До самого начала 15 в. на Руси не встречается механических часов. Поэтому, когда в 1404 г. великий князь Московский Василий Дмитриевич задумал иметь у себя часы, они выглядели диковиной. Создателем часов стал ученый афонский монах Лазарь Сербин (из Сербии). Появление афонита Лазаря при дворе московского великого князя объясняется тем, что на рубеже 15 в. греки, сербы,болгары, теснимые на Балканах турками, часто искали приюта в единоверной им Москве. Часы, созданные Лазарем, были водружены умелыми московскими мастерами на самом видном месте одной из башенок белокаменного Кремля, недалеко от того места, где сейчас находится Благовещенский собор. Это были единственные тогда во всей Руси башенные часы. Лазарь Сербин изготовил часы с механической фигурой человека, который каждый час ударял молотом в «часник». А в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили на Спасской башне новые часы: на огромном голубом циферблате, символизировавшем небо, были изображены серебряные звезды, полная луна и месяц. Вокруг шли 17 арабских золоченых цифр и столько же церковно-славянских букв, которыми обозначали цифры в допетровской России. Циферблат вращался под неподвижным изображением солнца с лучами, один из которых заменил стрелку, показывая час.
«Дивом мира» называли эти часы иностранцы, бывавшие в Москве. Часовщики, следившие за ними, носили титул «часовой мастер Спасских часов» и очень этим гордились. В конце17 века часы сломались, и по указу Петра I их заменили на новые голландские часы с музыкой - куранты. Немецкие мастера, ремонтировавшие их в 18 веке, подшутили над москвичами - куранты стали вызванивать мелодию «Ах, мой милый Августин!».
В середине 19 века часовщики братья Бутеноп установили на курантах 24 колокола, снятых с Троицкой и Боровицкой башен. Предполагалось, что будет звучать гимн России «Боже, царя храни», однако Николай I не разрешил этого. С тех пор с башни каждые три часа доносились «Коль славен наш Господь в Сионе» и гвардейский марш Преображенского полка.
При штурме Кремля в 1917 году часы были повреждены. Восстановить старинный механизм взялся кремлевский слесарь Н.В. Беренс. В столице нового государства заиграли «Интернационал» и марш «Вы жертвою пали». И только с лета 1996 года кремлевские куранты стали вызванивать Государственный гимн России.
Само слово "часы" в смысле прибора для измерения времени в русских письменных источниках появилось впервые лишь в конце 1404 г. Для обозначения этого нового на Руси прибора употреблялись и другие слова - "часник" и "часомерье" (калька с греческого слова "хронометр"). Изображение первой московской башни с боевыми часами "часозвони" есть в Лицевом своде, шеститомной иллюстрированной русской истории 12-16 вв., изданной в Москве в третьей четверти 16 в. Лишь десятилетия спустя башенные часы появились и в других городах русской земли. В 1435 г. часы были водружены на каменном столпообразном сооружении - знаменитой Евфимьевской часозвони в Великом Новгороде. Несколько позже, в 1476 г., часы устроили в Святогорском монастыре г. Пскова. Все эти часы устанавливались талантливыми русскими мастерами, но, к сожалению, в источниках зачастую нет точных указаний о создателях часов и строителях часозвоней. Считается, что самые древние из дошедших до нас - это часы Соловецкого монастыря, изготовленные в 1539 г новгородским мастером Семеном часовиком. ( На фото - часы-куранты ( 17 в. ) на соборной колокольне Суздальского Кремля.)