Не грех ли отказать заказчику?

Не грех ли отказать заказчику? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Хендмейдер – человек, творящий красоту и дарящий людям добро. Не знаю, как другие, но я стараюсь лепить только с позитивными мыслями и как бы адресовать изделие тому, кто его заказал.

Это трудно объяснить, но мастера, наверное, пойдут. Думать о заказчике во время работы, как бы благословлять свою вещицу, как бы внушать ей: «Ты полетишь в город Уссурийск, там много леса и речек! Тебя будет носить тетя Маша, ты будешь ее радовать! Ты будешь играть на северном солнышке и дарить всем вокруг радость своим видом!». Я не занимаюсь явным гипнозом своих цветов и не говорю им это открытым текстом, но в совокупности мысли во время лепки выглядят именно так.

Я еще напишу большо-о-ое размышление на эту тему, но сейчас скажу о другом. А что если заказчик не по душе? Я стараюсь быть не сдержанно любезной и натянуто деловитой в переписке, а и шутить, говорить приятные слова и, конечно, благодарить. Без заискивания. И из боязни, что человек вдруг передумает, и я окажусь без гонорара. Нет! Просто по-человечески. Каждый заказчик – это как посланник свыше. Особенно, если он сам придумывает идею букета или украшения, а я воплощаю, добавляя что-то от себя. Получается сотворчество! Потому таких людей я очень горячо благодарю в душе и на словах (конечно чуть сдержаннее, но все равно с кучей смайликов).

Но случались заказы, когда с первой фразы чувствовалось, что человек как будто на распродажу пришел. И прямо сразу какая-то неприязнь. И вопросы: «А можно я оплачу через месяц, у меня как раз стипендия будет?» или «А что, платить сразу, а не на почте, когда получу?». И вот что примечательно, эти заказчики «отваливались» сами по себе. Может, потому что их не устраивала предоплата (а я беру ее только после завершения работы в случае, если изделие точно понравилось! а уважающие себя мастера просят часть гонорара и вовсе перед началом работы), то ли моя творческая аура просто отогнала таких человеков подальше.

Но веду я не к тому, что бывают плохие заказчики и хорошие, щедрые и жадные, а к тому, что они бывают мои и не мои. Своих чувствую, а чужие (они и сами не уверены, что хотят именно этот цветок) вызывают какие-то сомнения и тут же исчезают. И тут возникает вопрос, а можно ли лепить для того, кто даже виртуально не располагает к себе?

Моя подруга, чудесных дел мастер, с одним из своих заказчиков переписывалась на далекие от творчества темы. В итоге выяснилось, что на многие важные для обоих вопросы взгляд у них полярный. И мастер отказалась выполнять работу, но теперь сомневается, а правильно ли поступила? И именно этот случай сподвиг меня написать сию заметку.

Мастер не просто должен, а обязан уметь отказывать! Потому что моральный комфорт хендмейдера крайне важная часть творческого процесса. Я давно прошла стадию «лепить, чтобы продать», смирилась, что я не предприниматель, а руки мои – не станок. Очень сложно было избавиться от жадности.

Сейчас многие пишут о том, как зарабатывать хендмейдом. Да и вообще, куча литературы на тему «Как стать миллионером». Конечно, у каждого человека свои приоритеты, и деньги – это неплохо ))) Деньги нужны, без них мы не сможем пить чай с печеньками и покупать инструменты. НО! Лично для меня (и многие согласятся) стало открытием, что творчество хоть и должно быть оплачиваемым, на первое место нужно ставить служение. Да. А что? Создавая всякие заколочки и сережки, я служу их хозяйке. Не только красивую вещицу делаю, а наполняю ее теплом, желаю заказчице счастья.

Есть даже мантра такая «Я желаю всем счастья!». Надо утром и вечером проговаривать, зажмурившись и представляя, как каждое существо на планете заулыбалось и наполнилось счастьем! Я понимаю, звучит странно. Долго боялась произнести эту фразу, но она творит чу-де-са! Прямо чувствуешь, как мир вокруг посветлел.

