Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Икат: "Handmade в 5000 лет"

Икат: "Handmade в 5000 лет"

Виды творчества:   Роспись > Крашение, шибори
Ткачество
Икат:

Я живу и работаю на острове Бали, в Индонезии.

Этот удивительный остров ещё называют «Островом Богов». 

Индонезия — родина батика и иката — красивейших этнических тканей ручной работы. 

Я хочу рассказать вам о чуде индонезийского иката: как, для чего и где его создают.

Что такое икат? Держу пари, что на этот, казалось бы, несложный вопрос ответят немногие...

Икат — это ткань, изготовленная древнейшими методами ручного ткачества.   Названной технике около 5 000 лет, её история уходит корнями в бронзовый век. 

Судите сами, икат — это вершина ткаческого искусства, ювелирная работа.  Когда поглаживаешь икат, трудно остановиться.

balielf

Фото: BaliElf, из Интернета

В нашу посткомпьютеную эпоху ракет и планшетников, нам особенно милы вещи ручной работы, мода на икат возрождается, он приобретает для нас особую ценность.

Икат — это не просто ткань, для меня это символ волшебного  возвращения к истокам, ауре ручной работы. Чудо иката и планшета — равные по значимости вещи.

Что такое "икат"?

Слово «икат» происходит от малайского глагола «mengikat», что означает «связать, обвить всё вокруг».  Уникальность техники икат в том, что рисунок наносится не на ткань, как это делают в современном ткачестве, а на нити, и только потом рождается необыкновенное полотно! Поэтому рисунок на ткани всегда немного чуть сдвинут, «размыт» из-за неточного совмещения нитей.

Икат бывает односторонним и двусторонним (double ikat). Для одностороннего иката рисунок наносят только на нити основы (это нити вдоль полотна). На двусторонний икат рисунок наносится и на основу, и на уток (уток — это поперечные нити). Двусторонний икат – высший пилотаж ручного ткачества. Даже в одностороннем икате для того, чтобы рисунок не  «размывался», требуется отменное мастерство. В двустороннем икате  всё гораздо сложнее. Точного совмещения рисунка могут добиться только  мастера экстра-класса. Икат ткут во всём мире, но только в Индии, Японии и Индонезии вы найдёте мастеров двустороннего иката. 

Роль иката в Индонезии

На островах, где рождается икат, статус женщины определялся количеством и качеством вытканных ею полотен.  Обучают этому искусству с детства.

Икат — подлинное произведение искусства. Его передают из поколения в поколение. Есть икаты, которым  250 и более лет...

Многие виды иката  священны, они играют важную роль в ритуалах.

Все икаты обладают позитивной магической силой, которая защищает владельца от злых духов.

Двусторонний, особо сложный икат — символ достатка, богатства и власти. Такие произведения ткацкого искусства  были доступны лишь кругу избранных.

Икаты использовались  на некоторых островах в качестве денег или богатых подарков, из-за них даже случались междоусобные войны

Я выбрала для знакомства с индонезийским  HandMade двусторонний икат, потому что:

  •  именно эта  плотная ткань тёплая, мягкая и очень приятная на ощупь,
  •  любые икаты - большая редкость, а двусторонние икаты и вовсе коллекционная ткань,  произведение искусства,
  •  в настоящем ручном икате используют только растительные красители, причём все они обладают сильными целебными свойствами,
  • это тончайшая ручная работа, сродни  ювелирной,
  • здесь, на Островах, все знают, что рисунок на икатах обладает позитивной магической силой.
  • и  наконец — икат очень аутентичен: он передаёт владельцу тепло рук создателей.

Как делают икат

Эта часть рассказа написана на основе знаний, почерпнутых мной из Интернета. Я благодарна всем, кто щедро делился информацией и тем самым помог мне понять уникальность индонезийского иката. Особую благодарность трём моим Гуру из Рунета я выразила в финале своего рассказа.

Нитки

Нитки для иката прядут вручную, из местного хлопка.

В нашей семье хранятся льняные полотенца, сделанные руками моей прабабушки. Она чесала лён, пряла кудель и ткала на маленьком станке необходимое для нужд семьи. Этим полотенцам больше ста лет...

ethno

Фото: Из блогаМ. Цыганова, блога Tracy Kaestner, Rende Andung family (Sumba)

Красители

В Индонезии, для икатов ручной работы, используют исключительно природные красители.  

