Обновление пароля

 > Журнал > Сообщество > Свободное общение и взаимопомощь > Семья, дом и быт > Хорошее дело браком не назовут

Хорошее дело браком не назовут

Хорошее дело браком не назовут | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

       Вопреки расхожему мнению, что «хорошее дело браком не назовут», этот, человеческий институт жил, жив и, скорее всего, будет жить. История брачного союза теряется во тьме веков, он изменялся, порой принимал странные формы, но каждая цивилизация его знала.

   Проще всего с брачными отношениями дела обстояли в темные доисторические времена. Отношения между мужчиной и женщиной в те времена обозначают страшным слово «промискуитет», что на деле означает «беспорядочные половые связи». Это и понятно. Люди только-только слезли с деревьев, отбросили хвосты и научились ходить на двух ногах. Принцип моногамии еще не  был придуман..

   Но со временем наши темные предки перестали быть настолько уж темными и поняли: так жить нельзя. Помните, даже чеховская Каштанка приходила к такому же выводу: «Так жить нельзя, нужно утопиться». Постепенно половые связи приобретают упорядоченность. Сначала возникают табу на инцест, правда не всегда и везде. В цивилизованном Египте связи между близкими родственниками не считались чем-то предосудительным и практиковались еще долгое время. Те же фараоны с удовольствием вступали в браки с собственными сестрами. У некоторых первобытных племен возникает запрет на внутриплеменные браки с целью избежания вырождения.

брак

   Первобытное родство велось строго по женской линии, что объяснимо и логично. Факт материнства установить было гораздо проще, чем факт отцовства. Тест ДНК еще не появился.

  С переходом людей к оседлости, появлению земледелия,  женщины теряют свои лидирующие общественные позиции. Мир становится мужским. Как говорила Тося Кислицина из  кинофильма «Девчата»: «Вот вы где у нас сидели, так нет же, пожалели, выпустили»!!!

 Брачные союзы заключаются повсеместно, хотя до принципа моногамии еще очень далеко. Мужчина берет столько женщин, сколько может прокормить. Поэтому у знаменитого израильского царя Соломона «семьсот жен было … и триста наложниц, не считая рабынь и танцовщиц». Сильный мужчина! Поспорить с ним мог только великий киевский князь Владимир I Святославович, который имел около 800 жен в своем гареме.

свадьба

   В Древней Греции в брак вступали только с единственной целью – рождение потомства. Поэтому лучшей женой считалась не та, которая умна или красива, а «та, о которой меньше всего говорят, потому что никто ее не видел». Знаменитому Периклу постоянно вменяли в вину, что его мать торговала на рынке, а, значит, считаться идеальной женщиной не могла. Женщина почти не покидала дома, заботилась о муже и детях. Для общения мужчины приглашали гетер. Возникает знаменитая формула Демосфена: «У нас есть гетеры для развлечения, любовницы, чтобы о нас заботится и жены, чтобы рожать законных детей».

праздник

  В Древнем Риме брак имел две формы. При одной из них женщина переходила под власть мужа, а при второй – оставалась под властью отца. В первом случае женщина получала право называться «мать семейства», матрона, а во втором только «uxor», жена. Идеал римской жены выражался словами: «набожная и нежно любящая, стыдливая, скромная, рукодельная и домоседка»

  Пришедшее христианство окончательно закрепило моногамию, сильно  затруднила разводы. НО… В Европе христианский, то есть церковный брак, воцарился далеко не сразу, к концу 11-началу 12 веков. Поэтому в реальности браки заключались «на земле». Крестьяне заключали брачные союзы по языческим обрядам. Знать разводилась, когда ей заблагорассудиться. Возникший в классическое средневековье «культ прекрасной Дамы», как формы рыцарского поклонения женщине,  к браку никакого отношения не имел. Как говорится – «мухи отдельно, котлеты отдельно». Рыцарь мог поколотить жену и отправиться совершать подвиг во имя своей «прекрасной Дамы»

юмор

   Кстати, девственность, как высшая доблесть невесты, цениться стала не сразу. У наших предков славян, например, девушки, имеющие ребенка, имели больше шансов выйти замуж. Как же – они ведь уже доказали свою способность к материнству! В  средневековой деревне была широко распространена практика «пробных ночей». С согласия родителей ночью через окно в спальню девушки лазал парень. Нередки были случаи, когда через некоторое время таких похождений парочка расставалась. К девушке спустя некоторое время начинал приходить другой кавалер. Эти перемены нисколько не сказывались на нравственной оценке «девицы». Девственность приобрела особую ценность только в глазах аристократии, чтобы, случайно, наследником рода не стал «самозванец». В крестьянских же семьях, особенно в которых существовала большая возрастная разница между мужем и женой, женщина имела «заместителя» мужа из числа молодых парней. Муж чаще всего смотрел на это сквозь пальцы – в поле нужны рабочие руки, независимо от их отцовства.

   В царской России на пути к браку стояло множество препятствий: физическая или психической болезнь, принятие монашеского обета, несогласие родителей. Кроме того, существовал возрастной ценз. Лица старше  80 лет в брак вступать не могли, ибо «брак установ­лен Богом ради умножения рода человеческого, чего от име­ющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно; в каковые лета не плотоугодия устраивать, но о спасении души своей попе­чительствовать долженствовало…». Сегодня кажется смешным, но любой, находящийся на государственной службе, должен был испросить позволения начальства о вступлении в брак. Министр Вронченко подписывая такие прошения, всегда говорил одну и ту же фразу: «Не имею чести знать его, а должен быть большой дурак».

Повторные браки православная церковь не одобряла. Даже Ивану Грозному пришлось сильно постараться, чтобы патриарх дал свое разрешение на третий и последующие браки любвеобильного царя.

  За свою долгую историю брак приобретал порой причудливые особенности.

В первые годы после победы большевиков в России ознаменовались невиданной доселе свободой нравов. Развод в те годы можно было получить по устному заявлению одного из супругов!!!  В обед можно было зарегистрироваться, а через день развестись. Вспомните уморительный рассказ М.Зощенко, как жених невесту на свадьбе не узнал. Еще бы, они ж только три дня, как знакомы! Длилась эта «идиллия» недолго. Опомнившиеся большевики поняли, что такой либерализм до добра не доведет и снова «закрутили гайки».

   Никто не скажет нам, сколько прошло веков с момента возникновения брачного союза! Сейчас модны разные формы брака – гражданский, гостевой, сезонный, открытый (когда «половинки» разрешают друг другу развлекаться на стороне), даже коммунальный. Во что это выльется трудно решить. Наверное, при любом варианте нужно помнить, что русское понятие «брак» происходит не от немецкого «сломанный, испорченный», а от русского «брачити». И означает – «выбирать, отбирать хорошее»!

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email