Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Великолепная живопись иглой

Великолепная живопись иглой

Виды творчества:   Вышивка > Вышивка гладью
Великолепная живопись иглой | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Лицевое шитьё (живопись иглой) представляет собой шитье золотом и шёлком иконописных изображений.

живописть иглой

Сама техника пришла на Русь из Византии вместе с христианской верой. С тех пор лицевое шитье получило очень большое значение в древне-русском обществе.

И уже в X-XII вв. в летописях, житийной литературе и других источниках встречаются упоминания о русском золотном шитье. В XI в. в Киеве в Янчином монастыре существовала школа золотного шитья и тканья, где первая монахиня из русских княжен — дочь князя Всеволода Янка, "собравши девиц, обучала их писанию, также ремеслам, пению и швению".

лицевое шитьё

С XV века ведущее место занимают царицыны мастерские, во главе которых стояли великие княгини София Палеолог и Соломония Сабурова, царицы Анастасия Романова и Ирина Годунова. С начала XVII века с царскими мастерским соперничают, а с середины столетия и превосходят мастерские "именитых людей", купцов и солепромышленников Строгановых.

Занимались этим видом шитья чаще всего особо зажиточные и знатные люди. Такое положение вещей сложилось потому, что материал для лицевого шитья был и остается исключительно дорогим, а сам процесс работы очень долог и тяжел, требует много свободного времени.

вышивка гладью

  вышивка бисером

В каждом знатном доме существовала мастерская, в которой содержались мастера всех видов искусств, в том числе и швейного. Швейная мастерская называлась "светлицей"

В светлицах были собраны лучшие крепостные мастерицы-вышивальщицы, а сами работы светлиц были и остаются эталоном лицевого шитья, как в древнее, так и в настоящее время.

Светлицы были и в женских монастырях. В них вышивали только женщины. В Греции, на Афоне и в других центрах вышиванием занимались не только женщины, но и мужчины.

жемчуг

Некоторые светлицы имели значительное количество мастериц. Известно, например, что у князя Афанасия Вяземского в XVI в. было 40 вышивальщиц. В Царицыных светлицах во второй половине XVII в. насчитывалось до 80 человек. Во главе мастерской стояла хозяйка дома, которая и сама была искусной вышивальщицей. Шведский дворянин Петр Петрей, служивший при Борисе Годунове и Василии Шуйском, пишет о женах знатных русских людей: "В шитье они опытны и искусны так, что превосходят многих вышивальщиц жемчугом и их работы вывозились в далекие страны".

вышитая икона

 О тонкости восприятия окружающего мира свидетельствует необычайное разнообразие цветов и оттенков, которые подмечал древнерусский человек. Так, для красного цвета существовали названия: червчатый, багровый, гвоздичный, малиновый, рудо-желтый, кармазинный, брусничный, смородиновый, алый, маковый жаркий; для желтого — песочный, желтый, шафранный, соломенный, лимонный и т. п.

церковная вышивка

русское шитьё

золотное шитьё

древнерусское творчество

Шелковые нити для шитья употреблялись простые и крученые. Привозили шелк главным образом из Персии и Китая.

Серебряные и золотые нити были пряденые, то есть обмотанные вокруг шелковинки, волоченые в виде тонкой проволочки и сканые — перевитые с шелковыми.

 Золото и серебро, как и драгоценные камни, также были привозные. Жемчуг применялся «гурмышский» и «кафимский» — привозной из Индии и Персии, через Азов и Кафу. Он был крупный «скатный» (круглый), особенно ценившийся, и «уродливый» — более дешевый. Мелкий и средний жемчуг добывали и во многих северных реках.

Излюбленными фонами для большинства произведений лицевого шитья были итальянские камки — «венецейки», по преимуществу червчатого (красного) или лазоревого (голубовато-синего) цвета, а также восточная тафта

Произведения «лицевого» шитъя ценились очень высоко и занимали важное место в художественной и общественной жизни Древней Руси. Их тщательно хранили в церковных и монастырских ризницах в богатых княжеских и боярских домах, передавая от поколения к поколению.

Пояс, выполненный золотым шитьем (см. изображение после описания работы)

Накладная вышивка золотом. Автор и время выполнения неизвестны. Из предположений — сделан или до октябрьской революции или после, но мастерицей еще тех, дореволюционных, времен. Скорее всего, монахиней, так как пояс этот предназначен для ношения лицами духовного звания поверх подрясника.

Пояс сильно потрепан временем, но благодаря этому можно увидеть, как выполнялась вышивка. Золотая нить накладывалась на подложку из картона. В некоторых местах (на виноградинках) поверх картона для придания дополнительного объема вышивке наложены нитки под цвет подложки. Оранжевые нитки на фотографиях — это сердцевина золотой нитки-канители, при изготовлении которой х/б или синтетическую основу плотно обматывают чрезвычайно узкой золотой полосочкой. Золото со временем стерлось.С изнаночной стороны вышивки золотой нити нет. Канитель проводилась поверх подложки, а в конце каждого стежка прикреплялась к ткани вспомогательной ниткой, стежком, выполненным очень близко к самой подложке. В специализированной литературе пишется, что металлическая нить при этом наматывается на специальное веретенце, при помощи которого и перекладывается с одной стороны узора на другую. Руки вышивальщицы, таким образом, не касаются самой нити, которая может потускнеть под воздействием пота, выступающего из пор кожи.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email