Начало здесь
28 февраля
Сегодня у нас самая длительная и интересная экскурсия: Чичен Ица и Эк Балам
Заявленная разница во времени между Москвой и Канкуном — 9 часов. По факту - минус 10. Из-за этой разницы несмотря на множество впечатлений и отличное настроение, сон срубил нас сразу после ужина — еле до номера успели дойти. Зато утром встали легко, вместе с солнцем. Выезд нам перенесли с 6.50 на 7.20, так что даже успели на завтрак — выпить кофе с маленьким круассаном.
В 7.19 спускаемся к митинг пойнту, подъезжает автобус, из него выходит загорелая красотка в джинсах и ковбойской шляпе, на чистом русском представляется нашим гидом. Вот те раз, а нам говорили, что русских гидов тут «днем с огнем не сыщешь» и они на вес золота!
Потом оказалось, что русский язык для нее не родной, но богатая быстрая речь с многочисленными идиомами, правильными падежными окончаниями намного лучше, чем у многих наших. Минут 40 катаемся по отелям — собираем народ. Групповой трансфер, ничего не попишешь.
Наконец, все собрались — едем в Чичен-Ицу — один из самых больших и великолепных церемониальных центров культуры майя, который был предназначен для проведения важнейших религиозных церемоний, включая жертвоприношения людей.
Майя были отличными математиками, создавшими собственную систему счисления,
непревзойденными астрономами, их система календарей, рассчитанная задолго до всех европейских, точнее юлианского календаря, который мы используем сейчас,
неплохими фармацевтами, знавшими множество способов получения и использования наркотических веществ,
но при этом практиковали человеческие жертвоприношения и ритуальный каннибализм.
Чичен Ица была одним из главных религиозных центров, в храмах которой совершались разнообразные обряды.
Священные ворота - вход в храмовый комплекс. По легенде, после того, как пройдешь в эти ворота, целый день потом будешь говорить только правду.
Чичен-Ица (на языке майя «около источника Ица» или "устье колодцев") была основана примерно в 450 г. н.э. племенами майя, мигрирующими с юга. В X веке город был захвачен тольтеками. С середине XI века Чичен-Ица стала столицей тольтекского государства. В 1178 была разгромлена объединенным войском трёх городов-государств — Майяпана, Ушмаля и Ицмаля, которое возглавлял Хунак Кеель. Во время испанского завоевания в 1533 году Чичен-Ица была фактически необитаема, хотя и оставалась часто посещаемым местом паломничества.
Главная достопримечательность Пирамида Кукулькана — структура, известная как Эль-Кастильо, четырехсторонняя пирамида в высоту 30 метров. Состоит из девяти ярусов-террас и четырех лестниц по одной на каждой стороне, - символизируют девять небес и четыре стороны света. Каждая лестница имеет 91 ступеньку, если сложить их все вместе, то получим цифру 364, а если учесть платформу на вершине, то 365 — то есть — число дней в году. На верхней платформе стоит сам Храм Кукулькана. Главный вход храма украшает пара тольтекских «змеиных» колонн. К сожалению (а может, и к счастью), подняться на нее и даже подойти близко нельзя. После полной реставрации пирамида была закрыта для туристов. Во время восстановления храма, рабочие обнаружили храм в стиле майя, который был скрыт внутри и венчающий более старую пирамиду. То есть вся эта пирамида построена поверх (вокруг) более древней пирамиды поменьше.
В дни равноденствий (21 марта и 21-22 сентября) пирамида Кукулькана становится сценой захватывающего теневого действа. В эти два дня солнечные лучи, падающие на углы девяти террас храма, бросают тень на западную сторону северной лестницы эта тень выглядит как огромная змея, спускающаяся на землю с вершины пирамиды, символ Кукулькана. Этот момент означает начало посевных работ или окончание дождей. Полный эффект виден около 3 часов во второй половине дня, но наблюдать его можно и за пару недель до и после.
Возвращаясь к верованиям и обрядам. У майя было 13 «верхних» небесных богов и 9 подземных. Верхние боги сделали человека из кукурузы, и оживили его, капнув на него своей кровью. В знак благодарности за это люди должны регулярно жертвовать богам свою кровь, что они и делали, нанося себе ритуальные порезы обсидиановыми ножами (чем больше следов от таких порезов, тем большего уважения человек заслуживал) или прокалывая мягкие ткани и протаскивая через них общую веревку. То есть во время обряда люди стояли, нанизанные на эту веревку, как бусины на ожерелье. Хороший же был у них иммунитет! Особенно ценной считалась кровь из половых органов, за нее можно было ждать от богов наибольших благ и обеспечения плодородия и богатства.
