> Журнал > Блоги > Персональные записи > Продолжение одной маленькой истории.

Продолжение одной маленькой истории.

16.04.2014 10:13     Просмотров: 1510     Комментариев: 5     

 Рада сообщить, что история с кокошником всё-таки получила своё продолжение!

 Для тех, кто не в курсе, ссылки на предыдущий пост:

http://www.livemaster.ru/topic/343109-malenkaya-istoriya-odnogo-kokoshnika?vr=1&inside=1

А здесь мастер-класс с увлекательными обсуждениями в комментариях:

http://www.livemaster.ru/topic/357777-povsednevnyj-kokoshnik-chast-1?vr=1&inside=1

http://www.livemaster.ru/topic/363697-russkij-zhenskij-golovnoj-ubor-chast-2?vr=1&inside=1

http://www.livemaster.ru/topic/373943-russkij-zhenskij-golovnoj-ubor-chast-3?vr=1&inside=1

 

В этих самых обсуждениях Вы, дорогие мастера, подняли вопрос о правильном названии представленного головного убора. Ну и задачу вы мне задали! Целая история получилась. С перепиской, звонками, встречами, онлайн-консультациями, расследованием и завязыванием дружбы.

 

В одном из комментариев мне дали ссылку на фотографию точно такого головного убора, как у меня. Только тот практически разваливался и его нужно было реставрировать.

 

кокошник, история костюма сорока

 

Я спросила хозяйку фотографии, не знает ли она, как это дело называется и у нас завязалась переписка. Она оказалась работником музея.

 

В результате общения я поняла, что этнографы — это выпускники разведшкол, короче, их готовят там же, где и славных разведчиков. Посудите сами. Кому из простых смертных придет в голову для уточнения названия деревни, спросить «А может бабушка упоминала речку какую-то, или озеро рядом было? Или другой населённый пункт рядом был?». И это после пятидесяти «Не помню, давно это было!». Для меня «не помню», значит «не помню».

 

Некоторые вопросы мне даже с дружественным визитом в голову не пришли, к моему огромному стыду. В моём среднестатистическом понимании этот головной убор был самодостаточным музейным экспонатом. Понимаете? А, что носили в комплекте с ним? Не фиговые листочки — это точно, но там столько всего было... и детали, детали, в них вся соль. Анна же, как настоящий профессионал, увидела за деревьями лес. Для ответа на этот вопрос мне, по её совету, пришлось организовать этнографическую экспедицию на чай к владелице головного убора. В общем, Анна снарядила меня целым списком вопросов. Я её честно об этом попросила. И оказалась права (см. выше).

 

В процессе этнографического чаепития была привлечена тяжёлая артиллерия в лице тётушки. По боевой тревоге нашего телефонного звонка ей пришлось поднимать метрики из семейного документохранилища. Потому, что для более точного определения местечкового названия головного убора, нужно было узнать точное географическое название населённого пункта. Вот такая она беспощадная, этнография. Не жалеет ни детей, ни стариков!

 

Это была присказка. А вот сама сказка:

Чего, собственно ради затевалась вся эта история? Правильно - выяснить название убора!

 

Когда я рассказывала про дискуссию о названии головного убора в комментариях публикации, хозяйка раритета перебила меня словами "Это КОКОШНИК! Бабушка сказала, что это кокошник!" На самом деле, "кичка", "сорока", "кокошник" - это, скорее, условные термины, которые обозначают тип головного убора. В каждой местности при этом бытуют свои названия.

 

Что касается нашего убора, то он занимает промежуточное положение между кокошником и сорокой, ближе к сороке, поскольку очелье мягкое. А с кокошником его роднит соединенность всех деталей (сороки, обычно, состоят из нескольких частей). Это со слов специалиста. Теперь мне понятно, почему мы так путались.

 

Если говорить о точном местечковом названии, то оно пока не известно, но в те края планируется экспедиция ближе к лету, вот тогда будет уже полная картинка. Об этом я напишу в комментариях. Не вижу смысла писать на эту тему больше публикаций. Хотя, Вы меня знаете...

 

Скорее всего такие головные уборы были повседневными для новобрачных и, скорее всего, до рождения первенца. Насколько мне стало известно, женщины наиболее нарядными ходили именно в этот период. А позже этот головной убор становился для женщины праздничным.

 

Новое открылось и в годах сдачи нарядов - это было, оказывается в 1936-37 годах, а не в восьмидесятых, как было сказано раньше. Вещи отнесли в театр, если помните.

 

И немного о территориальной принадлежности костюма. Курская или Орловская губерния? Бабушка моей знакомой родилась в Курской губернии, Новосильский район, село Подьяковлевка (может быть ошибка в написании, документ старый, сложно разобрать). Но потом в каких-то документах ей вписали Орловскую губернию. Оказывается, что этот уезд/район действительно несколько раз переходил из губернии в губернию, из области в область. Так, что справедливы оба утверждения.