А теперь давайте представим, что во время вязания-шитья-валяния и прочих творческих и в чем-то мистических занятий мы думаем о гадостях. И в частности мысленно осуждаем заказчика. Да, если рука набита, то изделие получится и качественным, и ровным, и красивым. Но пустым.

Для кого-то это мелочь, просто товар. Но мне приятней нафантазировать, что вот именно этот цветочек станет любимый аксессуаром тети Маши из Уссурийска. И когда у нее будет плохое настроение, она возьмет заколочку, воткнет в прическу, подойдет к зеркалу и заулыбается! И захочется ей губки накрасить и платье надеть! И пойти гулять, подставляя улыбку северному солнышку!

Ну чем не чудеса? Да, все это звучит наивно, но такая иллюзия помогает мне считать свое хобби нужным. Не ради только своего кайфа от создания цветов, а и ради радости того, кому этот труд достанется!

Потому лепить для тех, кто мне неприятен, считаю маленьким преступлением. Потому что, во-первых цветок получится уродом (проверено!), а  во-вторых он получится еще и моральным уродом. То есть будет создавать вокруг себя негатив и никому радости не принесет. И уж тем более заказчику, от которого воротит!

А что касается тех же денег, утраченных из-за отказа неприятному человеку, то я верю, что Вселенная очень справедливо устроена, и если поступить честно, пожертвовать одним заказчиком (дабы ему же не навредить своим «отравленным» изделием»), то через некоторое время на голову свалится другой очень интересный заказ, и все окупится сторицей!

Вот такая я слегка больная на голову оптимистка

П.С. Предвижу вопрос: а нельзя ли наплевать на неприязнь к человеку, просто лепить и не обращать на это внимания? Или наоборот, простить заказчика и заставить себя думать о нем хорошо?

Это уже каждый решает сам. Мне лично сложно вот так резко начать думать хорошо о том, о ком думается плохо. А если вам удастся – это высший пилотаж и служение нового уровня!

Всем вдохновения и побольше цветочностей!

Комментарии (6)

Чтобы настроиться на отказ, я даже специально рылась в блогах))) Отказала, легче стало. Давно заметила: если с первых сообщений с заказчиком договариваться сложно, если диалог заходит в тупик, но с трудом все точки расставлены, и я выполнила работу, все равно в итоге получается не то, что клиент хотел. Решила для себя - буду отказывать. Плохой признак - путаный диалог

не грех{#}

Дарья, мне кажется дело не в покупателях. У меня тоже возникают такие проблемы с заказами иногда. По моим наблюдениям, мои руки, в определенный момент времени, настроены на определенные цветы. Хорошо если заказ совпадает с моим вдохновением. Очень трудно лепить, например, розу, когда хочется лепить сирень. Один раз я два месяца подряд лепила заказы, и потом дней десять не могла прикоснуться к глине. Я даже подумала, что никогда уже не возьмусь за него{#}, и депрессия в придачу. Как находить золотую середину между заказами и работой по вдохновению - не знаю. Лучше конечно отказаться от части заказов вежливо, ведь по вдохновению когда работаешь и изделие отличное получается и сама не чувствуешь усталости, и дело делается быстро.

Дарья, очень во многом с вами согласна. Только некоторые вещи, о которых вы написали, для меня сейчас уже совсем не иллюзия, и они работают на практике. Я в этом неоднократно убедилась {#}

Если не рассматривать рукоделие как способ заработка на жизнь-то отказать не трудно. А если хэндмэйд-это работа для заработка,то ,куда ж деваться, не покапризничаешь.. Просто для себя делаешь такую пометочку, что для этого конкретного человека работать приятнее. Но мне кажется,что большинство мастеров делают свои изделия ,потому что не могут их не делать, сам процесс захватывает . А с заказчиком можно и промахнуться-один из последних у меня был заказ от девушки,которая очень хвалила мои работы,комплименты звучали искренне и были неординарными ,но посылка вернулась не выкупленной,а клиентка на письма не отвечает и по отзывам видно,что варежки были куплены в другом месте.. А казалось ,что человек не может обмануть..

Ирина, отправляйте изделия только по предоплате, это гарантия что покупатель серьезен в своих покупках.