Такое разное фриволите

  • Рубрика: Идеи и вдохновение
  • Виды творчества: Плетение
Такое разное фриволите | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Одно из самых изящных, прекрасных и, как это ни странно, простых в исполнении видов кружев - фриволите. Оно же tatting по-английски, occi, chiacсerino по-итальянски, friwolitka по-польски и makuk по-турецки.

Во фриволите один узел и два основных элемента - кольцо и дуга. Казалось бы, какое при этом может быть множество видов? В этой статье мне и хочется продемонстрировать, что при небольшом количестве элементов разнообразие фриволите - огромно.

Начну со способов исполнения. Их два: фриволите челноком (shuttle tatting) и фриволите иглой (needle tatting). В России больше распространен челнок, в Америке - игла. Одна из самых признанных мастериц needle tatting - Памела Куеведо, известная в интернете как Totus Mel. (это она сама на первом фото).

кружево

кружевоплетение

фриволите

анкарс

биниль

Иглой проще и удобнее плести и так называемое "кельтское фриволите" (celtic tatting). Кельтское кружево отличается необычностью переплетения элементов между собой. Вот работы Рут Перри, пишущей книги по фриволите под псевдонимом Rosella F. Linden.

кружевные украшенияистория фриволите

Челночное кружево, на мой взгляд, менее "рыхлое", более строгого рисунка. В старых книгах есть прелестные традиционные салфетки, дорожки, воротнички.

Современные мастера делают и украшения. Как, например, Ольга Сивовок. Её чудесные нежные украшения сплетены челноком.

Челноком работает и известная итальянская мастер Айрис Нибах (Iris Niebach). Она обучает фриволите в разных странах, пишет книги, а разработанные ею схемы салфеток просто великолепны!

Именно в плетении украшений появились новые виды и техники, такие, как биниль и анкарс.

О бинили как виде фриволите знают немногие. Например, я даже встречала такое определение:

"Биниль - техника имитации кружев фриволите в бисероплетении". На самом деле всё в точности наоборот. Это фриволите, но со множеством бисера, вплетенном в него. Родоначальницей бинили является Нина Либин.  "БИНИЛЬ" ( БИ сер НИ ны Л ибин) обозначает не общий принцип использования бисера в челночном кружеве, а её  вариант работы с бисером, в котором фриволите используется как основная техника для организации бисера в форме кружева.

Ну, и наконец самый "ювелирный" вид фриволите - анкарс. Название -  аббревиатура, образованная от имен его создательниц - Анны Розановой, Екатерины Степной и Анжелы Сафоновой. Они определили АНКАРС как "технику оттеночной декорировки основы, выполненной челноками". Другими словами - это объемное фриволите, расшитое камнями, бусинами, стразами.  Украшения в технике анкарс роскошны! Но поскольку это изобретение российских кружевниц, за океаном в этом виде фриволите успешны немногие. (Даже поисковик поинтересовался, а не имела ли я в виду "ankara"). Нечто похожее на анкарс я увидела лишь у канадки Karen Miner

... и польской мастерицы Анны Маранты (Maranta)

А здесь собственно анкарс: работы одной из его основательниц - Екатерины Степной.

Разнообразия вам в жизни и творчестве!

С уважением, Tatter.

Комментарии (32)

Действительно, не ожидала увидеть такое! Спасибо!

Пожалуйста, Елена. Рада, что понравилось.

И ещё. Не хотелось помещать это в публикацию, но от комментария не удержусь.

Уважаемые мастера! Если ваши работы не "фриволите, расшитое камнями, бусинами, стразами", не помещайте их, пожалуйста, в раздел каталога "бисер-анкарс".

А то здесь http://www.livemaster.ru/catalogue/ukrasheniya/kole-busy/biser-ankars и здесь http://www.livemaster.ru/catalogue/ukrasheniya/sergi/biser-ankars, например, можно всё, что угодно встретить, от бисероплетения до бижу.

Марианна 26.03.2014

Юлия, спасибо за статью. Очень ясно и доходчиво:) И также хотела Вас поддержать, потому что часто вижу в разделе Анкарс совершенно разные по технике изделия. Такое ощущение, что люди не знали куда поместить свою работу и ткнули в раздел с самым непонятным названием:))

Точно-точно. Модераторов мне уже слегка совестно дергать.

Надеюсь, мне удалось донести, что такое анкарс в действительности.

Закрыто 26.03.2014

Это самая замечательная статья о технике фриволите, которые я видела!{#}

А еще - я где-то читала, что в 19 веке челночки - это не дешевое удовольствие, поэтому челноками плели кружево в зажиточных семьях, а в бедных семьях могли себе позволить плести фриволите крючком или иглой. Поэтому техника плетения крючком считалась "для бедных"{#}.

Спасибо, Ирина. Я старалась. Просто мне, как обычно, "везёт" с прайм-таймом для публикаций :)

Вы абсолютно правы про крючок. Но про крючок как вариант техники я не писала, потому, что это имитация фриволите - узелки крючком не завязываются.

Потрясающе! Спасибо, что поделились!

Пожалуйста, Татьяна. Я того же мнения о фриволите :)

Людмила 26.03.2014

Всю жизнь не перестаю восхищаться творческими, одержимыми, людьми, умеющими делать красоту своими руками. И одна из этих КРАСОТ, вязание и плетение. Любуешься и глаз, и душа отдыхают, наполняясь умиротворением. Большая БЛАГОДАРНОСТЬ за подаренную Вами красоту, через эту публикацию. С уважением, Людмила.

Показать все