Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > Мой дом – моя крепость

Мой дом – моя крепость

Виды творчества:   Разные виды творчества
Мой дом – моя крепость | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Для гуцулов, проживающих в Украинских Карпатах, выражение "мой дом – моя крепость" долгое время имело прямое значение. Вплоть до середины прошлого века многие семьи проживали в своеобразных домах-укреплениях – граждах.

гражда, украинская хата

Хата - гражда – это особый вид усадьбы, который был распространен на Гуцульщине в XVII – XIX вв. По форме строение напоминает маленькую крепость – закрытый двор, который со всех сторон окружает жилая  хата и пристроенные к ней   хозяйственные помещения ( хлев, сарай и прочие). Гражду хорошо укрепляли, в основном для защиты от хищников и сильных ветров. Внешние стены не имеют окон. Единственный вход через сени, разделяющие дом на две части. 

дом, укрепленный дом 

дом-крепость, дом в горах  

Станислав Винценз о гражде писал так: «Древние дома, так называемые« гражды », были всегда в какой-то мере укрепленные, оборонные... Оборонность их состоит в том, что впереди хаты от самых ее боковых стен начинаются две шеренги хозяйственных построек. Они ниже дома, и крыши их опадают наружу. Хата опирается боковыми склонами на них, прижимает их к себе и берет под крылья. Отсюда название их – "притулы". Замкнутый двор в XIX - начале ХХ в. больше  известен под названием "дом с воротами", "гражда", “хата в брами” (хата в ворота). 

сельская усадьба, деревенский дом  

гуцульский дом, деревянный дом 

народная архитектура 

карпаты

украина 

хата

В XIV-XIX ст. когда гуцулы жили далеко друг от друга, такие усадьбы-крепости были типичными  гористой местности .
Преимущественно гражды принадлежали зажиточным хозяевам – "ґаздам", имевшим много скота .

Сейчас  гражды можно увидеть очень редко, в основном в музеях народной архитектуры и быта Косова, Львова.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email