Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > История возникновения носового платка

История возникновения носового платка

Виды творчества:   Разные виды творчества
Шитье > Кройка и шитье
История возникновения носового платка | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Носовой платок, как предмет гигиены, появился в Ассиирии, делали его из пергамента. В Китае во II в до н.э. носовые платки были бумажные.

Первые сведения о появлении носового платка из ткани относятся к ІІІ веку до нашей эры. Первыми, кому довелось пользоваться им, были греческие аристократы и римские патриции. Внедрению его в обиход способствовало два обстоятельства: жаркий климат Средиземноморья и этикет. Так и появился «сударий», то есть платок для пота. Отирая пот с лица, владелец «судария» старался незаметно осушить себе и нос, ведь сморкаться в обществе в те времена считалось грубейшим нарушением правил приличия. О платке сообщает уже Катулл (84— 54 гг. до н. э). Упоминается он и в религиозных писаниях. С расцветом Римской империи платок получает все большее распространение. Однако на смену неблагозвучному «сударию» приходит «орарий» — платок для рта. «Орарием» приветствовали знакомых, в более поздние времена императоры давали им знак в Колизее — помиловать или осудить на смерть гладиатора, проигравшего схватку. А по свидетельству епископа Августина (354 — 430 гг. нашей эры), применяли его и для перевязки ран.

Во время великого переселения народов, нашествия готских племен и краха Римской империи платок прекратил свое существование и вышел из обихода на многие века. Возродиться ему суждено было лишь в средние века в Италии, то есть, по сути дела, на развалинах Древнего Рима.

Платок, появившийся после Великого переселения народов, носил название «фаццолетто» — платок для лица. Из Италии платок начинает проникать в другие страны. Известно, например, что первой страной, где платок пользовался большим успехом, была Франция. В царствование Филиппа IV Красивого (1285—1314 гг.) в Париже уже шла бойкая торговля платками. Здесь итальянский «фаццолетто» стал в основном атрибутом дамского туалета, превратившись в разновидность веера. Его изготовляли из тончайших сортов газа, пропитывали духами и украшали дорогими кружевами. Платки были сильно надушены, чтобы скрыть запах пота, ведь вместо мытья рук было принято протирать кончики пальцев влажным платком.
Во Франции «фаццолетто» окрестили «ле мушуар» (от слова «ля муш» — муха). Платком пользовались, по-видимому, не столько для того, чтобы сморкаться, сколько отгонять мух. Это курьезное название так и осталось за платком в современном французском языке.

Из Италии и Франции платок распространился по остальным странам Европы. Однако, как в Италии и Франции, он везде долгое время оставался предметом роскоши, доступным лишь привилегированным сословиям. Так, например, Аугсбургские власти в 1530 году постановили, что каждому сословию разрешается носить одежды лишь из строго определенных тканей и мехов, причем нижним сословиям носовые платки иметь запрещалось.
Когда появилась мода на нюхание табака, на платках стали оставаться некрасивые пятна, и декоративный платок исчез из обихода: его заменил самый обычный платок, похожий на тот, каким мы пользуемся сегодня.

Платки имели различную форму до тех пор, пока 23 сентября 1784 года Людовиком XVI не был издан указ о непременности квадратной формы этого предмета «длина платка должна равняться его ширине». Из экономических соображений.

Петр I, внедряя европейскую культуру, наряду с прическами и одеждой, ввел носовые платки также специальным указом. В России их стали называть «ширинками» и стандарт утвердили 40х40 см.- по ширине ткацкого станка. Импортные ширинки были из кисеи, батиста, газа.
Был еще один вид платков в России - «короткие утирники», собственно, практический вариант.

Сегодня практически весь мир перешёл на использование бумажных одноразовых платков, лишённых очарования и выполняющих чисто утилитарные функции. Но «упёртые» эстеты продолжают выискивать для себя и для близких эти удивительно красивые квадратики, подчас настоящие произведения искусства, украшенные вышитыми монограммами, цветами, кружевами, подчас платя за них немалые деньги! Цена на платочки с брюссельскими или брюггскими кружевами иной раз доходит до весьма внушительных сумм. Сумасшествие? Вероятно! Но так красиво!

платочки

батистовые платочки

антикварные платочки

антиквариат

антикварные кружева

ручная вышивка

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email