Как сшить платье

Как сшить платье | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Приветствую всех.
Меня часто спрашивают как сшить то или иное платье, тем более, что я не держу в секрете, как это делается. Как известно по одной и той же выкройке можно сшить кучу разных платьев с разными характерами. И вот я подумала, что такая статья будет весьма кстати.
Сразу оговорюсь, выкройку я модифицирую с учетом того, что мне важно сделать поменьше расход ткани и цели у меня стоят другие: не историческая реконструкция, а создание гороского повседневного или праздничного платья.

мастер-класс, платье в пол, как сшить, как сделать, описание

Итак начнем.

1. Чтобы расчитать сколько нам нужно ткани, нужно определиться с длиной изделия (ДИ). Если я хочу платье в пол, то на мой рост 165 см, мне удобно 135 см. Это значит, что я не буду наступать на подол и оно достаточно длинное, чтобы закрывало икры и чуток доходило до щиколотки.

Лирическое отступление: Здесь же важно учетсть, что если я "девушка Маша" и у меня колебания веса около 10 кг каждые 2-3 месяца и грудь около 120 см, и попа под стать 120 см, то длину изделия надо измерить спереди, сзади и с боку. Выпуклая грудь добавит 5-10 см длины спереди, выпуклая попа около 2-3 см сзади, а если бедра не крутые, то с боку будет наоборот  поменьше. Например так: 140-137-132 (перед-попа-бок)

Теперь можно посчитать ткань: 2 длины = 135*2 = 270. Если я шью из льна, то на каждый метр я закладываю 8-10% усадки. Итого получаем по 8-10 см на каждый метр + припуск на подгибку по подолу , получаем примерно 30 см. Итого нам нужно 3 м ткани.

2. Подготовка ткани к работе. Т.к. я работаю с натуральными материалами, то перед пошивом я их либо замачиваю, либо стираю, чтобы они дали усадку, ну и вообще с чистой тканью приятно работать (стираю без порошка). Просушить и слегка отутюжить, если сильно мятая.

3. Рисуем выкройку на ткани.

3.1. Складываем ткань.
Для начала сложим ткань так, чтобы удобно было работать. Если длина изделия по переду и попе совпадает, то ткань складываем сначала вдоль (лен обычно так и сложен изначально), потом пополам поперек. Место сгиба будет плечом.

3.2. Построение схемы платья на ткани.
Длина изделия.
Откладываем от верха длину изделия. Должно получиться почти до конца ткани и остаться небольшой припуск на подгибку сниз. Рисуем нижнюю часть подола. Со стороны кромки от низа изделия отступаем 20-25 см (примерно пядь) и рисуем плавную закругленную линию вдоль низа изделия.

Лиричесое отступление. Если у "девушки Маши" бедра не широкие и покатые, а фигурка-бревнышко, сильно клешить изделие от талии не стоит,  лучше сделать  подол около 2.5 м.  поднять линию подола на боковом шве, иначе будет провисать.

Ширины
Измеряем наши размеры: обхват талии (ОТ), обхват бедер (ОБ), обхват груди (ОГ), высота груди (ВГ), высота талии (ВТ). Пока этого хватит.
Отмеряем от верхнего сгиба ткани высоту талии и груди.  На уровне высоты груди откладываем  от продольного сгиба ткани ОГ/4 (ткань у нас сложена вдвое, да еще и вдоль, получается 1/4 от всех охватов), на уровне высоты талии отмечаем ОТ/4. Теперь сравниваем мерку ОГ и ОТ.  Так как в изделии нет пуговиц и молний, в него надо как-то попадать, поэтому к ОТ/4 прибавляем столько, сколько не хватает до пролезания груди, а в груди прибавляем 4см/4 + пару см на свободу. т.е. не меньше 3-4 см.

