Обновление пароля

 >  >  >  > Как разбудить воображение

Как разбудить воображение

По странной случайности за довольно короткий срок два совершенно разных человека задали мне практически одинаковый вопрос и попросили дать свою точку зрения. Поскольку дискуссия получилась в обоих случаях групповая, то я пообещала довольно большому количеству человек ответить на поставленные вопросы. Видимо, участники этих двух МК не читали мой ЖЖ, поэтому я покопалась в своих записях в Живом журнале и нашла одну, которая максимально ярко иллюстрирует мое мнение. Публикую ее здесь слово в слово, т.к. прочитав, решила, что все сказанное так и остается для меня актуальным и справедливым.

Итак, ретроспективная статья:

"Откуда приходят идеи".

Я постоянно провожу мастер-классы, и практически на каждом занятии я вижу, как несколько человек занимаются непростой  задачей – придумывают идею для своего проекта, будь то шарф, сумка или предмет одежды. Порой на поиск идеи затрачиваются значительные усилия, возникает раздражение и неуверенность в своих силах, иногда разочарование. На самом деле, это нормально. Пару лет назад я уже писала о стадиях творчества у себя в ЖЖ, и этап фрустрации – обычное явление. Так что надо относиться к этому спокойно и искать свои источники вдохновения. Я бы хотела описать пару-тройку случаев, которые подарили мне свои идеи для создания новых работ, а также попробую дать несколько рекомендаций, которыми я руководствуюсь сама, работая над новыми идеями.

… Я сижу на большой открытой веранде, уже темнеет. Совершенно свободный вечер, спешить некуда. Мы пьем вино и ожидаем заказанный ужин. Вино очень приятное на вкус, хотя спиртное я вообще не люблю. Поэтому вино не будит во мне никаких творческих порывов. И тут я опускаю глаза на этикетку и читаю «Два океана». Проходит минута, другая… вдалеке я слышу голос своего мужа, он что-то бубнит про погоду, но я почти не слышу его. Я уже узнаю знакомое возбуждение, когда в голове начинает формироваться идея. Два океана – теплый и холодный, они встречаются у Мыса Доброй Надежды, сталкивают свои воды, образуя волны и завихрения, чтобы потом разлиться по разные стороны континента. Интересная мысль. Красивое название – Два океана… что-то большое, струящееся, в двух тональностях… тем более, что я хорошо «вижу» зеленый и синий цвета… В голове постепенно начинает оформляться идея новой работы. Сначала рождаются цветовые сочетания, подходящие под понравившееся название, потом линия соединения цветов – обязательно через коричнево-охристый, дальше по ходу посмотрим. Далее, я думаю над поверхностью – какая она будет: гладкая, блестящая или матовая, неровная и пр. и из этого уже становится понятно,  какими техниками можно воспользоваться, чтобы получить желаемый эффект. Местами мне надо будет оставить гладкую поверхность с большими шелковыми разводами, а в месте соединения океанов будет фактурная поверхность – это «острова» и «земля». Теперь можно подобрать возможные материалы. Несомненно, блестящий шелк, наверное, надо покрасить самой, шелковый топс, и очень красивые цветовые переходы можно передать с помощью секционно окрашенного лэпса. Ясно, что некоторые места придется «сборить» - архипелаги и пр. земную поверхность. Хорошо бы показать течение и рельефы, для этого заложим длинные складки с помощью пищевой пленки. Длина платья должна быть большой, с неровными краями и пр. Идея родилась и вполне оформилась, а источником послужило понравившееся словосочетание. В голове уже выстроились все детали, кроме, пожалуй, цветовых нюансов. Цвета я буду подбирать уже на месте, когда будет нарисован силуэт, сделана выкройка. Буду ходить вдоль полок с шерстью и вытаскивать на стол претендентов. Потом начну группировать цвета по сочетаниям, постепенно отбраковывая неподходящие. Я обязательно нарисую платье в общих чертах, где какой будет цвет, где расположится линия слияния океанов, подумаю, как можно подчеркнуть цветом талию, сделав силуэт более стройным, избегая акцентов в «ненужных» местах – на груди, бедрах, а также упрощающей идею симметрии.

Это только один пример того, как рождаются мои идеи. Я  относительно легко воспринимаю системы символов и знаков, мое воображение чутко откликается на слова и словесные  образы. Поэтому в основном мои идеи рождаются из понравившихся словосочетаний,  услышанных слов или прочитанных текстов – названий песен, выразительных фраз, понравившихся звуков. Гораздо в меньшей степени будоражат мое воображение цветовые сочетания, музыка или живопись. Даже если в голове крутится идея, навеянная новыми материалами, увиденным пейзажем или каким-то произведением искусства, но никак не может оформиться, самый лучший способ «выдать» ее на свет божий для меня – это придумать ей название. Слова должны меня волновать, за ними должны стоять эмоции, воспоминания или просто нравиться на слух. Для того, чтобы найти этот самый эффективный для меня способ генерации идей, несмотря на его простоту, ушло несколько лет и понадобился серьезный анализ, основанный на статистике своих работ.

