Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > "Сестрицы" в картинах замечательных художников

"Сестрицы" в картинах замечательных художников

Виды творчества:   Разные виды творчества
Живопись и рисование > Живопись

Этой публикацией мне хотелось отдать дань памяти, благодарности и глубокого уважения Воинам, проявлявшим героизм, бесстрашие и величайшее самопожертвование в невероятно трудных обстоятельствах во время войны. Часто этими героями были женщины, совсем еще — медицинские работники. В любых условиях они делали все возможное, а часто и невозможное, чтобы спасти, сохранить жизнь, возвратить в строй раненых. Не случайно героическая работа медиков приравнивалась к боевому подвигу.

В 1941 году стратегическая задача, стоящая перед медициной, формулировалась следующим образом: «Каждый возвращенный в строй воин — это наша победа, это победа Советской медицинской науки».

В годы Великой Отечественной войны в составе военно-медицинской службы трудилось свыше 200 тысяч врачей и около 500 тысяч медицинских работников. Доля женщин среди всех медицинских работников составляла 46%. Среди фронтовых врачей женщины составляли 41%, среди военных хирургов — 45%, медицинских сестер — 100%.

 победа

  война 

С. Уранова. Военная медсестра Наташа Михалева

медсестра 

Л. И.Вайшля. Наши сестры. 1982 г.

медик

 Марат Самсонов. Сестрица 1954 г.

врач

 Г. М. Шегаль. Медсестра (В свободную минуту). 1945

О некоторых сестрах, изображенных на картинах, удалось найти информацию в интернете. Одна из них — медсестра Люда Молчанова, погибшая уже после Победы.

сестрица 

Борис Дрыжак.  Медсестра Люда Молчанова

Но сначала немного о художнике:

Борис Николаевич Дрыжак родился в апреле 1927 г. в с. Нижняя Покровка Перелюбского р-на Саратовской области. В октябре 44-го он прибавил себе полгода возраста и ушел на фронт добровольцем. Его направили в Вольское авиационное училище. В училище обман раскрылся, но юношу не отправили домой, разрешили учиться. Но совсем скоро, через неделю перевели из Вольска в Воронеж в Особое училище химзащиты. Правда и там поучиться ему так и не пришлось. По воинским частям прошел набор солдат, умеющих рисовать – формировалось команда специального назначения. Оказалось, что обычный деревенский паренек Борис Дрыжак очень способен к рисованию, и он попал в эту команду. Из 400 человек команды было 50 военных инженеров и пятеро рисовальщиков. Задачей команды было обследование захваченных немецких секретных заводов, а художники сразу после этого должны были точно зарисовывать детали оборудования, техники и передавать их в секретный Центр советской группы войск. Потом заводы взрывали.

Через два месяца после того, как 17-летний Борис Дрыжак ушел из дома, он уже был сержантом и служил в составе 8-й команды в составе Второй танковой армии генерала Рыбалко. В начале 1945-го года команда была направлена в Европу. Сначала на немецкий ракетный полигон в Близне (Польша), потом в Бреслау, Кюстрин, Ландсберг, северный Берлин. Только карандаши художников-разведчиков сохранили детали сопла ракетных установок, ФАУ-3, лаборатории химических и отравляющих веществ. Рисунки считались секретными разведданными, им присваивался специальный гриф «Совершенно секретно».

Победу Борис встретил в 40 км от Берлина, ему только-только исполнилось 18 лет.

В июне 45-го команду перебросили на Дальний Восток на ликвидацию завода в Чуцине. Они добирались на верблюдах через пустыню Гоби и горы Хингана. Центр был ликвидирован. За день до капитуляции Японии Борис и медсестра Люда подорвались на мине. Девушка погибла, а Борис на полгода попал в госпиталь. Потом он нарисовал по памяти ее портрет, который так и назвал «Медсестра Люда».

подвиг 

Борис Дрыжак. Юность

герои 

Б. Казаков. Смерть санитарки 1964.

Следующая героиня, подвиг которой вдохновил нескольких художников — санинструктор Валерия Гнаровская. Она, наверное, любила жизнь, она, наверное, еще не успела многое понять в этой жизни, но поняла главное: нет ничего дороже жизни и любви. И заплатила за жизнь раненых самой дорогой ценой — своей собственной жизнью. Ей было 20 лет... 

женщины на войне 

Марат Самсонов. Подвиг санинструктора Валерии Гнаровской, 1984

героиня

Серафим Володин. Эскиз к картине Валерия, посвященной подвигу 20-летней санитарки Валерии Гнаровской, 1970 г

живопись 

Пентешин Иван Мильевич, Подвиг Валерии Гнаровской, 1961 г.

Вот немного информации про Валерию: Бойцы 907-го стрелкового полка 244-й стрелковой дивизии 3-го Украинского фронта своего санинструктора  Валерию Гнаровскую называли Ласточкой за чуткость, ласку и быстрое появление возле раненного. Это символичное и ласковое имя, присвоенное Валерии, точно отражало характер и поступки славной патриотки. С апреля 1942 по сентябрь 1943 г. она вынесла с поля боя и оказала первую медицинскую помощь 300 раненым солдатам и офицерам. Валерия билась за них, подобно ласточке, которая до тех пор вьется над гнездом с птенцами, пока не отступит опасность. Так поступила она и в последний раз. 23 сентября 1943 г. под украинским селом Вербовое Валерия Гнаровская со связкой гранат бросилась под гусеницы вражеского танка и ценой своей жизни спасла от неминуемой гибели десятки раненых бойцов. Указом от 3 июля 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР присвоил посмертно Валерии Осиповне Гнаровской звание Героя Советского Союза.