В особых случаях: война, неурожай, начало строительства нового храма, от богов просили большего участия, тут одним кровопусканием было не обойтись. Требовался другой обряд. Идеальной жертвой считались военнопленные, выбирали самых смелых, богатых и знатных, проявивших наибольшую отвагу в бою, желательно — молодых и красивых. Жертва должна быть добровольной, поэтому пленников опаивали специально приготовленными настоями, вели в ритуальную баню, (вроде мини дискотеки), где ритмичной музыкой, танцами и ароматами жрецы вводили в транс и себя и жертву. Уже в соответствующем настроении процессия поднималась в храм на вершине пирамиды, служивший, как и прочие подобные храмы, еще и обсерваторией. Жертву, выкрашенную в голубой цвет (цвет неба), клали на спину на специальный камень, 4 жреца держали его, а главный — священным обсидиановым ножом делал один надрез, через который вынимал сердце, которое успевал показать еще живому пленнику.
Такие ножи они делают до сих пор - на радость туристам. Якобы копия жертвенного ножа.
Бонус для пленных — человек, принесенный в жертву, сразу и безоговорочно попадает на небо, как угодный богам, а вот умерший своей смертью, долго скитается по разным индейским чистилищам, и, если за отведенный срок не успеет попасть на небо, то уже не попадет никогда и будет мучиться до скончания времен. Следует сказать, что у древних майя были распространены ритуальные самоубийства. Ритуальные самоубийства расценивались, как принесение себя в жертву богам, и таких самоубийц очень уважали.
Если военная удача отворачивалась, или военнопленных не было по другим причинам, майя покупали рабов для жертвоприношений у других племен. Или даже выбирали кого-то из своих, тут уже не из лучших, а наоборот.
Атцеки, сменившие майя в Чичен Ице, продолжили традицию, но если майя приносили человеческие жертвы несколько раз в год, то атцеки — много раз в день.
Жертвоприношение считалось искусством, сцены, изображающие его, высекали на каменных стеллах, рисовали на вазах и других предметах домашнего обихода.
Головы принесенных в жертву выставлялись на специальных шестах - на память. Когда места для новых черепов не хватало, часть старых снимали и убирали в специальное помещение, на стене которого высекали изображения черепов, положенных на хранение. Этими изображениями покрыта целая стена, все они разные.
Для полноты картины еще одно фото:
Такие камни высекались в честь добровольных пожертвований. Ритуальное обрезание и прокалывание пениса делали все индейцы, но некоторые шли дальше, и в здравом уме и твердой памяти, без принуждения (трудно поверить, но так говорят), приходили в храм, и собственноручно при помощи обсидианового ножа (на этом месте рассказа я передумала покупать такой сувенир) приносили свой пенис в жертву уже целиком. Камень, символизирующий отрезанную часть тела, ставился поблизости от входа в храм - на память богам, видимо, для большей их щедрости )
Еще один храм. Лестницу охраняет Кукулькан (змеиные головы наверху)
На северо-запад от пирамиды Кукулькана находится самое большое поле для игры в пок-та-пок - древнеиндейской игры — прародительницы всех игр с мячом. Задолго до нашей эры в нее играли все племена Мезоамерики.
Первыми игроками были боги: команда небесных богов выиграла у команды подземных право на жизнь для людей и возможность сделать их сильными, смелыми и стремящимися к знаниям. Если выиграют подземные боги - человечество поглупеет и со временем вымрет. Все очень серьезно, это вам не кубок УЕФА.
По сторонам игрового поля (около 146 м в длину и около 37 м в ширину) — вертикальные стены 8,5 м высотой. В центре каждой стены установлены тяжелые каменные кольца со змеиным орнаментом — на 7,25 м выше земли. Цель игры — попасть 3 кг каучуковым мячем, размером с человеческую голову, в каменные кольца. Отбивать и кидать мяч можно было только плечами, коленями и бедрами. Иногда допускалось использование специальной биты. Игроки использовали специальную защиту, сделанную из кожи и кокосовой скорлупы.
Впоследствии атцеки дополнительно усложнили игру, поджигая мяч. Горящий мяч символизировал Солнце и не должен был падать на Землю.
Вид на стадион со стороны пирамиды. Справа - храм Ягуара при нем.
Каменное кольцо, в которое нужно закинуть мяч. Майя были низкорослыми и коренастыми, примерно на голову ниже среднего европейца, которые для сравнения ходят по полю)))
Второе кольцо. Наверху - остатки сооружения, где знатные и богатые индейцы могли с удобствами смотреть матч.
Специальная акустика позволяла зрителям, сидящим на противоположных "трибунах" - в Северном и Южном храмах, которые разделяло полторы сотни метров, переговариваться, не повышая голоса, причем никто вокруг их не слышал, если не стоял рядом с говорившими. Этот эффект действует и сейчас.