Еще пример. Мне нравится женское имя Ева. Для придумывания образа понадобился лишь один небольшой толчок. Моя знакомая родила дочку, я поздравила ее по смс и спросила, как назвали девочку, в ответ получаю сообщение «Имя Ева».  Почему-то меня глубоко поразило это словосочетание. Я стала думать над этим словом – «Ева». Что за ним скрывается, какие образы и эмоции. Постепенно в голове складывается очень яркая и детализированная картинка. Опять платье. Длинное, облегающее, я хорошо представляю цвет и декоративные элементы, я даже знаю, из чего буду делать. Обязательно зеленое или с использованием зеленого, потому что буква «е» в начале имени у меня ассоциируется с зеленым цветом – у меня нет в этом сомнений. Я даже уже поделилась идеей его воплощения с коллегами перед отпуском – настолько хорошо я вижу эту картинку.

И еще об именах. Даже скорее – о звуках. Когда-то давно смотрела фильм «Ван Хельсинг». Фильм красочный и драматичный, хоть и сказка, но главное - почему-то очень впечатлило имя главного героя – от звуков при произнесении имени веет темной энергетикой, мрачной силой, мистикой и торжеством возмездия. В голове стоит смутный образ пальто, которое я хочу сделать, я ясно вижу лишь некоторые детали, но дизайн еще не проработан до конца. Я не тороплюсь, идея родилась и готова ждать. Придет время, я сделаю.

Другое. Я с удовольствием слушаю хороший русский рок. Мощная энергия протеста, идущая от музыки, в сочетании с талантливыми стихами является для меня сильнейшим стимулом для генерации идей.  Нашедшие в душе отклик обрывки строф мгновенно дают творческий импульс для создания образа. Хотя по отдельности музыка и поэзия не оказывают на меня такого вдохновляющего действия.

Еще на меня большое влияние оказывает… ветер. На самом деле, я ветер не люблю. Но меня волнуют эти гигантские перемещения воздуха, дуновения разной силы, мощь и свежесть воздушных потоков. Я с удовольствием подставляю лицо теплому ветерку, слежу за тем, как колышется зелень и бегут под его натиском по небу облака. Люблю слушать ветер, его завывания меня не пугают, но я знаю, что я беззащитна перед ним – меня вечно продувает насквозь, во что бы я ни была одета, поэтому наблюдать и слушать ветер я могу, только глядя на улицу через стекло и находясь в теплой, уютной комнате. Я не выношу сильного ветра, свозняков, а от постоянных порывов воздуха просто болит голова. Но я с удовольствием думаю о ветре, стоит только произнести слово «сирокко» - и в голове уже сложился готовый эскиз. Я могу придумать множество проектов для своих войлочных работ, черпая свое вдохновение из этой воздушной стихии. В голове роится и толкается очередь из названий, за каждым из которых уже стучится своя идея: «Танцующий ветер», «Ветер странствий», «Роза ветров» и пр.

Чем бы я ни занималась, я стараюсь всегда внимательно слушать, будь то телевизор, радио, разговоры вокруг себя – из обрывков фраз, услышанных песен, прочитанных стихов, географических названий и харизматичных имен рождаются смутные образы. Они постоянно проходят тщательный «кастинг» - ляжет или нет понравившаяся фраза в основу идеи, найдет ли она отклик у меня в сердце и разбудит ли воображение. К несчастью, у меня не всегда под рукой есть карандаш и бумага, поэтому в 80% случаев я забываю бесценные подсказки, не успев закрепить их на бумаге. Такова особенность нашего мозга – идеи рождаются в одном полушарии, но чтобы реализоваться, они должны транслироваться в другое полушарие, но часто «дверца» между творческим центром и местом фиксации идеи оказывается открытой лишь мгновения, любое обстоятельство – не вовремя прозвонивший звонок, случайный вопрос, любое отвлекающее действие – хлоп! Дверца закрылась, идея осталась в правом полушарии и там улеглась в каком-нибудь темном уголке и как знать – до поры до времени, или навсегда?

На самом деле, передо мной стоит довольно сложная задача – описать процесс рождения идеи, к тому же, я пытаюсь выявить какие-то закономерности своего творчества. Надеюсь, вы понимаете, насколько это непросто, поскольку речь идет о вещах сугубо духовных, нематериальных и сложно поддающихся анализу и фиксации. Безусловно, это лишь скромная попытка заглянуть за завесу своего воображения, и к тому же, мне крайне тяжело перевести свои ощущения в словесную форму. И еще труднее – делать эту информацию публичной, ведь эта сфера - очень личная. Это как позволить всем читать свои мысли. Непросто, даже если ты думаешь только о хорошем.

