карман, гаман, лакомник

карман, гаман, лакомник | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

КАРМАН, ГАМАН, ЛАКОМНИК

Люди, впервые столкнувшиеся с народным костюмом, часто заявляют, что он неудобен. Ведь там нет КАРМАНОВ! А куда же убирать все необходимые мелочи, не в руках же носить?

Не будем удаляться в глубь истории, обратимся к этнографии.

Слово "карман" обозначало мешочек из кожи, ткани для хранения денег, различных мелких вещей, иногда табака.

Мужчины обычно имели карманы из кожи. Их затягивали на кожаный шнурок и носили на шее.

Женщины шили их из яркой ткани, шелка, тонкого сукна, парчи, ситца, сатина, иногда на подкладке. Его, как правило, носили на поясе или подшивали с внутренней стороны юбки. Праздничные карманы богато украшались (вышивкой цветным шелком, гарусом, аппликацией из ярких красивых кусочков ткани, бисером, лентами, цветными пуговками).

Такого рода карманы были распространены по всей России.

В Курской, Орловской, Калужской губерниях и станицах Дона бытовал термин «гаман», обозначавший то же, что и «карман».

Было еще одно замечательное название у таких карманов – «лакомник».

Лакомниками их называли потому, что в них девушки обычно складывали гостинцы, лакомства: пряник, яблоко, конфеты.

В Поволжье было принято, чтобы девушка к свадьбе готовила несколько вышитых карманов для одаривания ими родни жениха.

Карманы не всегда носили поверх сарафана или юбки, иногда их надевали под них.

В Суздальском хранилище есть сарафаны с прорезью для карманов, обработанной обтачкой. Сарафаны эти обычно темные или черные, то есть, скорее всего, старушечьи или так называемые «моленные», которые были распространены у старообрядцев в Вязниковском уезде еще с XVII века.

Лакомники имелись не только у славян, декоративные карманы встречаются также в  костюме мордвы-эрзи заволжской группы рубежа XIX—XX веков.

лакомник, гаман, традиционный костюмкарман, народный костюм

Литература:

1. Прокина Т.П., Сурина М.И. Мордовский народный костюм. - М: Мордовское книжное издательство, 1990.

2. Г. Федорова Г. Карман-лакомник. - , 1997.

3. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм // Из собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. -М: Культура и традиции, 2003.

4. Шангина И.И., Соснина Н.Н. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. - СПб: Искусство-СПБ, 2006.

Комментарии (2)

у меня мама про маленькие сумочки говорит - гаманочек... Вот оно откуда! Спасибо!!!

Как интересно!