Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Орнаментальное искусство нанайцев

Орнаментальное искусство нанайцев

Виды творчества:   Вышивка > Аппликация из ткани
Вышивка > Вышивка гладью

Острие воображенья –
Мой волшебный яоко.
Мысль – до головокруженья
Улетает далеко.

И дыханья не хватает,

И не знаю до сих пор,
Как на шкурах проступает,
Появляется узор.
Силуэт дракона, тигра,
Птицы, травы, дерева…
Я пока что не постигла
Ложь и правду волшебства.
А пока я постигала,
Очутился далеко,
Сотворил чудес немало
Мой чудесный яоко.
Вижу я на рыбьих шкурах
Очертанья сопок хмурых,
Утки плюхнулись на плёс,
Рыбка в озере играет,
К Древу жизни подбегает
С молодым лосёнком лось…
Я склонилась над узором,
Занята извечным спором,
И понять мне нелегко:
Я ли это рисовала
Или дремлющий устало
Мой волшебный яоко?

               Анна Ходжер

Слово "нанай" растолковывается как "на" — земля, "най" — человек, человек земли. В прошлом нанайцы были известны в литературе на русском и других европейских языках как гольды. 

Орнамент нанайцев имеет долгую историю развития, его истоки уходят в эпоху неолита.

 Многие века орнамент для нанайцев служил не столько декоративным средством, сколько древней знаковой системой, концентрирующей в себе широкие знания всех предшествующих поколений о мире и обществе.

По характеру и содержанию элементов орнамент нанайцев можно разделить на три основные группы: геометрический, растительный и спирально-ленточный.

Геометрический орнамент нашел применение на изделиях из бересты, в плетении из лозы и ткани, в резьбе по дереву.

 нанайцы

Геометрический орнамент. Фрагмент ковра. Ткань, аппликация, вышивка.

Растительный орнамент тоже мало распространен. Модификации его достаточно ограничены. Как правило, композиция строится на мотиве бесконечно бегущей тонкой линии, ответвления которой оканчиваются трилистником. Исполняются эти простые изящные узоры исключительно в технике вышивки и используются только в декорировании повседневной одежды.

 орнамент

Растительный орнамент. Чулки на вате «доктон». Ткань, аппликация, вышивка.

 Основу же амурского орнаментального искусства составляют спирально-ленточные мотивы, которые, в свою очередь, можно классифицировать на абстрактные и зооморфные. Двух одинаковых композиций найти невозможно. При всем многообразии видов орнамента, бесчисленном количестве его мотивов и композиций образованы они предельно малым числом элементов. Основными элементами нанайского орнамента являются спираль, зооморфные изображения и узкая лента или линия. Спираль присутствует везде, на предметах любого назначения и в любом материале. Любовь к этому орнаментальному элементу, конечно, вызвана не столько причинами эстетического свойства, сколько очень важным для мировоззрения амурских жителей каноном.

 вышивка

Спирально-ленточные мотивы. Ткань, аппликация, вышивка.

Вторым элементом нанайского орнамента являются зооморфные образы. Изображение зверей, птиц, рыб вплетены в основную канву спирально-ленточных узоров столь искусно, что вычленить их общей композиции невозможно. Почти всегда они стилизованы, но при этом сохраняют характерные движения, позы и характеры животных, зафиксированные тонкой наблюдательностью художника – исконного лесного жителя – охотника и рыболова. Следует отметить одну важную художественную особенность изображения животных в нанайском орнаменте. В большинстве случаев художник рисует их профильный силуэт. Это относится к изображению птиц (кроме орла), лесных животных (оленя, изюбра, зайца, соболя и т.д.), рыб. Мелкие представители фауны – пресмыкающиеся и насекомые (ящерицы, лягушки, пауки, черепахи, стрекозы, бабочки и др.) – фиксируются взглядом художника сверху, как бы распластанными.

 искусство нанайцев

Зооморфный орнамент. Ткань, аппликация, вышивка.

Третьим элементом, выполняющим, чаще всего, функцию объединения элементов в единую, целостную систему, законченный мотив, является узкая лента или линия. Лента, придает нанайскому орнаменту очень важное, определяющее качество – непрерывность.

Следует особо выделить композицию свадебного халата «сикэ» и композицию халата из кожи рыб «амири.» Особенностью этих видов одежды является, неизвестное в искусстве других народов, расположение основной орнаментальной композиции на спинке изделия.

 одежда

Халат женский свадебный сикэ. Ткань, аппликация, вышивка.

 В композиции спинки свадебного халата «сикэ», как правило, выделяются две орнаментальные зоны, разграниченные по горизонтали. Верхняя половина заполняется мозаикой из разноцветных тканей в форме чешуек, ромбов, полос, внутри которых вышиваются различные элементы орнамента: зооморфные и бессюжетные спирально-ленточные. А нижние полы халата заполняются двумя симметричными изображениями Родового Древа.

 национальный костюм

Халат женский свадебный. Фрагмент. Ткань, вышивка.

 свадьба

Наглядным примером действия основных принципов композиционного построения в нанайском искусстве является праздничный халат из кожи рыб «амири», который входил и в комплект свадебного костюма. Композиция спинки этого халата находится в точном соответствии с его конструкцией. По всем конструктивным срезам – плечевым, боковым, пройме и подолу – проходят орнаментированные полосы контрастного к основному полю цвета, создавая своеобразную раму для основной композиции орнамента.

 рыбья кожа

Фрагмент халата женского праздничного амири. Рыбья кожа, аппликация, вышивка.

