Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Материалы и инструменты > Про мыло с нуля. Часть первая

Про мыло с нуля. Часть первая

Виды творчества:   Косметика ручной работы
Про мыло с нуля. Часть первая | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Предыдущая моя статья «Натуральное мыло ручной работы, чем оно отличается от промышленного мыла и от мыла ручной работы из основы», вызвала бурю эмоций. Возникло много споров и вопросов по мылу с нуля. Я решила более подробно описать все о мыле с нуля. Но когда начала размышлять над статьей, поняла, что все в одну статью не поместится. Решила разбить её по частям. 

Начнем с самого начала, когда появилось мыло. Первые исторические свидетельства об изготовлении мыла восходят к ранней цивилизации шумеров в 4-том тысячелетии до н.э. Древние шумеры знали, что при растворении в воде пепла растений получается щелочь, и обнаружили особое влияние такого раствора на жиры и масла. Таким образом был открыт секрет изготовления мыла.  Древнейший рецепт мыла относится к периоду около 2500 до н.э. и был обнаружен на шумерских клинописных глиняных таблицах. Отсюда происходит и слово alkalisch (щелочной): al-quali означает ни что иное, как зола растений. Первый рецепт мыла был сохранен и впоследствии перенят другими культурами – египтянами и греками. Однако ранний вид мыла еще не использовался для личной гигиены; его применяли в качестве средства для лечения ран и для получения ланолина из овечьей шерсти до процесса окрашивания. Вместо мыла использовали пемзу. Только тысячу лет спустя римляне открыли моющие свойства мыла и стали применять его для ухода за телом. Начало развиваться мыловаренное ремесло и появляться первые фабрики по изготовлению мыла. Под развалинами Помпеи, разрушенной в 79 году н.э. извержением вулкана, была найдена целая мыловаренная фабрика с готовыми кусками мыла. Мыло в той форме, к которой мы привыкли, появилось относительно недавно, в 7 веке в странах Востока. Арабы переваривали жиры со щелочью и получали мыло высокой степени очистки. Знания об изготовлении мыла пришли в христианскую Европу из Испании, в то время мусульманской, и быстро распространились. Испания и Франция стали первыми мыловаренными центрами Запада.  В течение долгого времени личной гигиене в Европе придавалось совсем другое значение, чем сейчас. В эпоху Средневековья мытье тела водой считалось вредящим здоровью занятием, делавшим кожу и организм в целом незащищенными и подверженными заболеваниям. Даже в аристократических кругах гигиена в современном ее понимании не одобрялась, а основной упор был сделан на щедрое использование духов и пудры. В настоящее время такие ужасающие условия массовой антисанитарии рассматриваются как основная причина распространения чумы и холеры – болезней, от которых цивилизованный арабский мир не пострадал в той же мере, как страны Европы. Вплоть до 18 века европейскими врачами утверждалось, что вода и воздух вредны для организма.    Только к 19 веку регулярное мытье с мылом и водой получило свое распространение и стало естественным способом избавления тела от неприятных запахов. Производство мыла в Европе, а особенно в Испании и Франции, процветало и стало считаться искусством.

Производство мыла в промышленных масштабах стало возможным благодаря химику Николя Леблану (1742 – 1806), открывшему новый способ получения концентрированной щелочи, которая  вплоть до этих пор долго и утомительно добывалась из золы. Новый технологический процесс ознаменовал конец эры традиционного изготовления мыла вручную, которое было позабыто и использовалось только в крайних случаях. С началом второй половины прошлого столетия в качестве средств личной гигиены получили распространение жидкие продукты на основе воды и синтетических моющих средств, которые впоследствии практически полностью заменили мыло.  Сегодня наблюдается возрождение традиционных методов производства мыла. На натуральное ручное мыло, или мыло “с нуля”, снова возник спрос благодаря его особым свойствам и преимуществам.

Лично для меня самое лучшее мыло – это мыло сваренное своими руками, оно самое полезное, оно наделено теплом рук, в него вложена частичка души и энергия создающего. Его приятно использовать для себя и не стыдно подарить близким.  Мыловарение – это не просто создание гигиенического продукта под название "мыло", а целая кладезь творческого  вдохновения! Мыловарение захватывает воображение и становится одной из радостей в творческой жизни мыловара!  Люди, создающие эти шедевры, обладают  особенными знаниями и умениями, но все они начинали с азов.

Действительно, чтобы стать мыловаром нужно многое:

Во-первых, прежде чем приступить к практической части, придется изучить теоретическую часть, от свойств масел, различных добавок в мыло, ароматизаторов, красителей, до грамотного составления рецептов. Для того чтобы правильно составить рецепт, нужно не только обладать знаниями и умениями, нужно освоить мыльный калькулятор.

 Так же  придется приобрести необходимое оборудование. Весы, термометр, Рн полоски. А так же защитные средства, перчатки, очки, респиратор.