Игра на поле длилась от восхода до заката под палящем солнцем и имела глубокий ритуальный смысл, - представляла собой, ни много ни мало, движение небесных светил и борьбу «верхних» богов с подземными за весь мир. Индейцы верили, что от результата игры зависит судьба мира, а также в то, что если игра прекратится, солнце и луна перестанут появляться на небе.
Современным баскетболистам и футболистам до древних индейцев по меткости и выносливости далеко, но, надо сказать, и ставка тогда была много выше.
Игроки в пок-та-пок были привилегированной кастой, эта почетная денежная работа передавалась по наследству, стать игроком мог только сын игрока, они ничем больше не занимались, даже не воевали, только оттачивали свое мастерство. «Большая игра» была несколько раз в год, после нее устраивался праздник, капитану выигравшей команды дарили драгоценности, дома, рабов. А вот капитану проигравшей команды обсидиановым ножом отрезали голову.
Священный сенот — природный колодец, расположенный к северу от пирамиды Кукулькана, от которого к нему ведёт прямая, выложенная из камней, дорога шириной 10 м и длиной около 300 м.
Дорогу к жертвенному сеноту облюбовали продавцы сувениров. Сплошь хэнд мейд, между прочим, и одно из лучших мест, чтобы купить что-нибудь на память.
Диаметр колодца около 60 м., а глубина — около 50 м., вода в настоящее время находится примерно на 20 м. ниже края колодца. Сюда жрецы майя сбрасывали людей, приносимых в жертву богам, поэтому это место известно так же как — «Колодец смерти».
Странное сооружение слева - храм.
На дне этого сенота обитал, а может, обитает и теперь, бог дождя, грозный Чак. Он мог наслать засуху, а мог и наводнение, поэтому его умилостивили всеми возможными способами: от оружия и украшений, до красивых девушек, в зависимости от масштабов бедствия. Жадности и жестокости этого бога мы обязаны многочисленными находками. В 20м веке со дна жертвенного сенота было выловлено множество уникальных предметов — изделий древних индейских рук.
Согласно одной из легенд, было принято бросать по несколько человек в сенот, и если через несколько часов кто-то еще держался на плаву, этого человека вылавливали и расспрашивали на предмет посланий от обитавших на дне сенота духов.
Среди таких людей был и Хунак Кеель, тот самый полководец, который впоследствии захватил и опустошил Чичен Ицу. Он был Майяпанским военначальником, которого правитель Майяпана послал для принесения его в жертву. Вот так они со своими военначальниками! Вынырнув из сенота, Хунак Кеель заявил, что разговаривал с богами, и те назначают его правителем Майяпана. Толпа приветствовала его и он заменил правителя, принесшего его в жертву.
Когда со дна сенота извлекли останки множества жертв Чака, оказалось, что рассказы о прекрасных девушках из лучших семей - невестах Бога дождя, которые в нарядных одеждах бросались в сенот навстречу жениху - не более, чем красивая легенда. Среди найденных скелетов женщин было не так много, не самого цветущего возраста, большая часть жертв имела серьезные прижизненные повреждения.
Почти все жертвы, включая посуду, оружие и украшения, до попадания в сенот, были "убиты". В вазах проделаны дырки, у колокольчиков оторваны язычки.
Мексиканская жара и кровавые истории несколько подпортили нам аппетит, но мы люди дисциплинированные, и за обед уже "уплочено", поэтому отрываемся от созерцания зеленой воды жертвенного сенота и спешим в ресторан ближайшего отеля.
По пути купили керамическую рыбину с майянским календарем и пофотографировали образцы национальной вышивки и национальной одежды.
По количеству юбок у девушки можно узнать назначение одежды. Одна юбка - рабочая одежда, две - праздничная, от 3х до 9ти - свадебная. Большая часть этих вышивок сделана на машинке, но иногда можно застать женщину, продающую платья, которые сама тут же ловко и быстро вышивает гладью.
территория отеля в Чичен Ице
Павлин живет при ресторанной кухне, гадко орет и не хочет фотографироваться. Как мы его ни подкармливали - постоянно норовил повернуться к нам гузкой. Но я быстрее, окружила его и все же сфоткала)
Танцовщицы и танцоры в ресторане. Девушки, как видите, в теле и в возрасте. Сначала они просто танцуют, потом ставят на голову стакан пива и танцуют с ним, потом поднос с двумя, тремя, и так далее.
Засмотревшись, не успели толком поесть, а у нас ведь регламент!
Про Эк Балам и текилу расскажу в следующий раз.