней то, в учительской , мы и прожили примерно неделю, ночуя на большом , протертом кожаном диване. Теплая пыль  на дороге- так приятно идти босиком, загребая ее ногами. Низкие деревья -вишни в садах. Белые мазанки. И море.

Потом, учась в школе, читая Лермонтова, я очень живо представляла себе этот пейзаж.
* * *
А вот мы, студенты-мухинцы, возвращаемся из Крыма. В плацкартном вагоне практически все на виду.
Еда, сон, голые пятки в проходе, свисающие с верхних полок неаккуратно заправленные простыни. Огромные корзины и маленькие корзинки с персиками, грушами, помидорами, запах спелых разрезанных дынь -колхозниц, липкие пятна сока на полу. Верхние полки забиты съестным благоухающим богатством. И среди этого пиршества вывозимого южного урожая торчит огромный букет колючек и небольших  головок маков.
цветы    
Как бы я не стремилась запаковать его, он был слишком огромен, и колючки рвали бумагу. Народ поначалу молча проходил, но к концу второго дня многие не выдерживали и все-таки спрашивали что ЭТО. А это были мои сокровища. Головки маков, и, все в шипах, кустики синеголовника. Шарики безумного ультрамаринового цвета, но к сожалению , жутко колючие. Букет этот хранился больше 30 лет...
лето
Ну что еще могли везти из Коктебеля студенты Мухи? Мешки агатов, необыкновенные камыши,( как я умудрилась их сохранить, ведь они так и не "полетели," эти коротенькие охристо-рыжие сосисочки с длиииинными тонким усиком на верху), колючки и маки. Я потом, у себя на мызе, пыталась вырастить эти колючки, но такого цвета не получалось. Зато получались маки.
* * *
Папа переехал жить на Украину, почти на границу с Белорусским полесьем. Вот к нему я как-то и отправилась оздоровлять деток-дошколят на лето. И росли у папочки на огороде маки невиданной красоты. А главное, невиданных размеров головки, а какой формы! И привезла я потом пять головок-коробочек домой. Рисовала, писала.... Стояли они у меня в вазе лет шесть,
И тут мы приобрели дачу. Т.е. дом на Псковщине с постройками, с сараем, конюшней, хлевом. сенникои,и....участком в 40 соток. Хутор.
Вот их то и стала я сажать. Проделала дырочки и высыпала черную "манку". Лучше цветов для живописи - не придумать. Маки были сиреневые, малиновые, краплачные, лепестки их были разрезаны как у махровых, но это были 4-х листные, размером с ладонь, огромные гордые красавцы. Высотой они были примерно с метр и полтора.
красота
Сколько напривозила этих букетов, рассортированных по размерам! Снопы мелких головок на длинных тонких ножках, средние увесистые, и наконец такие же, как у папы, огромные и фактурные! Графика, живопись... А главное помою в мыльной воде, или в воде с порошком стиральным, и они чистенькие, опять как новенькие, стоят в кувшинах и вазах!

А еще желтые калифорнийские маки. Их выращивать одно удовольствие! Представляте куриную слепоту, лютики -цветочки, только раз в 10 крупнее!
рождение стрекоз

* * *
В жизни есть три вещи, которые нужно обязательно увидеть. Для этого не нужно никуда ехать, нужно только дождаться весны, остановиться и оглянуться вокруг. Даже в городе полно мест , где растет шиповник. Весна, начало мая.
Нужно взять ребенка за руку и посмотреть как разворачивает свои листочки-веера шиповник. Это похоже на движение ладони в театре пантомимы. Листочек разворачивает свои пальчики и подставляет себя солнцу. Это необыкновенно красиво!
А в июне посмотрите, как распускаются маки. Меня это всегда завораживало.
То, как распускается цветок мака. Вот огромный мохнатый бутон лопается и в трещине становятся видны складочки шелка, эти скомканные, сморщенные лоскутики нежного розового, или алого, да любого цвета. Он растет, и вы приходите утром и смотрите, как он медленно раскрывает свои мохнатые зеленые ладошки и расправляет свои смятые тонкие полупрозрачные лепестки.
головки мака
Это сравнимо с рождением стрекоз. Однажды, я наблюдала это действо.
Я наблюдала нашествие стрекоз. Мы, после второго курса Мухи, были на практике по живописи, путешествовали по "Золотому кольцу" с последующим отчетом по живописи, графике и даже фильм сняли...

Вот ведь как красиво теперь стали оформлять города! Сколько новых интересных скульптур, малых архитектурных форм. Я говорю не о больших городах-мегаполисах, а о самых обычных, средних городах, в большинстве разбросанных по необятной нашей Родине. А то помню везде доски почета, деревянные или бетонные, и бесконечные Ленины. Самые запомнившиеся моменты это то, что практически на всех церквях над табличкой " Памятник архитектуры. Охраняется государством" висела огромная вывеска "Овощехранилище". Жуть.
А из самых светлых воспоминаний... Палатки на берегу Нерли, напротив жемчужины русской архитектуры , июнь, жара, накупались, нарисовались... Лежим на траве. А из речки выползают имаго стрекоз. Это такие странные черные насекомые, похожие на тараканов, которые весь год жили на дне водоема. Они забираются на травинки повыше, изгибаются , нет сгорбливаются, трескается как скорлупа шейка и оттуда показывается сначала спинка горбиком, потом показывается головка с мутными глазками, потом разворачивается длинное брюшко. На солнце , свернутые в рулончики мягкие крылья расправляются, разворачиваются в стороны, становятся жесткими и вдруг -!фррр!- взлетают красавицы. Множество красавиц!
сухоцветы
Они ползли и ползли, и все повторялось. Вверх по травинке, лопнувшея шейка, спинка горбиком, мутные глазки, брюшко и разворачивающиеся трубочки крыльев, которые высохнув и став жесткими издают звук вертолета, и взлетающие маленькие эскадрильи над головой. 
солнце

Солнце. Жара. Лето. Юность. Счастье.
природа

Комментарии (73)

Любовь,спасибо за красоту и потрясающий,чарующий рассказ.Читая,перенеслась с вами в ваши воспоминая, мне даже запах почудился,как живописно Вы все описали. спасибо большое за это чудо:)

Катюша, спасибо{#}

Просто потрясающе!!! Спасибо!

Елена, заглядывайте почаще, всегда рада!

Любочка, спасибо за эту замечательную Оду! Это гимн радости рождения жизни! Она всегда необыкновенна: и раскрытие бутона, и трепет юных крылышек стрекоз. Вы всё это увидели, Вы донесли до нас, Вы наградили нас чудными фотографиями и сделали сопричастными этим таинствам!!!

Спасибо большое! :)

Женечка,делиться счастьем- это тоже счастье!{#}

Юлия (Goldjuli) 29.05.2014
Любовь, очень живой, трогательный рассказ! Мак действительно прекрасен, а уж как интересно Вы описали события из своей жизни*THUMBS UP* Прочитала с удовольствием;-):-) Спасибо!

Юля, спасибо, что заглянули.{#}

Tanya Vasilyeva 29.05.2014

Как я Вас понимаю!!! Смотрю как в зеркало!!! Спасибо.{#}

Таня, пропали , а я тут еще публикацию затеяла, а ее вернули из-за фото, канитель...занимаюсь, потому что самой интересно{#}

Показать все