Я думаю, что у каждого художника есть свои творческие катализаторы, и скорее всего, их несколько. Задача – обнаружить, идентифицировать их и научиться эффективно их использовать. Вот несколько советов по поиску творческих стимулов:

  1. Анализируйте свои работы, отмечайте наиболее удачные
  2. Работа над проектом начинается задолго до подбора материалов к нему, попробуйте зафиксировать момент инсайта, т.е. озарения, когда приходит идея
  3. Запомните, а лучше запишите, а затем проанализируйте, какие обстоятельства предшествовали и происходили в момент озарения, попробуйте определить причину «вспышки»
  4. Наберите статистику, руководствоваться двумя-тремя случаями  - недостаточно
  5. Постоянно анализируйте свою деятельность, попробуйте выявить закономерности вашей творческой активности, выбирайте наиболее комфортную для своего творчества обстановку
  6. Не менее важно выявить обстоятельства и занятия, тормозящие творческий процесс и постараться избегать их, когда вы работаете над творческой идеей
  7. Чаще прислушивайтесь к себе, стараясь понять последовательность своих творческих усилий. Это серьезная и сложная работа – увидеть и проследить ход развития ваших мыслей, зафиксировать и проанализировать этот процесс. Гораздо проще было бы отнести свои творческие искания к «бессознательному», интуитивному процессу и полагаться на случай.
  8. Творчество – это тоже управляемый процесс. Безусловно, он не подчиняется общепринятым понятиям, таким как начало, конец, длительность, сроки и прочие абсолютные показатели, которые мы привыкли применять при планировании. Но можно помогать себе – создавать подходящую творческую атмосферу, стимулировать воображение, будить «правильные» чувства и эмоции. На мой взгляд, большая ошибка считать, что муза «не признает» правил, на самом деле, у творчества ЕСТЬ закономерности.
  9. Не надо бояться, что управлением вы убьете свое творчество. Вовремя разбуженная и правильно обласканная, ваша муза отблагодарит вас вдохновением и страстью, тогда как выполненные «на авось», или под натиском нашего любимого слова «НАДО» работы останутся безликим повторением чего-то ранее сделанного или уже виденного. Еще один скучный шарфик, пара двухцветных тапок или очередная серая жилетка.
  10. Если позволяют обстоятельства – не используйте одинаковые материалы и техники работ, постарайтесь в каждый проект включить какой-нибудь элемент новизны.
  11. Познакомьтесь с различными техниками генерации идей – их можно найти множество в специальной литературе или покопавшись в Интернете. Наверняка некоторые из них покажутся вам интересными и полезными.
  12. Если ничего не получается – разберитесь в себе, найдите причину, мешающую вам генерировать идеи. Постарайтесь понять, на каком именно этапе возникает трудность.  Это очень важно. Определив «черную дыру», вам будет намного проще ее перескочить.
  13. Я для себя определила 4 стадии фрустрации: 1) я знаю, что я хочу сделать и есть разработанный дизайн, но он мне не нравится (по разным причинам); 2) я знаю, что хочу сделать и из каких материалов, но проблема в отсутствии интересных деталей; 3) я знаю, что я хочу сделать, но нет никакой идеи (дизайна); 4) непонятно, что я вообще хочу сделать. На каждой из стадий есть своя методика выхода из ступора, главное, чтобы не перескакивать из «первобытнообщинного строя сразу в коммунизм», минуя необходимые стадии развития творческой идеи, из этого вряд ли что-то хорошее получится.
  14. И последнее, если у вас голова лопается от идей, вы доверяете только своей интуиции и не верите в креативные техники, то хотите вы этого или нет, вы все равно проходите все стадии творчества, каким-либо образом стимулируете свой мозг и так или иначе влияете  на творческий процесс (а значит, управляете им, только бессознательно). Кажется, что идеи приходят сами по себе, возникая из ниоткуда. На самом деле, они появляются в результате сложной комбинации усилий – ментальных и физических, а усилиями управляем мы. Просто часто мы предпочитаем не задумываться об этом, приписывая все заслуги таланту, подсознанию, инстинктам и прочим тонким сферам.

Бог в помощь тем, чья муза не знает усталости, и кто презирает все стимулы и подсказки, эта статья не для вас. Ну а тем, кто временами испытывает трудности, надеюсь, текст покажется интересным. Я составила статью целиком на основании своего личного опыта и включила в нее только собственную информацию, не взяв ни строчки из чужих текстов. Это ни в коей мере не практическое руководство, а всего лишь перечень рекомендаций, которыми я пользуюсь для себя. Но, возможно, кому-то они тоже принесут пользу. Не претендую на истину, и не настаиваю на полноте охвата материала. Написала, чтобы поделиться с другими. Буду рада в ответ получить ваши рецепты и наработки.

И еще хочу сказать - творю ли я интуитивно или осознанно – это мой выбор и полное право как личности. Главное, чтобы результат меня радовал.

Попутного ветра вашей Музе!

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email