История носового платка

  • Рубрика: История рукоделия
  • Виды творчества: Фотография
История носового платка | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Во все времена такая мелочь, как носовой платок, отражала состояние общества, декоративного искусства и моды. Благодаря таланту и мастерству вышивальщиц, небольшой кусочек ткани часто становился изысканным произведением искусства.

Уже во II веке в Древнем Риме белые носовые платки использовались актерами в комедиях и сатирах. Зрители же махали ими во время игр на трибунах. 
В средние века дамы дарили мужчинам свои платочки в знак благосклонности. Они прикрепляли на копьё своего рыцаря платок, украшенный роскошной вышивкой, и бахромой, как напоминание о победе в турнире в честь возлюбленной. Так же платки использовали при проведении церковных и коронационных церемоний. Но расцвет моды на носовые платки начинается в эпоху Возрождения. 
В XVI веке носовые платки оставались роскошью и использовались исключительно знатными дамами. Они украшались кружевом или вышивкой и пропитывались духами. Среди знати существовала целая система знаков для того, чтобы выразить то или иное желание. Одним из элементов этой системы был носовой платок.

история моды

Первоначально платки были различных форм: овальные, круглые, продолговатые. Пока в 1685 году король Людовик XIV не постановил, что «длина платка должна быть равна ее ширине во всем королевстве». И маленький квадратный платок с тех пор остается неизменным.
В Европе XVIII века носовые платки применялись в качестве гигиенической принадлежности. Эразм писал “Вытирать нос об рукав невоспитанно”. Носовые платочки быстро вошли в моду как декоративное дополнение к костюму и стали не только модным аксессуаром, но и служили знаками любви.

история

Носовые платки были широко распространены в дворянской и купеческой среде благодаря моде на нюхание табака. Именно этот обычай превращает носовой платок из декоративного элемента в гигиеническую принадлежность.

Носовые платки шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они имели различные размеры – от большого (45х45 см.) до совсем маленького (18х18 см.) Украшали их цветными каемками, вышивкой и кружевом. История носовых платков очень тесно связана с историей вышивки и кружева. Поэтому, когда в XVII веке в моду вошло коклюшечное кружево, платки стали все чаще изготовлять из него. Это был более простой и дешевый способ для его создания, притом изделия получались еще более элегантные. Тем не менее этот аксессуар могла себе позволить только знать.

интересно

По требованиям моды и этикета XVIII века дворянству полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч предметов. Эти требования распространялись и на аксессуары. Так, по описи, составленной в начале XIX века, в гардеробе графа Н.П. Шереметьева числился 381 носовой платок, из них «... батистовых с разноцветными каемками – 112, батистовых маленьких – 2, полотняных больших без каемок – 84, таких же поменьше – 112, таких же небольших с синими каемочками – 24, с красными широкими каемочками – 8, с лиловыми – 6, с красными поуже – 18, с красными узкими – 6, клетчатых – 9».

интересное

В средневековой России было два типа носовых платочков - утиральник и ширинка. Ширинка изготавливались из целого куска ткани, отрезанной по ширине, отсюда и произошло название. Ширинки шили из шелковой ткани и украшали вышивкой выполненной разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями, жемчугом. 
Ширинка была парадно-декоративным изделием, украшением к княжескому и боярскому костюму. Девушка-боярышня, держа в руках ширинку, демонстрировала свое мастерство. 
В музейных коллекциях можно найти множество носовых платков XIX века; почти все они из белого тонкого полотна, украшены вышивкой, с повторяющимся узором. Орнамент в форме розочек, медальончиков, мелких цветочков и листочков.

публикация

Когда Наполеон пришел к власти, Жозефина установила моду на платки. Сплетники говорили, что во время беседы с нежеланными придворными императрица держала у губ кружевной платок в знак своего неприятия. Французы считали ручную вышивку или кружевные оборки на платке важным элементом костюма каждой хорошо одетой женщины.

аксессуары

Во второй половине XIX веке мода стала доступна для всех слоев общества. Промышленность начала производить модные аксессуары и прочие мелочи. Выбор носовых платков стал огромен: разноцветные с цветной каймой, клетчатые, украшенные вышивкой и кружевом. На каждый день употреблялись однотонные платки, праздничные платки-аксессуары были иными. Мужские носовые платки стали более простыми и незаметными, примерно 40 см, белого льна с простой обметкой по краю, а в углу иногда вензель.

Интересно, что носовые платки достаточно своеобразно повлияли на возникновение... лифчиков! Само появление лифчиков - процесс довольно затяжной, но то что он связан с платками документально зафиксировано. История такова: Американка Мэри Фелпс Джекобс, которая после своего изобретения получила прозвище "Блистательная Мэри", так ей были признательны женщины, настрадавшиеся из-за корсета. Будучи ярой поклонницей Поля Пуарэ и его идей естественности в костюме (Пуарэ ратовал за отмену корсетов, за свободные, мягкие линии одежды), Мэри смастерила несколько лифчиков из носовых платков и разослала по своим знакомым. Изобретение имело такой успех, что вскоре предприимчивая леди продала свой патент за 15 тысяч долларов корсетной фабрике, почувствовавшей, что корсетам скоро настанет конец.

С течением времени платки становились все проще. XX веке с переходом на готовую одежду сохранилось деление носовых платков на мужские и женские. Первые больше по размеру и менее изящны, чем вторые. Во второй половине XX столетия стали производиться одноразовые бумажные платки, что свело многовековую моду в небытие.

Спасибо за внимание!

Комментарии (9)
INadi 25.03.2014

все так упрощается... жалко,что моду на такую красоту подмяла под себя цивилизация..

Спасибо за статью!

Интересная и познавательная статья! А на счет традиций-подарить или не подарить платочек ,можно и поспорить. Если платочек для утирания носа или слезок - то можно и не дарить,а то вроде как для печали какой-то. А если платочек,как прекрасный аксессуар,да еще с вышивкой,да и возможно с монограммой,так называемый именной-так это ж совсем другое дело.Изящно,красиво,и без подтекста!

Евгения 11.03.2014

Очень жаль, что дарить носовые платочки считается плохой приметой. Я раньше не знала и имела неосторожность свекрови презентовать набор носовых платочков с чудесной вышивкой. Обида была велика! А ведь иногда такие красивые платочки бывают, здесь же на ЯМе,причем это из разряда таких вещей, что себе вроде и не купишь, а как презент самое то!

в средневековье, такой подарок как платочек ,был весьма распространенным{#}и все были довольные{#}

прекрасный аксессуар,да еще с вышивкой{#}

Спасибо за интересную публикацию!{#}

Ирина 11.03.2014
Спасибо за познавательную статью:-)

Спасибо за публикацию!{#}

Я (да и все мое семейство тоже) пользуюсь только тканными платочками и не люблю бумажных!{#}Если платочек тоненький батистовый, вышитый, да еще с кружевами... Красота и изящество!{#}

Елена 11.03.2014
Спасибо.

Спасибо, познавательно и интересно. “Вытирать нос об рукав невоспитанно” - порадовало))