Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Молескин — имя собственное или нарицательное?

Молескин — имя собственное или нарицательное?

Виды творчества:   Разные виды творчества
Молескин — имя собственное или нарицательное? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Знаменитый блокнот. Хранитель творчества и сокровенных мыслей под элегантной обложкой. Легендарная и культовая вещь, материализующая вдохновение. Стиль и функциональность, соединённые вместе, ради обретения популярности среди творческой интеллигенции. Все эти эпитеты заслуженно посвящаются молескину – записной книжке с историей в двести лет.

Но что такое культовая вещь? Совершенно ясно, что для получения подобного статуса предмет должен обладать уникальными свойствами и быть в разы лучше любых аналогов.

Блокнот стал культовым потому, что на протяжении нескольких веков им пользовались не только безвестные обыватели, но и великие деятели искусства.

Основоположник кубизма Пабло Пикассо и лауреат Нобелевской премии по литературе Эрнест Хемингуэй. Голландский гений постимпрессионизма Винсент Ван Гог и поэт авангардист Гийом Аполлинер. Брюс Чатвин – английский романист-путешественник и Анри Матисс – лидер живописного движения фовистов один из главных художников Франции двадцатого века. Философ Жан-Поль Сартр и американская писательница Гертруда Стайн. Основоположник сюрреализма – писатель и поэт Андре Бретон.

Что же представляли собой маленькие книжицы, на страницах которых появлялись наброски и эскизы, заметки и записи, некоторым из которых суждено стать больше, чем черновиками, воплотившись в великие художественные и литературные произведения?

История легендарных записных книжек начинается с французских мануфактур. Помимо своей основной деятельности переплётчики книг изготавливали блокноты, поставляя их в магазины канцелярских товаров Парижа. Естественно, производство не было массовым, удобные записные книжки были своего рода эксклюзивом, а потому в основном владельцами «молескинов» становились люди, принадлежащие к творческой интеллигенции, художники и мыслители, писатели и поэты.

Переплёт блокнотов был сделан из молескина (буквальный перевод с английского – «кротовая кожа») – плотной хлопчатобумажной ткани, окрашенной в чёрный цвет.

Прочная обложка надёжно защищала страницы из бумаги прекрасного качества.

Но ничто не вечно, и в 1986 году история оригинальных блокнотов, которыми пользовались знаменитости, закончилась. Во французском Туре, на родине Оноре де Бальзака, закрылось последнее семейное предприятие, производившее записные книжки.

Здесь нужно подробней рассказать о Брюсе Чатвине, который способствовал популяризации блокнотов не только фактом того, что делал в них записи. Именно ему принадлежит цитата: «Потеря паспорта – наименьшая из бед, потеря блокнота - катастрофа». В путешествиях Чатвин черпал вдохновение и литературные сюжеты, потому трудно переоценить роль блокнота, на страницах которого появлялись путевые заметки писателя.

Перед каждой поездкой англичанин закупал «молескины» в канцелярском магазине в Париже. Перед тем, как писать в них, Чатвин нумеровал страницы, а также писал своё имя и, как минимум, два разных адреса с просьбой вернуть и  обещанием вознаграждения, в случае утери им блокнота.

И вот, перед одним из своих путешествий именно английский писатель услышал от продавца в магазине горькую фразу: молескины больше не производятся. Казалось бы, печальный конец красивой сказки. Но спустя десять лет, в 1997 году, маленькое миланское издательство, возвращая легенду к жизни, зарегистрировала торговую марку «Moleskine». Говорят, что дизайн современных блокнотов был создан по описаниям Брюса Чатвина.

Под брендом «Moleskine» производится более двадцати видов блокнотов и записных книжек, разнообразие которых поражает. Как впрочем, и количество, не похожих друг на друга людей, представителей разных профессий и противоположных вкусов, выбирающих в качестве записной книжки именно «молескин». Различные форматы, твёрдые или мягкие обложки, бумага в клетку или линейку. Ежедневники и еженедельники, планинги и календари. Классические записные книжки, альбомы для акварели и графики, адресные и телефонные книги. Японские блокноты со страницами зигзагами. И конечно особым шиком считается блокнот, выполненный полностью вручную, из натуральных материалов.

О культовом статусе молескинов говорит и факт появления записных книжек в значимых картинах мирового кинематографа. Блокнот появлялся в приключениях Индианы Джонса, им пользовались талантливый мистер Рипли и мечтательная Амели. Также Прот с далёкой планеты Ка-Пэкс, и епископ  Арингороса, придуманный Дэном Брауном. Молескин можно увидеть в «Магнолии» Пола Томаса Андерсона и «Комнате сына» Нанни Моретти.

В Интернете можно встретить огромное количество сайтов, форумов, сообществ, посвящённых молескинам и творчеству в них. Обладатели блокнотов делятся друг с другом своими рисунками, стихотворениями и заметками, частичками своей душе, которую хранят страницы легенды.

Критики могут сколько угодно кричать на всех углах, что функции молескинов могут с успехом выполнять обычные блокноты, стоящие в разы дешевле. Но они забывают, что порой форма может быть также важна, как и содержание. А в случае молескинов элегантность и стиль, практичность и причастность к легенде и вовсе могут влиять на содержание, могут вызывать приступы вдохновения. И хотя покупка молескина не приведёт вас сиюминутно в ряды художников и писателей, приобретение легендарного блокнота определённо позволит Вам почувствовать причастность к творческой элите, прикоснуться к легенде.

Подготовлено по материалам сети.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email