Великие украинцы: Екатерина Билокур

  • Рубрика: Идеи и вдохновение
  • Виды творчества: Живопись
Великие украинцы: Екатерина Билокур | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Серия публикаций "Великие украинцы" продолжается.

Екатерина Васильевна Билокур родилась 7 декабря 1900 года  в селе Богдановка Пирятинского уезда Полтавской губернии (ныне это Яготинский район Киевской области) в бедной селянской семье. Сама научилась писать и читать. «На этом мое начальное, среднее и высшее образование закончилось», — вспоминала позже Екатерина Билокур. 
В детстве рисованием не занималась, об искусстве узнала уже в отрочестве из книг. Первые попытки рисовать делала угольком на куске домашнего полотна. Из-за бедности семьи не смогла поступить в какое-либо учебное заведение. Поэтому днем работала в поле и на огороде, а вечером, управившись по хозяйству, до ночи рисовала. Сама изготавливала кисти из щетины, краски делала из калины, свеклы, лука, бузины и различных трав. Иногда удавалось доставать и масляные краски. Рисовала преимущественно цветы, иногда и портреты. 
В 20-х годах дважды хотела поступить в художественно-керамический техникум в Миргороде и в Киевский театральный техникум, но у неё не было документов об окончании семилетки. Из раннего периода творчества сохранились портрет сестры Оли Билокур (1928) и колхозницы Татьяны Бахмач (1932). Позже рисует преимущественно цветы, учится компоновать, сочетать цвета в единую гармоничную целостность. 
Во второй половине 30-х годов Екатерина Билокур овладевает техникой живописи. Одновременно с рисованием руководит драматическим кружком в сельском клубе, сама выступает на сцене. Первые значительные работы этого периода — «Цветы», «Портрет племянниц»,  «Березка» (1934), «Цветы за плетнем» (1935).

живопись

Благодаря содействию выдающейся украинской певицы Оксаны Петрусенко, которой Билокур написала письмо, ее произведениями заинтересовались работники Полтавского дома народного творчества. В 1940 году картины Билокур выставлены сначала в Полтаве, а затем на республиканской выставке в городе Киеве. В 1941 году с огромным успехом состоялась персональная выставка ее произведений в Полтаве. Большинство её произведений военного периода потеряно в Москве. 
После освобождения села от фашистов Билокур создает одни из лучших своих произведений — «Буйная»,

екатерина билокур

«Декоративные цветы» (1945),

«Привет урожаю» (1946) и знаменитое полотно «Царь колос» (1949).

В 1949 году её принимают в Союз художников Украины, а в 1951 — награждают орденом Знак Уважения и присваивают звание Заслуженного деятеля искусств Украины. 50-е годы стали для Билокур наиболее плодотворным периодом творчества. Ей помогает Союз художников Украины, она участвует во многих выставках, в Богдановку приезжают представители украинской культуры. Билокур встречается и переписывается с Павлом Тычиной, Николаем Бажаном, Василием Касияном, Антоном Середой, Матвеем Донцовым, Степаном Таранушенко, Степаном Кириченко. Но после смерти отца на ее плечи легло хозяйство и уход за престарелой матерью, что отнимало много сил и здоровья. 
В 1954 году в Париже на международной выставке демонстрируются ее картины «Царь колос», «Березка» и «Колхозное поле», которые высоко оценил Пабло Пикассо. Когда всемирно известный маэстро увидел картины Билокур, говорят, он долго стоял возле них, как загипнотизированный, а потом назвал ее гениальной и добавил: «Если бы у нас была такого уровня художница, мы заставили бы мир заговорить о ней».

В 1956 году Екатерине Билокур присвоено звание народной художницы Украины. Она создает замечательные картины «Пионы», «Букет цветов»,

«Цветы и овощи» (1959), «Натюрморт» (1960).

В последние годы жизни она тяжело болела, сказывались неустроенность в личной жизни, тяготы сельского быта, болезнь матери. Умерла художница 9 июня 1961 года. А в 1977 году в селе Богдановка открыт мемориальный музей Екатерины Билокур, на территории которого установлен памятник.
Творчество художницы из села Богдановка относится к лучшим достижениям украинской культуры ХХ века, она стала предметом изучения и исследования искусствоведов. В Яготинском исторически-краеведческом музее развернуто две экспозиции с ее живописным и графическим наследием, а в Государственном музее украинского народного декоративного искусства в Киеве есть большой «билокуровский» зал, в котором собраны лучшие ее творения. Композитор Леся Дичко в 1983 году создала балет «Екатерина Билокур», поставлен одноименный телеспектакль (1980), документальный фильм «Волшебный мир Билокур» (1986) и художественный двухсерийный фильм «Буйная» (1989).

Вот еще работы Е.Билокур.  Любуемся и вдохновляемся.

Спасибо, что заглянули!

P.S. Убедительная просьба удержаться от комментариев с политическим подтекстом и не переходить на личности.

Комментарии (27)

Какие сочные краски! А так изобразить простую свёклу! Потрясающе!

Сквозь революции и войны пронести эти цветочки, эти лица...

Было от чего Пикассо быть потрясенным.

Необыкновенно чистые и светлые картины, как, наверное, и их чудесный автор... Юлия, спасибо Вам за публикацию. От ее прочтения- на душе с утра радостно и хорошо. Привет и доброе утро все людям Земли!
Natali 22.03.2014

Юлия, спасибо за публикацию!

Для меня это имя - открытие. Потрясающе колоритные работы.

Замечательная художница! Очень нравятся ее светлые работы. В душевном смысле - светлые) Ну а буйство цветов просто восхищает!

Превосходные работы этой художницы можно рассматривать бесконечно. У меня есть книга с иллюстрациями её работ. Яркое, жизнерадостное творчество.

Юля, спасибо огромное за статью! Дейсвительно, буйство красок восхищает!!!

Потрясающе красивые картины. Замечательная художница. Я всегда знала, что наш народ -русские, украинцы необыкновенно одаренные люди. Вы посмотрите работы мастеров на ЯМ с Украины, из России, порой глаз не оторвать. Спасибо за публикацию.

Как красиво!!!!!!!!!!! Увидеть бы вживую!

На ЯМ публикуют блоги с иненем мастера, а не страны. Не видела до этого великих мастеров из Америки, Англии, Латвии, России и т.д. Название блога неуместно.

Показать все