Боковой шов от талии до низа
Соединяем в одну линию крайнюю точку по  низу подола и точку ОТ/4 + припуски на высоте талии, получаем боковой шов.  Далее проверяем пролезут ли бёдра. Обычно они пролезают, но лучше убедиться. отмеряем от талии 10-15 см вниз и сравниваем ОБ/4 и ширину платья в этом месте.

Рукава часть1.
Часть рукава будет цельнокроена с платьем, часть пришивная. Отмеряем по плечу нашего платья расстояние от середины груди (обычно это ямочка под шеей) до середины бицепса. Получается примерно 33 см. (если у вас рост 170 и более, мерка будет скорее всего больше). Теперь измеряем обхват бицепса. Для этого лучше согнуть руку, тогда получится максимальное значение. К обхвату бицепса прибавляем от 6 до 10 см. В моём случае бицепс 26 см (да , я худышка) и 10 см платья лишними не будут. получаем Обхват бицепса 38 см  (2+10см на припуски и сборку). Откладываем от верхней части платья в точке, где мы поставили 33 см вниз ширину рукава 38/2 = 19 см. Соединяем эту точку плавной линией с точкой ОГ/4 и ОТ/4 с учётом всех припусков.

Горловина
Далее очерчиваем головину. по передней части отмеряем 10 см в сторону - это ширина горловины, и 10 см вниз - это глубина, на спинке ширина будет та же, а глубина не более 3х см. Далее соединяем все точки в плавный овал и вырезаем.

Рукава часть2.
Второая часть рукава выкраивается из той ткани, что осталась с боку.  Измеряем обхват руки в месте согнутого локтя. В моём случае 32 см. Прибавляем пару см на припуски, получаем 34.  Далее измеряем длину рукава от середины бицепса (где мы закончили рукав на платье ) и прибавляем 3 см на припуски и подгибку. У меня получилось 45см + 3см = 48см. Итого нам нужно на оставшейся ткани вырезать 2 прямоугольник 34*48 см. В этом варианте рукав будет выглядеть, как будто клешеный к запястью. Если вам нужен обычный прямой, то его следует заузить до ширины обхвата запястья.

4. Вырезаем все детали.

Если у вас хорошие ножницы, то можно резать 4 слоя ткани одновременно, все боковые швы в этом случае получаются идентичными без перекосов.
Горловину я вырезаю так: со стороны плеча надрезаю 2 см, далее приподымаю часть переда и вырезаю на сложеной вдвое ткани горловину по переду, аналогично вырезаю спинку. Получается горловина симметрична относительно середины. (рекомендую попробвоать сначала  на тряпочке)
Для горловины вам понадобится еще одна деталь. По диагонали вырезать полоску около 1.5 см в ширину и 65 см в длину.

5. Сборка
Стачать боковые швы, обработать, отутюжить, примерить. Если бока сильно отвисают подрезать и подшить низ. ОБработать горловину. Я пришиваю диагональ с лица на 0.3 мм и подворачиваю наизнанку, получается очень аккуратный и неширокий краешек.
Рукава сшить, обработать. Рукава на платье сосборить до ширины пришивного рукава, приметать и сострочить. (сборку лучше делать больше с верху на плече). подшить рукав.

Тадам! платье готово.
Можно дополнить тесьмой или кружевом по подолу, рукаву и горловине.
В бока или на спину можно добавить шнуровку. 

Если есть вопросы или вдруг я забыла что-то, пишите вопросы внизу.

Комментарии (7)

Света, покажи, пожалуйста, как платье будет выглядеть в готовым виде. Благодарю!

Светлана, спасибо за полное разжевывание по шитью платья! А ваши лирические отступления - прелесть! Забрала в избранное - нужно собраться с силами - купить подходящий материал и сшить обязательно!!!{#}

Лирические отступления - это манера писать Галии Злачевской. Рекомендую почитать ее книжки.

Спасибо! Очень понятное описание процесса и прекрасная выкройка. Надо попробовать, справлюсь лиimage

Думаю всё получится.
Будут вопросы, пишите.

Спасибо! Утащила в избранное.