Обновление пароля

 >  >  >  > Легенды и быль о бирюзе

Легенды и быль о бирюзе

Виды творчества:   Декорирование > Инкрустирование
Художественная резьба > Резьба по камню
Легенды и быль о бирюзе | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Хочу поделиться с вами интересной информацией о бирюзе, подготовленной и собранной мной из различных источников специально к тематической неделе "Бирюзовые грёзы".

"Нет ни одного камня, который играл бы большую роль в человеческих суевериях и лечебном деле, чем именно персидская бирюза",- писал академик А. Е. Ферсман. На Востоке долгие века жило поверье, что голубой камень - это окаменевшие кости людей, умерших от неразделенной любви. 

Голубому камню в индийских, арабских, персидских лапидариях приписывались разные волшебные свойства: что он оберегает своего владельца от опасного падения с лошади, примиряет ссорящихся супругов, укрепляет зрение. Считалось, что перстень с бирюзой, полученный из любимых рук, принесет счастье. Воин, носящий на шее голубой камень, непобедим для врагов и потому может никого не бояться... 

В армянской средневековой рукописи о драгоценных камнях, включенной в "Книгу истории" Аракела Тавризского (XVII век), утверждается, что, если с утра посмотреть на бирюзу, то в течение всего дня человек будет свободен от тяжких забот; что носящий бирюзу будет жить в благоденствии и не видеть худых снов; что бирюза помогает также от глазных болезней. 

Английский король Иоанн Безземельный, правивший в начале XIII века, постоянно носил при себе бирюзу, потому что, по "достоверным" поверьям того времени, она должна была обнаружить яд и тем самым спасти короля от отравления... 

Любопытно приводимое англичанином Дж. Горсеем (он долгие годы жил в России в качестве агента английской "Московской компании") описание суеверного отношения ларя Ивана Грозного к бирюзе. "Посмотрите на этот чудесный коралл и на эту биркзу,- говорил царь Горсею,- возьмите их: они сохраняют природную яркость своего цвета; положите их теперь мне на руку: я заражен болезнью, .смотрите, они тускнеют; это предвещание моей смерти". 

Легенды о бирюзе, как и о других драгоценных камнях, нередко включались в художественные произведения. В "Ноуруз-намэ", приписываемой Омару Хайяму, приведена такая легенда о бирюзе: "Ездигерд Шахрияр (последний сасанидский шахиншах Ездигерд III) однажды сидел в беседке во дворцовом саду. На пальце у владыки был перстень с бирюзой. Прилатела стрела и ударила в камень перстня. Камень выскочил из оправы и упал на землю. Никто не понял, откуда прилетела эта стрела... Ездигерд задумался: что это может означать? Спросил у своих мудрецов и приближенных, но никто не знал, а тот, кто знал, не осмелился сказать. После этого прошло немного времени, и умер шах, и ушло царство от его потомков..."

Среди множества видов и направлений прикладного искусства Китая своим изяществом и сложностью выделяется резьба по камню. Этот древнейший вид китайского прикладного искусства имеет тысячелетнюю историю и свои собственные уникальные традиции.Очень часто китайские мастера резьбы по камню используют такой материал как бирюза.

тематическая неделя

А вот что пишет о голубом самоцвете в повести "Суламифь" А. И. Куприн: "Дарцл также царь своей возлюбленной... персепольскую бирюзу, которая приносит счастье в любви, прекращает ссору супругов, отводит царский гнев и благоприятствует при укрощении и продаже лошадей".

тематиеская публикация

Российский этнографический музей. Санкт-Петербург Россия Подвеска Начало 19 века.

Блюдо. Серебро, изумруды, сапфиры, аметисты, бирюза, дымчатый топаз, цитрин, золочение, опаковая, расписная и выемчатая эмаль. Москва. 1899–1902

бирюзовый

Резьба по бирюзе.

бирюза

По восточным поверьям считалось, что голубой камень бывает молодым, зрелым и умирающим. Вероятно, под впечатлением одной из легенд персидский поэт Саади (XIII век) писал о голубом камне:

"И блекнет бирюза влюбленных, Когда проходит любовь".

Ни один другой драгоценный камень не оставил в истории развития цивилизации такого следа, как бирюза. В Египте из бирюзы вырезали жуков-скарабеев.

занимательные истории

Но наибольшей популярностью украшения из бирюзы пользовались в мусульманском мире. Бирюзу считали могущественным  талисманом, исцеляющим болезни желудка и глаз. Она служила противоядием при укусах змей, приносила владельцу успех, счастье и богатство. В Древней Персии верили, что украшения из бирюзы оберегают владельца от насильственной смерти. Кстати, бирюза - национальный камень персов, по их поверьям, бирюза образовалась из костей умерших влюбленных. Изменение цвета бирюзы считалось дурным знаком, так как предвещало тяжелую болезнь или смерть.

 история искусства

Любопытно, что бирюзу из Персии привозили на Русь в заполненных водой глиняных кувшинах, так как после многодневного вымачивания, камень выглядел намного ярче. Поэтому опытные купцы не покупали бирюзу, пока не высушивали её в ящиках под своими печатями. Рассказывают, что в сокровищнице шаха Ирана есть уникальная коллекция изделий из бирюзы. И по сей день к этому камню в Иране особое отношение. Бирюза здесь считается как бы национальным талисманом.

У американских индейцев бирюза символизирует землю, воду, надежду, процветание и посвящена божествам любви. У ацтеков бирюза считалась воинским талисманом и использовалась в культовых ритуалах, ею инкрустировались ритуальные маски.

рассказ

Буддисты боготворили бирюзу, по преданию именно благодаря ей Будде удалось поразить чудовище.

По материалам статьи "Легенды и быль о голубом камне".

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email