Обновление пароля

 >  >  >  > Тульская всечка - приданье старины глубокой.

Тульская всечка - приданье старины глубокой.

Тульская всечка - приданье старины глубокой. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Формирование тульских художественных изделий, как составной части русской национальной культуры, началось с конца XVII века, в пору петровских преобразований, однако началом освоения казённого оружейного дела можно считать 1595 год, когда «самопальные» кузнецы были освобождены от податей и земельных повинностей.

Военные  планы Петра I требовали всё большего оружия. В начале 1712 года им был подписан указ о строительстве завода, при  тульской оружейной слободе, который в последствии и стал называться Тульским оружейным заводом (ТОЗ).

Тульские ремесленники занимались не только производством оружия, но и изготавливали всевозможные предметы быта и украшения – поражающие тонкостью работы и неуёмной фантазией.  Ещё в начале XVIII века развился своеобразный промысел со своими особенностями, определившими самобытность художественных работ по дереву – Тульская всечка. Истоки этого промысла берут своё начало всё на том же  оружейном заводе, когда тульские работники  под руководством немецких мастеров украшали именное оружие для особ приближённых к царю. Однако технология, которой обучали немецкие мастера на тульской земле,  претерпела изменения. По первоначальной технологии приклады ружей украшались полоской металла вставляемой плоской стороной(плашмя) в вырезанную канавку шириной равной ширине полоски, что затрудняло укладывание её по вырезанному рисунку, особенно на его закруглениях, так как изгибать полоску металла по кромке очень сложно.  В этом случае помогла опять русская смекалка – наши мастеровые люди повернули полосочку на 90° по отношению к украшаемой плоскости и стали вбивать её, в прорезанное в древесине углубление, равное толщине полосочки металла, что и явилось самобытностью художественных работ.

«Не исключено что помогла не только русская смекалка, но и русская лень, ведь ленивые работники(не путать с тунеядцам) -  изумительные изобретатели – старающиеся любым доступным способом  облегчить свой труд.» - примечание из жизненного опыта автора.

Подлинный расцвет прикладного искусства породил образ легендарного тульского мастерового Левши. Тульские мастеровые делали различные вещи не только для дворцов и царских особ, их изделия в большом количестве расходились на рынках Москвы, Петербурга и других городов. Для оказания помощи кустарям занимавшимся  гравировка, чеканкой, выколоткой, просечкой,  насечкой, всечкой, мутуаром, травлением, патинированием и т.д. в 1896 году создаётся общество содействия развития кустарных промыслов в Тульской губернии. Это общество сыграло немаловажную роль в создании в 1903 году тульской художественно-ремесленной учебной мастерской, при которой в последствии была создана артель, занимавшаяся изготовлением разного рода изделий по технологиям тульских мастеров.

И в настоящее время многие мастера нашего города изготавливают вещицы  радующие глаз и душу. Один из таких – Горбунов Сергей, научивший Вашего покорного слугу, азам мастерства всечки. Вряд-ли Вы найдёте в словарях значение этого слова, точно также как и слова казюк – присущие только нашему региону и не многие наши современные жители знают смысл этих слов и их происхождение.

Не могу гарантировать на 100% точность происхождения слова  всечка – вбивание полосочки металла в древесину, но как рассказывал мне мой дедушка, проработавший на оружейном заводе кузнецом с 1914 по 1956 годы, а ему рассказывали старые работники, что среди заводских ходила поговорка: «Ну что всекли тебе рисунок на ж...?»(извините – из песен слов не выбросишь) – которое имело отношение к тем, кто получал нагоняй от начальства за недобросовестно выполненную работу. Дедушка рассказывал также, что в начале трудовой деятельности получал не только подзатыльники от мастера, но иной раз и хлыстом по мягкому месту. По всей вероятности и это слово пошло от того, что нерадивых работников били, а в старину секли шомполами.

Окунёмся немного опять в дела давно минувших дней. После строительства оружейного завода в Туле, для работы на нём набирали мастеровой люд, которому было определено место проживания на левом берегу реки Упы. Эти работники получали жалование от казны и являлись казёнными людьми, в связи с этим  их называли казюками, в отличии от других жителей города, но в последствии с расширением завода  так стали называть всех жителей нашего города. Итак казюк – туляк, как просто, а слово-то заковыристое.

Хотелось-бы остановиться ещё на одном аспекте этой прекрасной технологии всечки. Некоторые современные мастера называют её инкрустацией, но как известно слово инкрустация происходит от латинского слова incrustation– покрывать чем либо, а это самостоятельная область  декоративно-прикладного искусства, где по технологии в основу вставляются плоские вставки из различных материалов. Посмотрите работы знаменитого французского мебельщика Андре Шарля Буля и моментально будет видно различие всечки и инкрустации.

Наша технология тульской всечки немного схожа с технологией Дагестанских мастеров из высокогорного аула Унцукуль, однако основное отличие тульской всечки в том, что линии её рисунка связаны одна с другой и выходят одна из другой, как ветвь дерева выходит из ствола – соединение элементов не заметно – в этом и состоит мастерство выполнения узора всечки и её отличие и самобытность!

Но время берёт своё и постепенно современные мастера начинают сочетать всечку со вставками из всевозможных материалов – поделочных камней, янтаря, стекла, и т.д., что отвечает вкусам различных слоёв населения.

Всем, кому будет интересно освоить технологию тульской всечки при желании посмотрите мой мастер-класс «Секреты Тульской всечки» размещённый на моей страничке,ярмарки мастеров, в блоге- раздел мастер-класс.  Помощь в изготовлении инструмента и предоставление заготовок из грецкого ореха(в разумных пределах) не исключена!

С Уважением к Вам и наилучшими пожеланиями в творчестве и в жизни     Казюк !

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email