Спасибо Или Благодарю?

Спасибо или благодарю

Мало кто из живущих в современных городах знает, что обычное и привычное - слово "спасибо", в глубинке воспринимается хуже ругательства. Действительно, спасибо означает - Спаси Бог!

Резонно у людей возникал вопрос - от чего спасать, да и с какой стати... Поэтому на спасибо, отвечали - не за что (то есть - я ничего плохого не сделал тебе, чтоб меня спасать) или пожалуйста (положи мне лучше сто рублей). То есть "спасибо" равносильно ситуации - к примеру, вы в магазине взяли товар, а в место оплаты говорите - Бог заплатит за меня.

Говорили и говорят воспитанные люди - БлагоДарю. То есть, вы делитесь частью своего блага. Вы, лично, а не кто-то за вас отвечаете добром на добро. Именно поэтому на Руси, при встрече говорили – "Здравствуй", и это шло лично от вас, лично ваше пожелание. А западное - доброе утро, простая констатация состояния погоды, а не пожелание здоровья другому.

Вдумайтесь в само значение это слова ("спасибо" - спаси Бог) и его применение. 
Если уж речь зашла о Боге, так по всем канонам никакой смертный не имеет права указывать Ему, кого спасать. А может среди вас есть такие, которые готовы работать лишь за то, чтобы в конце месяца шеф вместо зарплаты похлопал вас по плечу и сказал: "Бог подаст (расплатится)". С радостью приму таких к себе на работу.

Во-вторых, почитайте хоть что-нибудь из русской литературы. Вплоть до ХХ века, практически ни у кого не найдете искусственно навязанного, холодного "спасибо". Только - Благодарю! Или - Благодарствую.

Действительно - этичное, красивое слово - БлагоДарю, теперь не всегда услышим в ответ на доброе. И детей не всегда учим правилам хорошего поведения..

Это слово, как и многие слова с первой частью "благо" (благодать, благоденствие, благодетель, благодушие и др.), пришло из старославянского языка, в котором было калькой греческого слова со значением частей «благо, хорошо» и «давать, преподносить».

- Благодарствую, сударь, подкреплюсь маленечко за ваше здоровье (Н. Гоголь. Шинель).

У М. Лермонтова и других русских писателей встречаем параллельную форму множественного числа благодарствуйте.

- Максим Максимыч, не хотите ли чаю? - закричал я ему в окно. - Благодарствуйте; что-то не хочется (М. Лермонтов. Максим Максимыч).

О, благодарю вас, господа! О, как вы возродили, как вы воскресили меня в одно мгновенье (Ф. Достоевский. Братья Карамазовы).

"Спасибо" возникло в результате сращения сочетания спаси богъ; в нем исчез редуцированный ъ и конечное г: спаси богъ>спасибогъ>спасибо. В украинском языке "спасибi".

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как часто люди друг друга благодарят и за что? Замечено, что они склонны говорить больше негативное "спасибо", чем произносить простое позитивное благодарение. Печально, но факт! Издержки нашей суетной жизни, наполненной до краев тем, что несется с экранов телевизоров и других источников информации…

Сказать «благодарю» – означает выразить одобрение человеку. Значит, сделать добро. Одобрение – это мощный стимул к личностному росту.

Благодарить - подарить благо! Благодарность привлекает внимание людей. Вас будут тепло вспоминать. Не позвольте, чтобы "благодарю" затерялось в суете делового дня. Найдите время в любой ситуации, остановитесь и вспомните, кому вы еще не сказали «благодарю».

«Спасибо» – это неприятная мелочь. Это как маленький гвоздь в винтиках взаимоотношений. От этого гвоздя механизм человеческих отношений может стать непрочным и расшатанным. А если все «прикрутить» словами благодарений? Представьте, как это будет здорово!

Людей удивляет, когда им дарят благодарность. Они ловят себя на мысли, что им приятно, им здорово, им радостно!

Вы достойны благодарения, вы достойны, чтобы вам говорили «благодарю».

Будьте всегда благодарны! Будьте благодарны за то, что у вас есть, и вы получите больше. Говорите «благодарю» за все в вашей жизни. Выражайте свою благодарность вокруг себя, подавая заразительный пример остальным.

«Благодарю» – само это слово для нас дар, подарок. Когда нам нечего дарить, у нас всегда есть «Благодарю», и это само по себе подымает в глазах других дарителя. А в будущем побуждает к еще большей щедрости. Поделитесь радостью с другими, подарите им вашу любовь, мир и… «Благодарю»!

1998 г.

P.S.  Эта статья была написана мной много лет назад и теперь хочу ее дополнить, кратким рассказом про другое "волшебное" слово - пожалуйста.

Итак, слово вовсе, как вы понимаете, не волшебное. И употребление его в ответ на спасибо, не признак воспитанности, а безкультурия. Ибо, пожайлуста, не что иное как - пожалуйте, то есть - дай, дайте. И употребительно только в контексте "Пожалуйте или пожалуйства, взвесьте сто грамм сыра (дайте). А когда мы говорим "пожалуйста, дайте сто грамм сыра", фактически мы говорим "дайте, дайте сто грамм сыра".

Конечно, возникает вопрос. Как отвечать на благодарность? Отвечайте с пожеланием добра тому, за что вас благодарят. Например: вас благодарят за вкусную еду, отвечаем - "На здоровье!", или вас благодарят за работу, отвечаем "Пусть во благо вам служит!" или "Пусть приносит вам радость!" и т.п.

Валерий Розанов 2012 г. 26 февр.

Комментарии (6)
Сара 30.03.2014

Очень интересно!

Но позвольте не согласиться.

У некоторых народов, во многих древних языках принято молиться за того, кто сделал Вам добро. Это не указ Б-гу, а молитва от чистого сердца, преисполненного благодарностью, которая имеет силу. (спаси- Б-г) То есть, в благодарность, человек дарит другому молитву о помощи Б-га, которая намного больше ему пригодиться, чем помощь человека, а дарящий добро заслужил эту помощь... И, как раз получается наоборот, "благо дарю" - человек не в состоянии дать другому то благо, в котором тот нуждается, а вот Всевышний - таки его спасет\ поможет, в чем именно ему понадобиться... Есть в этом доля скромности и веры во Б-га, которые люди сегодня несколько утратили, потому и такая трактовка иногда, как в статье...

Но, спасибо, что подняли интересную тему и - благодарствую!{#}

С уважением...

{#}Ну,конечно. Это автору Розанову надо бы написать. Все равно интересно, как человек мыслит...

Сара 04.04.2014

Согласна с Вами! (Правда, не знаю, куда ему написать...)

Спасибо, что ответили{#}

Сара 04.04.2014

Спасибо большое Вам за ссылку! (очень люблю это лаконичное слово (спасибо), особенно из-за вышеуказанных мной причин...)

Видимо, он и есть автор.

Но мне как-то боязно ему туда писать... Тут, на ЯМ - мы все , вроде, как "дома", тут не так страшно{#} Поэтому, тут и высказалась.

Кроме того, он - мужчина,{#} мы - женщины... Не то восприятие.{#}Может, еще осмелюсь, посмотрим... Не хотелось бы спорить, просто, обратить внимание автора.

Кстати , "из Африки с любовью" (не нашла Вашего имени) - у Вас очень интересный магазин.{#}

И у Вас, "Лад души" - тоже, очень интересный и самобытный!

Удачи всем нам!

Благодарю(а так хотелось написать "спасибо"))) за пост! Приму к сведенью и начну следить за своей речью!{#} Хотя и со словом спасибо -все не так просто... Будет время и сама покопаюсь... выясню что и к чему)))