Кроме того, потребуются щелочь,  отдушки (эфирные масла), красители, разные масла, хотя бы три вида.

Начнем с теории. Сегодня мы поговорим об ингредиентах, которые необходимы для изготовления мыла. Как я уже говорила, нам потребуются масла, вода и щелочь. В последствии можно добавить краситель, отдушку и другие добавки.

1. Масла и жиры

Можно использовать любые масла и жиры, которые окажутся под рукой, и в зависимости от использованных масел мы получим мыло с определенными свойствами.  Натуральным называется мыло, изготовляемое традиционным методом из натурального сырья.

Натуральное мыло на основе масла изготавливается исключительно из чистых растительных масел. Использование в других видах мыла животных жиров (например, говяжий жир), за исключением молока, сейчас не распространено, но не исключено. Хорошей и недорогой основой для мыла служит оливковое масло, которое к тому же придает мылу отличные кондиционирующие свойства. Это масло мы смешиваем с другими маслами, которые нам нравятся, чтобы получить разные виды мыла. Чаще всего для изготовления мыла используется кокосовое, пальмовое, рапсовое, соевое и оливковое масла. Мыло можно сделать как на одном масле, так и на их смеси. Масла обуславливают основные свойства мыла: пенообразование, твердость, мягкость. Различные сочетания масел позволяют производить мыло с разными характеристиками. Если вы хотите, чтобы мыло больше пенилось, добавьте кокосовое масло, но не используйте его в больших количествах, т.к. оно сушит кожу. Подсолнечное масло прогоркает очень быстро, и, если вы его все же добавили, вам придется использовать мыло как можно скорей.

Помимо основных масел в мыло часто добавляют другие, более дорогие и полезные, чтобы придать ему особые уходовые свойства.(Поэтому цена на различные сорта мыла отличается. Чем больше дорогих масел, тем дороже мыло). К ним относятся: масла абрикосовых косточек, авокадо, жожоба, какао, миндальное, рисовое, черного тмина и ши (карите). Масло рисовых отрубей, которое традиционно используется японками для ухода за кожей, богато витамином Е и делает мыло очень мягким. В жожоба особый состав жирных кислот, которые защищают и разглаживают кожу. В процессе омыления жиров в мыле происходит образование натурального глицерина, который защищает кожу от пересушивания. Кроме того, в мыло “с нуля” обычно закладывают пережир. Это значит, что в в нем остается некоторый процент неомыленных масел, которые смягчают воздействие продукта при мытье и ухаживают за кожей и не дают ей пересушиваться. Процент пережира колеблется от 3-15%, в зависимости от свойств мыла. Например для мыла-шампуни, пережир должен быть не больше 3%, для умывания можно оставить и 15%, чтобы мыло не сушило кожу. Поскольку натуральное мыло делают без использования искусственных консервантов, срок его хранения не может быть бесконечно долгим из-за наличия пережира, даже при условиях хранения в прохладном сухом месте.

Если вы являетесь вегетарианцем, то вам абсолютно подойдет мыло на основе растительных масел. Животные жиры могут содержаться только в молочном мыле – сделанном на козьем, коровьем или даже ослином молоке.

Для тех, кто является аллергиком и кто предпочитает абсолютно натуральное мыло, существуют сорта без добавления отдушек, например, только на оливковом масле. В натуральном мыле не содержится синтетических ПАВ, консервантов, силиконов и пластификаторов, как, например, лаурилсульфат натрия, ЭДТА и тому подобное, поэтому оно является экологически чистым.

2. Щелочь

Щелочь необходима для омыления жиров.

Гидроксид калия (поташ) – для получения жидкого мыла.

Гидроксид натрия (едкий натр) – для получения твердого кускового.

Таким образом, если мы хотим сделать твердое мыло, нам понадобится гидроксид натрия. Степень его очистки должна составлять 98-100%. Посмотрите на надпись на упаковке: если вы увидите цифры 50-70%, или сомневаетесь в степени очистки, то лучше не покупать такую щелочь, т.к. это может повлиять на конечный результат.

3. Вода

Для растворения щелочи лучше использовать дистиллированную воду, т.к. в воде из под крана могут содержаться соли и минералы, с которыми щелочь может прореагировать, и мыло может приобрести серый цвет. Так же минеральную воду, отвары трав (на дистиллированной воде), пиво, вино, шампанское, молоко, соки растений, сок алое вера.

Жидкость должна быть охлажденной или замороженной, таким образом при реагировании со щелочью она будет меньше нагреваться и выделять токсичные пары, а если вы используете отвары или молоко, они не потемнеют.

Мы также  можем добавить красители, ароматизаторы и прочие добавки, однако в первый раз лучше начать с простейшего.

В следующей части мы поговорим о добавках в мыло и способах варки мыла.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email