Павел Филонов

Павел Филонов | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Несколько лет назад я была в Питере и  смогла побывать на выставке работ Павла Филонова в Русском музее.

Это было потрясение! Как была организована выставка! Это было темное не освещенное помещение, а стенды были выполнены из черного бархата. На них висели картины Филонова, подсвеченные точечными светильниками. И создавалось впечатление, что эти картины просто парят в воздухе. А самое главное - просто чувствовалась пульсация и вибрация, идущая от работ гениального русского художника. Я долго не могла выйти - меня просто загипнотизировала его живопись.

Потом подумала: ну наверняка эту выставку привезут в Москву. Но увы, этого не произошло.

И мне захотелось рассказать о его творчестве...

живопись

Святое семейство

Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве,в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. Фамилия «Филонов» была закреплена за ними уже после 1880 года. Местом своего рождения Павел Николаевич считал Москву, где он жил до четырнадцати лет. После смерти отца семья бедствовала, и занятия танцами на сценах театров Корша и М. Лентовского приносили Павлу заработок с четырех лет.
 С 6 до 11 лет был танцором кордебалета московских театров, так же для заработка вышивал.
 Танцевальная выучка приучила Филонова с раннего возраста к самоограничению, требовательности к себе и высокой работоспособности, от природы он был наделен редкой остротой зрения и развитой интуицией.

В 18 лет окончил в Петербурге живописно-малярные мастерские, получив свидетельство на звание моляра-уборщика.
По окончании обучения Филонов до 20 лет работал маляром-декоратором интерьеров в составе бригады Н.Н.Рубцова, находящейся во введении конторы двора принцев Ольденбургских, членов Императорской семьи. Пребывание на росписях дома в имении Рамонь под Воронежем, в образцово устроенном поместье, благотворно повлияло на мировосприятие будущего художника, приоткрыло ему общинный уклад жизни крестьянства, приблизило к пониманию органической основы жизни. Природа плодородных черноземных земель пробудила отклик в душе юноши, и в память о закатах в Рамоне появились его первые пейзажи маслом. Ремесленный характер исполнительских работ не мог долго утолять проснувшуюся потребность Филонова в творчестве.

В 1903–1908 он занимался в частной студии академика-гравера Л.Е.Дмитриева-Кавказского для подготовки к экзаменам в Академию художеств.  За годы обучения он совершил путешествия на лодке по рекам Шексне и Волге, и проявил при этом сильный характер и недюжинную физическую силу, пройдя на веслах в одиночку часть пути от Рыбинска до Казани. Рисовал с натуры архитектуру старых русских городов и часто расплачивался за постой заказными портретами «по рублю за штуку».

В 1907-1909 дважды совершил паломническую поездку в Палестину с заездом на Афон, изучал христианские древности, писал копии икон; побывал на Кавказе и посетил православный монастырь в Новом Афоне, делал этнографические этюды. В 1908–1910 вольнослушателем обучался в Императорской Академии художеств. Академическая школа рисования и особенно уроки Г.Я.Ционглинского, его любовь к рисунку мастеров итальянского Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело – и высокая профессиональная оценка им искусства Гольбейна, оказали определяющее значение в становлении Филонова. С академических пор, при всех стадиальных стилевых изменениях, творческим кредо для Филонова всегда оставалось стремление к поразительной точности рисунка и умение придать значимость каждому прикосновению карандаша к листу бумаги.

В апреле 1910, вскоре после завершения выставки, последовало исключение из Академии.  Проступок Филонова больше состоял в своеволии – в классе он позволил себе писать натурщиков не по академическим канонам, а как французский фовист – чистыми красками; так многие студенты экспериментировали лишь дома. В объяснительной записке ректору, Филонов впервые сформулировал свое понимание искусства. Он сумел убедить профессоров Академии в искренности своих творческих поисков и их заключение о том, что Филонов «своими работами развращает учеников» было отменено, его восстановили. Однако уже следующей осенью учеба в Академии окончательно потеряла для него внутренний смысл, и он покинул ее стены.

Бегство в Египет

Его работы – это удивительное соединение животного и растительного, органического и неорганического, человеческого и нечеловеческого, мертвого и живого.

Для него всех этих категорий не существует, Вселенная – едина, и процессы, протекающие в ней, в равной степени соединяют в себе все эти оппозиции, поскольку в ней их не существует. Поэтому элементы его работ одновременно и биоморфные, и кристаллические, и растущие, и разлагающиеся.

Человек во вселенной

Композиция

Он изображает не поверхность явлений, а их суть, их законы, структуру и процессы — то, что недоступно глазу обычного художника, но доступно «знающему», как он говорил, глазу художника-аналитика.

Для Филонова такой подход был научным; он изображал процессы, которые протекают, допустим, под кожей человека – ток крови, пульсацию вен, работу мозга. Для этой научности Филонов перечитал кучу литературы, от Линнея и Дарвина до Маркса и Циолковского.