 

А ещё Наталья, хозяйка кокошника, великодушно предоставила мне для фотосессии своих кукол, одетых её бабушкой в русские национальные костюмы. Это очень тёплая семейная легенда. Как-то бабушка, которая была самой первой владелицей головного убора, купила в советском уже магазине кукол и стала шить им народные костюмы. «Сделаю так, как я одевалась, скоро этого не будет» - так она сказала. И ведь, как в воду глядела! Для трёх дочерей были наряжены три куклы. Вспоминается сказка про Василису и её куколку, правда? Я смогла познакомиться только с двумя, третья живет где-то в Москве. До неё не добраться.

 

головной убор

народный костюм

женский головной убор

народный головной убор

 

Отсняв сколько-то фотографий, я отправила их Анне. Оказалось, что костюм был соблюдён условно. Такие мелкие детали, как вышивка, были вольно трактованы. И головной убор на куклах тоже отличается. Хотя бы потому, что состоит из трёх частей и формой напоминает "сборник". Главное для нас, что представление о костюме он даёт. Основные составляющие костюма — это рубаха, понёва и передник. В целом их костюм отражает общий образ одежды, бытовавшей вместе с кокошником. Но характер вышивки крестом и выбор тканей для понёвы (без попытки сымитировать подлинную ткань) достаточно условные. Бабушка рассказывала не только про понёву с передником, но и про сарафан, но работник музея этого не подтвердила: «Интересно, что помнят и сарафан тоже... Мы в тех краях сарафан не встречали. У однодворческого населения девушки до замужества носили полосатые юбки (андараки), а в замужнем статусе носили поневы».

 

Вообще, куклы попали к нынешней хозяйке в ужасном состоянии, с ними до этого играл ребёнок. Хозяйка их отмывала, стирала одёжку, собирала оторванные руки-ноги, а я уже скромно починила головные уборы, у которых отлетели бусины, и залатала юбки-понёвы.

 

Мимоходом выяснилось, что, например, на художественные произведения, то бишь картины, в ходе реконструкции не всегда можно опереться. В одном изображении костюма могли намешать элементы не просто разных костюмов одного региона, а даже разных народностей. Потому, что художники в своих картинах искали яркий образ, а не этнографическую правду. Кстати, хорошая газета для работников музеев получилась бы - «Этнографическая ПРАВДА»! Дарю название.

 

Статья стремительно заканчивается и в последних строках своего письма я хочу поблагодарить всех, кто так или иначе помог мне написать эту статью. Всем, кто прочел мои первые публикации и проявил заинтересованность. Все ссылки, вопросы, сомнения, подсказки, а главное — поддержка, очень мне помогли. Из тех ниточек, что Вы мне протянули, сплёлся нарядный узор истории. Самый низкий поклон Наталье, с головного убора которой всё это и началось. Наташа, если бы не ты, всей этой истории могло бы и не быть.

 

P. S. Я старалась писать все посты максимально близко к рассказам очевидцев и моих собеседников. В итоге, как оказалось, всё-таки приукрасила правду. Что могу сказать... А кто не приврал, тот и не писатель вовсе!

 

Вот и сказке конец, а кто дочитал, тот молодец!

 

P. P. S. — Ах, эти женщины! Проговорив с подружкой пару часов в кафе и попрощавшись, мы всегда найдём пару слов, которые добавим по телефону.

 

У меня есть отдельная информация для всех, кто живет в Москве или рядом и интересуется народными репликами. Я нашла способ проникновения в святая святых — музейные фонды. Но это не безвозмездно. Оказывается, что музеи (ну ладно, не все, а очень конкретный музей) очень даже заинтересованы в сотрудничестве с мастерами, которые могут профессионально (подчеркнуто три раза) снять с экспонатов выкройки и сделать реплики. Я бы не стала надеяться на какой-то заработок. Скорее обмен. Скорее для настоящих искателей и ценителей. Я живу далеко от Москвы и совсем конкретные условия не оговаривала. Это Ваши дела. Все, кто захочет узнать побольше и познакомиться, пишите мне в личку, я передам Ваши координаты. В сообщении укажите, пожалуйста, свои навыки и умения, а также мотивацию, то есть, зачем это Вам вообще нужно.

 

На этом всё.

 

Искренне Ваша, Марина.

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 
Tamnikso

Спасибо! Очень понравилось ! {#}

MariKo embroideries

Благодарю, Тамара!

Марина,ну вы копатель! Супер!

Спасибо вам оргомное,только так и можно сохранить историю. Низкий вам поклон за ваши старания и трепетное отношение к работам старых мастериц .

MariKo embroideries

Спасибо, Рина! Почему-то очень хотелось довести эту историю до логического конца. И чудесным бонусом я получила знакомство с интересными людьми.

Вам отдельная благодарность за поддержку!{#}

Ирина Сашина

Марико, доброго времени суток! Прочла весь "сериал". Всё очень интересно. Работа Ваша замечательная. Этнография затягивает своей глубиной и шириной! Я уже с этим столкнулась и несколько лет нет мне от неё покоя. Надеюсь, что ещё увижу Ваши прекрасные работы по реконструкции этнографии либо реплики.

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз