Из истории города Тамбова

«Там Бог» – так говорят старожилы о своем городе, даже воткнутая в землю линейка прорастет и даст плоды – так плодородна его почва.

тамбов, город тамбов, история тамбова, казаки, крепость, татарские набеги, форпост, герб тамбова, историяКак известно, крепость Тамбов была заложена 17 апреля (по старому стилю) 1636 г. по указу первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Крепость соединила между собой две большие оборонительные линии на южных рубежах Российского государства. Цель построения  города заключалась в обороне от татар всей Московской юго-восточной окраины. Поэтому первые годы существования новой крепости отличались военными тревогами по поводу ежегодных татарских, ногайских, калмыцких нападений. Отсюда происходит  версия названия города. Когда татары не могли взять ни приступом, ни осадой крепость, они отступили и воскликнули : «Там Бог!!! » . А говорить членораздельно уже видимо не могли, поэтому и получалось «Тамбов» .

Современные русские города Черноземья зачастую начинались как крепости, защищавшие южные рубежи России от крымско-татарских набегов. Появление укрепленной границы явилось для разорителей непреодолимой преградой, поэтому в 1638 году крымский хан Богадур Гирей требовал разрушить новые русские города. К таким городам относился и Тамбов. Передовой военной и рабочей силой Русского государства в то время были казаки. Как известно, в строительстве Тамбовской крепости принимали участие "дельцы" казачьего Черниего монастыря. Они строили башни кремля, рыли оборонительные рвы, а также возвели на территории крепости Знаменскую церковь. Поскольку приходской храм встал на территории Казачьей слободы, то и пожелание освятить его в честь Знамения было решеним казаков. В посвящении церкви сохранилась память о первой военной победе. которой было ознаменовоно строительство Тамбовской крепости. Это был первый крупный поход тамбовских казаков - за 500 километров, почти до Белгородской крепости, стоявшей у Северного Донца. Там пролегал Муравский шлях - дорога, по которой "приходили на рязанские места и в низовые города азовцы и ногайские кочевые татары", направляемые турецким султаном. В "Древнем тамбовском летописце" говорится : "В 145 году (1637) при... Романе Боборыкине приходили воинские люди под Тамбов, и за ними он, Роман Боборыкин, послал лучших людей, дворян и полковых казаков. по числу 400 человек. И остановили тех татар в степи, и отбили у них всех коней те наши служивые люди, и два человека от тех татар взяли, а те татары отошли пехотою, и после того он, Роман, послал нарочитых людей - Андрея Колоду, а с ним 50 человек. И догнали они тех татар у Северного Донца, и мурзу у них убили, начального человека. И тех татар побито рядовых людей 5 челове, а в Тамбов привели... 63 человека."

Крепостные стены Тамбова видывали и Стеньку Разина и Кондрашку Булавина. Страдал наш народ, брали его в плен все кому не лень .
В первые годы XVIII века Тамбов больше напоминал собою огромное черноземное село, в котором преобладали деревянные дома, а грязь затопляла немощеные улицы. В те годы в истории Тамбова недоброй памятью оставили свой след холерные бунты и знаменитые тамбовские пожары. Правда, на некоторых улицах делали насыпи из глины, песку и мелкого щебня, но от этого жителям не было лучше. Лишь только начинались осенние дожди, как насыпи расползались врозь и превращались в грязь, «непроходимую для пешеходов и затрудняющую проезжающих в экипажах» . С наступлением же лета на всех улицах показывались глубокие ямы, колеи и рвы, от которых пешим и конным было еще хуже, чем от грязи. Освещение улиц в Тамбове в начале настоящего столетия, было такое же жалкое, как и состояние путей сообщения. К довершению городского безобразия обыватели свободно вывозили со дворов навоз к собору и в центре города возвышались на берегу реки Цны целые смрадные горы. А иные жители бросали навоз прямо в реку. Вот таков был общий характер города.
С середины XVIII века Тамбов начинает развиваться как торгово-экономический центр большого земледельческого района. С 1780 г. он становится центром Тамбовского наместничества. В 1781 г. были утверждены первый план застройки города и герб Тамбова, представляющий собой на голубом фоне улей на зеленой траве и над ним три пчелы.

Комментарии
Комментариев пока нет