Полосы орнамента халата «амири», закрывающие все швы и крайние срезы изделия, замыкают одежду, делают ее непроницаемой для злых духов, создают особый микромир, коим и является традиционный костюм каждого этноса.

Цветовые решения всегда подчиняются неписаному правилу: цвет должен способствовать выявлению орнамента и обогащению эмоционально-художественной образности произведения.

Халат женский. Рыбья кожа, аппликация.

Одна из самых художественно и интеллектуально насыщенных форм традиционной культуры нанайцев - комплекс свадебного костюма. По глубине семантики, богатству декоративного убранства, сложности и масштабности образа нанайский свадебный костюм – явление уникальное. Дело в том, что костюм юной нанайской невесты с головы до пят был воплощением внешнего облика и внутренней сущности грандиозного по силе и космического по масштабу мифологического существа – Дракона. Это – самый значительный и могущественный образ нанайской мифологии. Он синтезирует в себе две главные природные стихии: водную-земную и огненную-небесную, являясь, таким образом, Богом планеты.  Кроме этого, Родовое древо, вышитое на спинке свадебного халата «сикэ» олицетворяет Мировое древо жизни и выражает идею трехъ-ярусной вертикальной структуры Мироздания. Верхняя часть изображения принадлежит небесной сфере. Свидетельством этому служит цветок или стилизованное изображение солнца, венчающее древо, и птицы на ветвях – души будущих детей невесты. Ствол и ветви соответствуют земному пространству и символизируют прочность и древность рода, а корни - подземному миру «буни», миру предков.

Фрагмент подала женского свадебного халата Сикэ

Халат женский свадебный. Фрагмент подола спинки. Ткань, вышивка.

Ключевым символом приамурской мифопоэтической традиции, кроме рассмотренных выше Дракона и Мирового Древа, является образ птицы. Птица выступает и как тотем некоторых нанайских родов, и как помощник шамана и как символ души не родившихся еще детей, она – знак Неба, Верха в структуре Мироздания. У основания Древа Жизни, всегда изображались два лесных копытных животных. Вероятно, олени или лоси. Копытные животные – представители Среднего, земного мира и должны располагаться у ствола дерева.

 Кроме птиц и оленей в орнаментально-сюжетный комплекс Родового Древа на свадебном халате сикэ входили изображения животных Нижнего мира, подземного и подводного: лягушки, рыбы, змеи, ящерицы и др. Они располагаются в корнях Древа Жизни, в овалах, образованных переплетениями корней. Эти изображения фиксируют третий уровень пространственно-временной структуры Мироздания.

Свадебный обряд.

К свадебному обряду готовились заранее. Свое приданное девушка вместе с матерью или бабушкой начинала шить сразу, как только усваивала уроки вышивки. Множество узоров, вышитых на кусочках ткани, складывалось в берестяные коробочки. Халатов, в которые невеста облачалась в день свадьбы, должно было быть не менее пяти, и надевались они один на другой. Верхний свадебный халат орнаментировался особенно богато.

 Наряд невесты дополнялся оригинальной шапочкой и расшитой узорами обувью — унтами.

Нарядный воротник из тяжелого шелка с аппликацией или вышивкой, с отделкой мехом, металлическими подвесками или бусами служит декоративной деталью к свадебному халату. Поверх халата передник с металлическими подвесками-оберегами (три килограмма). Последним надевается красивое серебряное украшение. Все действие сопровождаются песнями на нанайском языке.

В последние десятилетия свадебные нанайские халаты шьют, как правило, из шелка, но еще в начале XX века их изготавливали из рыбьей кожи.

Халат амири женский и на девочку. Рыбья кожа, аппликация, вышивка.

 И сейчас на халатах орнамент, состоящий из соприкасающихся друг с другом крупных полукружий. Он символизирует рыбью чешую. Это панцирь так же защищает девушку от злых духов, что нередко норовят напасть исподтишка.

Не менее заботливо украшалось свадебное одеяние жениха. Ярким, красочным орнаментом покрывался весь костюм.

Халат мужской. Ткань, вышивка.

 Мать и сестры заблаговременно, прилагая все свое умение, готовили художественные детали орнамента к наряду сына и брата. Они нашивали их на шелковый короткий халат с разрезами по бокам, выделяя и подчеркивая красоту вышитых узоров орнамента умело подобранными узенькими кантами и разными по ширине полосками из однотонных цветных тканей. Не менее нарядными были и ноговицы и богато орнаментированный широкий праздничный пояс.

Рукавицы женские и ноговицы мужские. Ткань, вышивка.

Шапка с вышитым верхом и унты с меховой мозаикой довершали убранство жениха.

В отличие от костюма с символическими узорами, в который невеста наряжалась только раз в жизни, наряд жениха извлекался из сундука от случая к случаю.

После третьего визита к будущим родственникам родители жениха возвращались домой и начинали готовить свадьбу.

Мужская одежда.

В день отъезда невесте заплетали волосы и особым способом укладывали на голове, ровным пробором делили на две части, в прическу вплетали три полоски материи — две черные и одну красную.

Невеста просила благословения родителей, прощалась с подругами. Мать и отец собирали ее огниво, кресало и трут, чтобы разжечь собственной огонь. Отец давал ей копье, чтобы отпугивать духов, которые попробуют помешать ей в супружеской жизни.

Она шла, расчищая дорогу копьем, и никто не мог преступить ей дорогу…

Жених встречал ее у своего дома, и — новые ритуалы.

Информация взята из книги А.С. Киле. Искусство нанайцев: вышивка, орнамент. Традиции и новации. Из интернет-источников.

Спасибо за внимание!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email