Управление рабочей загрузкой мастера по кайдзен

По основной профессии я – бизнес-консультант. И это значит — знаю как эффективно организовать чужую работу .  Но самое прекрасное – когда те же принципы я применяю к самому себе. Об одном таком (успешном) опыте я расскажу здесь.

В какой-то момент я обнаружил, что количество заказов превысило количество времени, которое я могу потратить на ювелирное хобби ( а еще работа с совершенно ненормированным графиком, а еще — учеба на курсах, а еще — трое детей...)  И все такое вкусное. И я завел кайдзен-доску.

тайм-менеджмент, рабочее место

Первое правило кайдзен —визуализируй ЭТО. Что — «это»? В моем случае: заказы и технологические шаги по их выполнению (карточки).  Каждый заказ (или моя собственная идея украшения) выполнена в виде фотографии / рисунка. К ней, как не сложно заметить, прикреплены несколько карточек. Что они значат? Рассмотрим на примере следующего украшения: "Геометрия".

органайзер

На доске его фото нет, поскольку в тот момент сама подвеска существовала только в виде рисунка. Но обычно я даже для таких работ делаю ксерокс рисунка, уменьшаю его и — на доску! Визуализируй это... Итак подвеска, а дальше — ряд карточек. Они видны и на фото. Но приведу их крупнее:

организация работы

Каждая карточка — это технологическая операция.  Такая раскладка будущей работы на операции уже много чего дает мастеру. Во-первых, вы можете «навскидку» оценить объем работы. Одно дело, если надо выполнить три-четыре операции, чтобы сделать изделие, другое — когда их двенадцать (как для «Средневекового зайца»).

полезные советы

Но и это не все. Если мастер начинает думать операциями, то ему открывается огромный мир возможностей по улучшению своей работы. Смотрите: первая операция — прокат. Много ли времени занимает это? Увы и ах — много. Мне для этого изделия нужна проволока квадратного сечения в 1 мм. А отливаю я брусочек миллиметров 5-6 диаметром. И раскатать его до нужного сечения, да еще отжигая в процессе несколько раз — больше часа времени уходит.

Решение нашлось простое — я пошел в мастерскую с механическими вальцами (с мотором). Там раскатка этой же проволоки заняла не больше 10-15 минут. Теперь я каждый раз думаю — какие еще заготовки я могу заранее сделать и тем самым сэкономить время на творчество.

Второй пример. Не менее очевидный, но... Последняя операция — полировка. Просто и быстро. Другое дело, что операция неизбежная и на всех изделиях необходимая. Первое простое решение, я «накапливаю» работы и делаю полировку сразу для 5-6 работа, причем пооперационно. Много времени экономится...

А другое решение менее очевидное. Полировка делается в основном двумя кругами: войлочным и нитяным.  На фото ниже два левых круга — войлок, а правый — нитяной.

обмен опытом

Если присмотреться видно: у правого и у среднего круга — диаметр держателей разный. Отличается на полмиллиметра. (раньше «пуля» — средний круг и правый круг были наоборот надеты на держатели). Пустяк? Как сказать... Я ведь сперва полирую войлоком, потом — нитяной «пуховкой». Потом — снова войлоком, потом — снова «пуховкой»... А это значит: вставил в бормашину круг ... вынул круг, вставил другой ... вынул ... вставил... Понимаете? Полмиллиметра разницы в диаметрах хвостовика — это несколько лишних оборотов затяжного ключа, несколько лишних секунд на каждую операцию... лишние минуты, а в итоге — часы. И я этого не замечал. Так что решение оказалось простым — самые часто используемые диски — на одинаковые держалки.

Про что хочется рассказать подробнее: кайдзен начинает работать, когда вы регулярно задаетесь вопросом — как можно что-то сделать лучше (в первую очередь – быстрее, удобнее и т.д.). Тут я столкнулся с проблемой — как померять результативность? Понятно что подвеска «Геометрия» и подвеска «Полярная сова» — на одну и ту же операцию «Пайка» требуют совсем разного времени.

опыт

И как сравнивать?

Решение оказалось простым, как все гениальное. Теперь я сравниваю не разные работы между собой, а свой план и факт выполнения его. Да, я работаю с секундомером. И измеряю время на каждую операцию. Планирование произвожу тут же — на доске. Вот он план (сверху) и факт (внизу). <</p>

хитрости

Обратите внимание: я думал, что пайка займет тридцать минут, а по факту потратил 2 часа 40 минут... Мнэ... Как только такое происходит я сажусь и задаюсь вопросами: «Из-за чего так произошло?» «А что можно было сделать по-другому?» Какие решения я нашел — описано выше.

А для того, чтобы их находить есть специальная техника задавания вопросов и поиска решений... но это тема для следующей статьи!

Надеюсь мой опыт будет полезен еще кому-нибудь!

Комментарии (8)

Вот это мощный подход! Системно и продумано. Мое вам уважение. Спасибо, что поделились. Еще!

О! Только заметил, что кто-то прокомментировал... Попробую чем-то еще подулиться позднее, раз интересно.

Ma-Mia 07.04.2014

Спасибо!{#}Очень хочется прочитать про технику задавания процессов и поиск решений!

Ага. Понял. Попробую выделить на это время.

Замечательная информация!!Всегда в творческом порыве не уделяю внимание техническим моментам, и времени на них потраченному.Спасибо,попрбую применить на практике.{#}

EULE Art 19.07.2015

С нетерпением жду вторую часть.

И делюсь хитростью - полировальная насадка хранится вместе с пастой, которая на нее наносится. Так можно исключить попадание на финишную насадку грубой пасты для доводки инструментов.

Потрясающая самодисциплина!!

Ксения 17.01.2017

Если честно - в шоке))) чуть-чуть.