Святыни Украины: Святогорье.

Святыни  Украины: Святогорье. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Свято-Успенская Святогорская Лавра  (Донецкая обл.) отличается от иных. Ее строения гордо  возвышаются над водами Северского Донца.  Здесь в податливых меловых отложениях  издревле образовывались пещеры. В них нашли себе пристанище первые иноки, спасавшиеся от монголо-татарского ига.  Именно в подземных  укрытиях они обустраивали кельи  и молельни.

святогорская лавра 

Усыпальница в пещере

Уединенность местности, благолепие окружающей природы способствовали  тому, что  многие монахи обращались к духовному поиску, вели закрытый отшельнический образ жизни. Поэтому место стали называть Святыми Горами.

украина

В исторических документах  XVII в. в Святогорье упоминается монастырь. Однако, к середине XVIII века обитель пришла в запустенье. Монастырь вновь был открыт в 1844 году и стал называться Святогорской Успенской пустынью. В сер. XIX – нач. ХХ вв. обитель посетили известные литераторы, в т.ч. Василий Немирович-Данченко (брат театрального деятеля, 1870-е гг.), Антон Чехов (1887), Иван Бунин (1895), оставившие о ней воспоминания. Обители посвящены стихотворение Федора Тютчева «Святые Горы» (1862), этюд Ильи Репина «Вид Святогорского монастыря на Донце» (написан с натуры, 1880).

лавра

 В период потрясений, начала прошлого века, монастырь был закрыт и часть его зданий отдана под  кардиологический санаторий. В 1980 г. был учрежден Святогорский историко-архитектурный заповедник, под эгидой которого началась реставрация ряда храмов обители. В январе 1992 года  началось возрождение Свято – Успенского монастыря. В 2004 году решением Священного Синода Свято-Успенскому Святогорскому монастырю  был присвоен статус Лавры.

монастырь 

Храм Святителя Николая - архитектурный шедевр XVII века

Вместе с экскурсией я побывала в Святогорье в начале лета 2010 года. При входе на территорию Лавры дежурили казаки. Они внимательно и строго оглядывали всех посетителей. Обязательным для пропуска было наличие нательного креста. Кроме того, у женщин должны быть закрыты ноги и плечи. Те, кто заранее не оделся в соответствующую одежду, приобретали в небольшом магазинчике платки и парео, и мастерили из них наряд.  

святые горы  

свято - успенская лавра

При входе на территорию монастыря паломников встречает высокое скульптурное изображение Пресвятой Богородицы на пьедестале, установленное в 2004 г.. Золоченый игуменский жезл в левой руке Пречистой напоминает о том, что именно Она является незримой Настоятельницей монастыря, посвященного Ее Успению. Вступая в 1859 г. в управление Святогорской пустынью прп. Герман сподобился видения Божией Матери, которая, держа в руках небольшую трость, молвила ему: «Почто унываешь? Не ты будешь управлять обителью, а Я: ты в руках Моих будешь, как эта трость!».

икона 

30 июля в Святогорскую Свято-Успенскую Лавру приезжают тысячи паломников, чтобы помолиться у величайшей святыни Донбасса - чествуемой в этот день Святогорской иконы Божией Матери.В дореволюционные годы в монастыре были почитаемы две Святогорские иконы Божией Матери: одна - древняя, не сохранившаяся до наших дней; другая - один из ее списков, находящийся в настоящее время в обители.Написание нынешней Святогорской иконы Божией Матери предание относит к XIX веку. Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы , очень понравилась  обитель. Скорбя о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону.  С тех пор многие больные различными недугами получили исцеление после усердной молитвы перед иконой Святогорской Богородицы, а иногда недужным посылалось здравие после помазания маслом от лампады, горящей перед ней, или прикладывания к больному месту засушенных цветков, украшавших икону.

богородица  

икона божьей матери  

Со времени своего возрождения в XIX веке обитель имела множество святых и благодатных мужей, просиявших различными добродетелями - подвижников благочестия и духоносных старцев.

православие

святыня  

Вид на Северский Донец с меловых гор.