Еще одна женщина-героиня, запечатленная на портретах — Раиса Ивановна Абакумова.

день победы

Анатолий Талалаев. Портрет участницы защиты героической Брестской крепости Р. И. Абакумовой, 1959 г

 Художник П. С. Дурчин. Абакумова Р. И. 1961. К., пастель. 72х 54

Раиса Ивановна  родилась в 1912 г., в семье рабочего. В 1932 году окончила Орловское медицинское училище и работала операционной сестрой в областной больнице. В октябре 1939 года по призыву была направлена в 125-й стрелковый полк фельдшером. В июне 1941 года Р. И. Абакумова - лейтенант медицинской службы, старшая операционная сестра 95-го медико-санитарного батальона.

Жила Р. И. Абакумова с шестидесятилетней матерью в крепости, в домах начальствующего состава на Кобринском укреплении. На рассвете 22 июня готовилась к выезду на учения. С первыми разрывами фашистских снарядов бросилась в сторону госпиталя, который находился на Волынском укреплении. Вокруг рвались снаряды, свистели пули, все горело. На ее глазах падали сраженные бойцы, повсюду лежали раненые. Санитарная сумка Абакумовой быстро опустела. И тогда она побежала в Восточный форт, здесь организовала импровизированный госпиталь. Раненых становилось все больше и больше. 29 июня на открытом партийном собрании, состоявшемся в форту, Р. И. Абакумова вместе со всеми проголосовала за решение стоять насмерть. Эту мужественную женщину хорошо помнят герои крепости, многим она спасла жизнь. ...

"В то памятное предрассветное утро внезапный артиллерийский обстрел и разрывы бомб разбудили бойцов Брестского гарнизона. Началась героическая осада крепости, длившаяся больше месяца. С воспаленными глазами и потрескавшимися губами герои Бреста крепко держали в руках оружие. Они бились до последнего дыхания.

С первых минут войны приняла участие в боях за Советскую Родину военфельдшер 125-ого стрелкового полка Раиса Абакумова. С санитарной сумкой через плечо, полусогнувшись и по-пластунски, она добиралась до раненых и оказывала им помощь. А тех, кто не мог передвигаться сам, худенькая, хрупкая женщина осторожно подхватывала под руки и переносила в укрытие.

В форту под руководством Раисы Ивановны был организован небольшой госпиталь. Ухаживать за ранеными было положено женам командного состава. Когда кончились медикаменты и были израсходованы все запасы бинтов и индивидуальных пакетов, пошли в ход чистые армейские рубашки, простыни, наволочки, разорванные на ленты; вместо шин и гипса служили обломки досок, вместо лекарств — ласковое слово...

Раненые метались в жару... "Пить... глоток воды", - умоляюще просили они. Но воды не было. Неподалеку находился ледник. Рискуя жизнью, под сплошным ураганным огнем, Абакумова не раз переползала открытое пространство и приносила раненым кусочки льда.

Войска гитлеровцев рядом с фортом. Бомбы, снаряды разрушили часть бетонированного вала. Фашисты пустили дымовую завесу, затем – газы. В форт полетели гранаты. Силы гитлеровской армии превосходили. Устоять против них на таком маленьком участке было невозможно.

Бои становились все более ожесточенными. Бомбой разрушило часть форта. Группа людей, в том числе и Абакумова, оказалась отрезанной от гарнизона. Бойцы пытались прорыть завал и пробиться к своим, но безуспешно – фашистские танки преградили им путь. В гарнизоне решили, что вместе с другими Раиса Ивановна погибла...

...Плен. Побег... Опять плен... Наконец настал день победы. Враг был уничтожен в его собственном логове. Советские люди, заключенные гитлеровцами в тюрьмы и лагеря, получили освобождение. Была освобождена и Раиса Ивановна.

В одном из номеров журнала "Огонек" она прочла однажды сообщение о своей героической гибели. Раиса Ивановна не стала писать опровержение. Усмехнувшись, она сказала: "Ну и вечная память тебе, Рая".

Но вскоре по всей стране разнеслась весть о том, что славная защитница Бреста жива. В адрес отважной медицинской сестры стали приходить поздравления, приветы, письма...

Письма, открытки, телеграммы, поздравления с высокой правительственной наградой — орденом Красного Знамени, который был вручен Абакумовой за участие в легендарной обороне Брестской крепости, – все это свидетельствует о любви и уважении к славной патриотке, смелой советской женщине, спасшей жизнь многим людям, отважно боровшимся за Советскую Россию, против гитлеризма..."   (Из очерка А. Вялкина "Героини Бреста" в книге "Наши славные землячки").

Раиса Ивановна Абакумова награждена орденом Красного Знамени. Она жила в Орле, проводила большую работу по героико-патриотическому воспитанию молодежи.

 Бут Н.Я. Боевые подруги.

В.Пузырьков. Впереди мир. 1984г.

Отгремела война... И салюты Победы отгремели. Жизнь продолжается, а медики в любое время по-прежнему готовы к подвигу во имя Жизни.

Спасибо за внимание к публикации. Поздравляю с Днем Победы! Желаю мира, счастья, и пусть мы никогда не узнаем, что такое война.

Информация и репродукции найдены в Интернете.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email