Народное искусство: резные пряничные доски

Народное искусство: резные пряничные доски | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Резные доски для приготовления печатных пряников издавна имелись во многих русских семьях. С распространением в XIX в. массового производства пряников на продажу печатные доски стали необходимым приспособлением и на пряничных заводах.

Доски всевозможных размеров и разной сложности декоративного узора вырезались искусными мастерами из дерева березы, груши, ивы или липы.

Выделяется пять типов пряничных досок: фигурные, штучные, наборные, почетные и городские. Наиболее ранними считаются фигурные и штучные, возникшие до XVIII в. Эти небольшие по размеру доски служили для формования отдельных пряников.

Фигурные пряничные доски имеют как правило прямоугольную форму. На их лицевой стороне имеются крупные фигурные изображения. Это птицы (петух, птица-пава, птица-лебедь, птица-сирин), конь (часто изображается оседланным), лев, рыба. Со временем круг мотивов расширяется, на фигурных досках появляются изображения овцы, барана, коровы, гуся, курицы, всадников, военных персонажей, кавалера с дамой.

народное искусство

Доска пряничная. XIX в. Размер 24х21,5 см.

народные промыслы

Доска пряничная. Вторая половина XIX в. Размер 15х20,5 см.

Формовочная сторона штучных пряничных досок украшалась исключительно орнаментальными узорами, отличавшимися большим разнообразием.

народные традиции

Доска пряничная. XIX в. Размер 16,3х23 см.

прикладное искусство

Доска пряничная. XVIII в. Размер 14х12 см.

Наборная пряничная доска представляет собой форму для набора небольших пряников, прямоугольных, квадратных или трапецеобразных, схожих по размеру, резной технике и декоративному узору. Доски такого типа применялись в массовом производстве пряников и получили распространение в те времена, когда пряничные заводы стали главными поставщиками печатных пряников.

Наборные доски обычно имели прямоугольную форму, были размером побольше фигурных и штучных и рассчитывались на разное число пряников. Доски с изображениями преимущественно птиц и зверей рассчитаны в среднем на 8-12 пряников. На досках, сочетающих зооморфные и орнаментальные мотивы, набор включал 16-20 пряников. Доски с небогатыми орнаментальными мотивами могли быть рассчитаны на 40, 50, 80 и даже 120 малых квадратных или прямоугольных пряников (так называемых «грошевиков»).

резьба по дереву

Доска пряничная. XIX в. Размер 22х29 см.

народное творчество

Доска пряничная. Конец XIX в. Размер 28,3х13,7 см.

пряничные доски  резная утварь

Доска пряничная. Вторая половина XIX в. Размер 25,5х33 см.     Доска пряничная. XIX в. 28х39,5 см.

На узорах наборных досок изображались зооморфные и геометрические узоры, растительные мотивы (цветы, листья, плоды) и отдельные бытовые предметы (нож и вилка, стол с самоваром, пирог, кувшин, корона, пушка, часы, сапоги). Среди изображений человека можно отметить пряху, охотника, сеятеля, пастуха, солдата.

Наиболее сложным декоративным убранством, монументальными размерами досок, сложностью композиции резного узора отличаются почетные доски (также назывались подносные, заздравные, или поздравительные), имевшие особенно широкое распространение на протяжении всего XVIII в.

Почетные доски обычно имеют форму удлиненного прямоугольника, реже встречаются круглые или многоугольные. Изготовление доски для почетного пряника требовало от рисовальщиков и резчиков большого мастерства. Знаменовать (рисовать, «проектировать») и резать такую доску являлось ответственной задачей; поэтому, вероятно, некоторые из сохранившихся почетных досок донесли до нас имена резчиков-художников.

По типу резного узора можно выделить орленые почетные доски (центральным мотивом узора было изображение двуглавого орла), хоромные (с изображением архитектурной композиции) и сложноузорные (с растительным орнаментом).

деревянная утварьтрадиционная утварь

Доска пряничная. XVIII-первая половина XIX в. Размер 37,5х25 см.      Доска пряничная. XVIII в. Размер 71х46 см.

пряники

Доска пряничная. 1778 г. Автор Ворошин Матвей. Размер 25х39 см.

Общей характерной чертой декоративного узора почетных досок были резные надписи, содержащие имя мастера, название города, иногда сопутствуемое цифровой датой, приветственное пожелание или качественное обозначение данного пряника. «1778 1 д месяца марта пятого дня си доску рисовал матвеи вороши», «се пряник кушать здобрыми людми в бесъеде на здрав», «ково люблю того дарю». Встречаются надписи, подтверждающие изготовление почетных досок по специальному заказу для подношения пряника определенным лицам.

Тип городских пряничных досок – самый простой как с технической, так и с художественной точки зрения – сформировался позже других (в начале XIX в). К тому времени пряники утратили свое традиционное обрядовое значение и стали просто доступным лакомством, широко распространенным в деревенском быту и у городского населения.

Городские пряничные доски небольшие по размеру, как правило имели форму удлиненного прямоугольника. Их формовочную сторону украшала крупная резная надпись с названием города (например, «сия ковришка верейская», «ковришка костромская», «тула», «москва», «вологда») и несложный орнамент.

резьба

Доска пряничная. XIX в. Размер 10,5х20,5 см.

Наиболее значительные коллекции пряничных досок хранятся в Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

Комментарии (1)
Nadja Anikanova 27.04.2014

Красивые орнаменты, сюжеты. Тем более, родилась я в Туле, где пряник является местной достопримечательностью. Очень интересно, спасибо! {#}