паломники  

Свято-Успенский собор, построен в 1868 году

святые места  

Покровский храм

скит  

Скит прп. Антония и Феодосия Печерских

пещеры  

Фонтан у Свято-Успенского собора

монахи 

религия 

путешествие 

церковь 

От Пещерника (встроенное в склон горы сооружение, через которое осуществляется вход в пещеры) на вершину меловой скалы поднимается Свято-Кирилло-Мефодиевская лестница из 8-ми башенок и крытых наклонных галерей между ними.Пещеры меловой скалы представляют собой один из самых значительных комплексов подобного рода в Украине (его площадь – ок. 2,5 тыс. м2). 2 сохранившихся яруса пещер: 1-й служил усыпальницей, во 2-м располагались один из храмов, кельи и трапезная.

Скит иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость",с.Богородичное

Всехсвятский скит Святогорской Лавры

После экскурсии по Лавре и посещения храма, мы разбрелись по территории. Удивительно было обнаружить сразу за церковью небольшой зверинец с вольерами, где содержались птицы и животные.

Еще одна удивительная особенность Святогорья. Гора, господствующая над Лаврой с востока, увенчана в 1927 г. 22-метровой статуей Артема, спроектированной Иваном Кавалеридзе в стиле кубизма. 

На память о посещении , купили фигурки святых из  белоснежного мела Святогорья.

Фотографии для иллюстрации публикации взяты из личного архива и из интернета.

Про другие святыни Украины можно почитать здесь >>

Комментарии (19)

Какое хорошее дело ВЫ делаете ,знакомя нас с такими местами в тревожное время в Украине.Мне кажется ,что сейчас это особенно ценно и своевременно.Спасибо. И с ПАСХОЙ ВАС!

Gridneva Lyubov 20.04.2014

Какая красотаааа!!! Спасибо за "экскурсию"!

Спасибо за познавательную публикацию! Живу в Донецкой обл., горжусь тем,что рядом есть такие места! {#}

Впечатляющая публикация...никогда не была в тех местах, но впечатление присутствия при просмотре ощущалось. Спасибо большое, очень понравилось.

Необыкновенная красота этих мест!

Радужное Мыло 20.04.2014

Спасибо, Елена за такой интересный рассказ. Очень красиво. А сколько любви вложено во все строения! Изумительная природа!Дай бог счастья и спокойствия на этой земле.

Lora Vi Bead Jewelry 20.04.2014

Необыкновенная красота и чистота...Да,несомненно,хочется увидеть это собственными глазами.А пока огромная благодарность Вам,Елена,за публикацию!

Спасибо большое! Очень душевно, красиво и интересно. Прочитла Вашу статью и решила, что когда-нибудь обязательно нужно поехать, побывать там. В моем блокнотике с планами и мечтами появилась еще одна image

Очень красиво! Мне напомнило Дивеево.

спасибо за нашу красоту,частенько там бываем,действительно в Святогорье очень красиво

Красота!!! Никогда не слышала. Спасибо!!!

Спасибо за прекрасное место,за чудный рассказ!

Спасибо за публикацию!!!!{#}

Очень красивое место, я там была{#}

Спасибо Вам за публикацию! В прошлом году мы Пасху встретили в Киеве! Это было замечательно и радостно! Цвели каштаны и сакура,было тепло! Столько радости! Поездили по Святым местам ,гуляли по городу! Теперь только смотреть фотографии и вспоминать!

Надеюсь на лучшее.

Всех с наступающим СВЕТЛЫМ ХРИСТОВЫМ ВОСКРЕСЕНИЕМ !!! Всем радости и счастья!!!

Спасибо за публикацию {#}

ЧУдное место. Несколько раз приезжала туда паломницей.

Для планирующих поездку в эти святые места полезно будет знать, что при Лавре есть гостиница для паломников, где можно остановиться на три дня.

Olga (hobby-patch) 19.04.2014
Мечтаю побывать. И побываю! Спасибо за публикацию!

Очень сильное место!Спасибо, что познакомили!{#}{#}