Пир королей

История человечества для Филонова – это лишь небольшая часть истории мира. Истории космоса, планет, жизни на них, геохимических и всех прочих процессов. И, опять же как Бог, он одновременно есть везде – в прошлом, будущем и, естественно, в настоящем.

Одинадцать голов

Лица

Живая голова

Естественно, все это слабо вписывалось в сталинский, не менее масштабный, проект.  Поэтому с начала 30-х гг., когда советская власть волевым решением прекратила жизнь всех творческих групп и объединений и собрала все художественные силы в Союз художников, дела у Филонова пошли совсем плохо.

Его персональную выставку в Русском музее уже отменяли и раньше, в 29 году – уж очень он никуда не вписывался. А тут прекратились даже и редкие участия в сборниках и совсем уж редчайшие госпокупки его работ, за гроши, впрочем. А продавать Филонов готов был только своему, как он считал, родному коммунистическому государству – он себя называл коммунистом. Несколько раз он общался с западными коллекционерами, которые предлагали ему неслыханные для него деньги, и – отказывал им. Все, что он создал, должно было жить только в СССР.
При этом Филонов бедствовал жутко. В 30-е годы он продолжал полулегально преподавать своим адептам – принципиально бесплатно. Его МАИ была, пожалуй, последним неофициальным художественным объединением в СССР при Сталине. Какое-то нищенское содержание, типа профсоюзного, он не смог получить, поскольку нужно было получать кучу бумаг, а у него, как он сказал, не было для этого времени – он все время фанатически работал. Когда безденежье достигало каких-то уж совсем безнадежных пределов, типа, нужно было лечить жену, он вспоминал свое первое образование – малярно-художественное, и брался за любую работу кистью. Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества.

Рабочий в кепке

Колхозник

Когда началась война, основной заботой Филонова было сохранение своих работ, хранившихся в мастерской на чердаке. Он постоянно по ночам дежурил на крыше. Ленинград бомбили, в том числе — и зажигательными бомбами. В этой заботе о своем наследии не было ничего похожего на обычное беспокойство художника о сохранности своих картинок. Это было, скорее, стремление спасти некий корпус необходимых человечеству знаний, каких-то важных свидетельств об ином. Художническими амбициями в традиционном для авангардизма виде Филонов никогда не обладал, типа — это я первый придумал и сделал. Он, скорее, был в своих глазах ученым, который открыл объективные законы и описал неведомую реальность.

Вот там, на крыше он и простудился. А через несколько дней умер от пневмонии. Шел 1941 год. Блокада  шла вовсю.....

Симфония Шостаковича

Цветы мирового процветания

Формула вселенной

Комментарии (9)

Irene, Ваша неправда)

Выставка Павла Филонова "Очевидец незримого" в Москве все-таки была)

С 29 декабря 2006 по 11 марта 2007 в Музее личных коллекций ГМИИ им А.С.Пушкина.

Различия, увы, были. Не было тотального темного пространства (развеска на черном фоне в Русском музее) - в Москве оформлявший выставку Борис Мессерер категорически отказался от черного в пользу белых стен. И не было, к сожалению, музыкального звучания картин, сопровождавшего выставку в Русском музее.

Были мы на этой выставке в музее частных коллекций (кстати, спасибо что написали сроки проведения - думала, что это было не так давно, как оказалось :)

Мрачный.

Хм, в Москве - мрачный)

На мой взгляд, здесь творчество художника выглядело даже позитивным.

А вот в Питере - все было органично, в контексте жизни и творчества Филонова.

На бегу села почитать и нырнула с головой. Спасибо! Впечатляет и завораживает, даже глядя на изображения в интернете, но, думаю, по впечатлению нет ничего общего с тем, когда видишь вживую. Очень захотелось попасть на выставку.

Еще раз огромное спасибо автору темы!{#}

Закрыто 24.03.2014

Да, Елена - надо ехать в Питер!

В Питер я, как пионэр, готова ехать ВСЕГДА. И зимой и летом. А это постоянная выставка?

Закрыто 24.03.2014

Ой нет! Ведь она была собрана частично из частных коллекций, частично из запасников музея. А может, петербурджцы нам подскажут - есть ли в постоянной экспозиции в Русском музее работы Павла Филонова?

Подсказываю {#} : сейчас в постоянной экспозиции Русского музея в разделе «XX век» можно увидеть 10 картин Павла Филонова, среди них такие известные, как «Крестьянская семья», «Живая голова»,«Трое за столом», «Формула космоса» и другие. Остальные работы художника, переданные в дар музею его сестрой, хранятся в запасниках и ждут своего музея — «музея аналитического искусства Павла Филонова», о котором он мечтал всю жизнь.

Хочу ещё добавить, что про этого художника снят замечательный фильм из цикла "Больше, чем любовь", который неоднократно показывали на канале "Культура". Я совершенно искренне считаю, что это лучший фильм о художнике (любом, а не только Филонове), который я когда-либо видела. Личность Филонова потрясает ничуть не меньше, чем его картины!

Закрыто 24.03.2014

Спасибо огромное! Будем знать!