балиэльф

Фото: Из блогаМ. Цыганова, NEWSLETTER OF THE OXFORD ASIAN TEXTILE GROUP № 28, Fiona Stager

Самые главные из них:

Синий, индиго — древнейшая  краска для ткани. Её получают из листьев растения семейства бобовых. По всему земному шару известно более 700 видов этого растения. В восточной медицине  это растение используется как успокаивающее, при диабете, гипертонии, расстройствах пищеварения. Сам цвет индиго называют цветом королей, цветом власти, роскоши и богатства.

бали

Фото: Из блога М. Цыганова

 Красный цвет получают из коры местных деревьев и кустарников.  Кроме красивой краски кирпично-красного цвета, эти растения — источник лекарств для традиционной медицины. Настои используют при кашле, астме, диабете, женских расстройствах и... как шампунь для волос.

икат

Фото: Из блога М. Цыганова

Жёлтый цвет дарует куркума, семейства имбирных.  Куркума уникальна не только как краситель, но и в качестве чудесного снадобья. Список  лечебных свойств куркумы может занять не одну страницу. Антиоксидант (защита от старения), противоопухолевое, благодатна для органов пищеварения и прочая.

история икат

Фото: Из блога М. Цыганова

Различные оттенки так называемых базовых,самых главных -красного ,желтого и синего- и иных цветов получают смешиванием основных красителей, используются и  другие растения. Считается, что трёхцветный  икат — магический. Он прославляет сразу трёх богов — Брахму (красный), Вишну (желтый) и Шиву (сине-черный).

5000 лет

Фото: Из Интернета

Изготовление качественной краски — длительный и трудоёмкий процесс. Он может занимать недели и месяцы. А особые оттенки индиго получают после выдержки в чанах на протяжении нескольких лет.

Рисунок

Теперь пришла пора нанести на нити эскиз рисунка. Для этого их натягивают, как будущее полотно, фиксируют в пучки и рисуют эскиз.

Фото: Из блога Ирины Дворкиной, из коллекции Тропического Музея (Амстердам), Nengah Kariono(Tenganan), RendeAndungfamily (Sumba)

Окраска нитей

Каждая нить пряжи, приготовленной для создания иката, может окрашиваться и просушиваться многократно. Делается это для того, чтобы добиться нужного оттенка каждого конкретного цвета и создать рисунок будущей ткани.

Фото: Из Интернета

Перед окраской мастер должен обвязывать каждую прядь, чтобы защитить участки, которым не положено впитывать данный краситель. Например,  участок, который будет синим, обвязывается перед окраской в жёлтый и красный цвет. А тот, которому суждено быть зелёным, должен впитать жёлтый краситель. Точно также поступают с территорией  для красного  и синего цвета. А вот соединение жёлтого  и синего вместе дадут зелёный цвет.

ФотоИз блогаМ. Цыганова,   Nengah Kariono (Tenganan), BaliElf , Wikimedia Commons.

Окраска нитей  занимает недели и даже месяцы. Обычно этим занимаются мужчины. Нужно разметить будущий рисунок, многократно окрасить в нужный цвет, просушить, заново перевязать, снова разметить и т.д.

Ткачество

После нескольких месяцев прядения, подготовки красителей, окраски нитей, приходит время ткачества.

Представьте, что вы садитесь на пол, за поясничный ткацкий станок.  Ногами упираетесь в раму, спиной натягиваете будущее полотно, нити основы. В руках у Вас всякие приспособления, с помощью которых Вы переплетаете нити утка с нитями основы в шахматном порядке. 

Фото: Jim and Diane Gaffney (asiatextilejourney) , BaliElf,
NEWSLETTER OF THE OXFORD ASIAN TEXTILE GROUP № 28

Это тяжёлая и кропотливая работа. Чтобы сделать из двустороннего иката повязку-шарфик примерно 20х110 сантиметров, требуется от одной до двух недель. В сравнении с этим, труд Золушки покажется милым развлечением...

По статьям из Википедии и из блогов моих Гуру, я узнала, что на Бали центром иката является небольшая горная деревня, Тенганан (Tenganan). Следующая часть  моего рассказа посвящается первому знакомству с икатом в горных джунглях Бали.

Ваша Ольга,
http://www.livemaster.ru/balielf-ethno

Фото: Rende andung family (Sumba); Samuel Wantman  (Wikipedia); из блога М. Цыганова

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email