Анатолий Зверев. Человек, который рисовал, как дышал

  • Рубрика: Идеи и вдохновение
  • Виды творчества: Графика
Анатолий Зверев. Человек, который рисовал, как дышал | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

«Садись , детуля, я тебя увековечу!»

А.Зверев

Как хорошо, что у меня есть подруга-художник, которая не дает мне утонуть в серости зимних пейзажей и рабочих будней, и время от времени выдергивает меня в океанские просторы живописи. Вот недавно она меня вытащила на выставку в Новом Манеже, куда я еще и не особо хотела идти, так для меня-необразованной имя Анатолия Зверева ничего не значило. Но когда я вошла в залы выставки…

Хотя, давайте по порядку. Анатолий Зверев (1931-1986) – художник-авангардист. Жил, творил в эпоху Советского Союза, но широкой публике, т.е. той, которая изо всех сил строила коммунистическое будущее , был практически не известен. И это несмотря на то, что Пабло Пикассо сказал про него – «Анатолий Зверев, лучший русский рисовальщик», а Давид Альфаро Сикейрос в 1957 году присудил ему золотую медаль конкурсной выставки Международного фестиваля молодёжи и студентов. Почему так? Почему его известность не вышла за рамки круга художников , коллекционеров живописи и элитарной публики?

Я считаю, это потому, что Анатолий Зверев был АБСОЛЮТНО свободным художником , он не терпел никакого давления и не хотел никому подчиняться со всеми вытекающими последствиями . Например, о том, что ему присудили золотую медаль на конкурсной выставке не знал никто, кроме участников и жюри. Ведь его даже не допустили к участию в конкурсе – нет диплома! Но во время конкурса он, работая маляром в ЦДХ, зашел в конкурсный зал, разлил на пол два ведра краски разных цветов. И шваброй в несколько движений размазал эту краску по полу. Получился изумительный женский портрет. Сикейрос остановил конкурс и объявил победителя. Но после этого, не только в газетах не опубликовали его имя как лауреата премии, его даже с работы маляра уволили. Дальше – неустроенная жизнь свободного художника-бродяги, прятавшегося от милиции, жившего без паспорта, без денег и славы на родине. Но при этом, его картины выставлялись во Франции, Швейцарии, США, ФРГ, Австрии, Англии, Дании и других странах. Его картины демонстрировались в Париже и Женеве, были приобретены «Метрополитен – музеем» в Нью-Йорке. Актрисы и жены иностранных послов приходили к нему на поклон и просили нарисовать за бутылку их портреты.

А рисовал он , как дышал. Ему не важно было – есть у него краски и кисти, или нет. Он просто не мог не рисовать. Из воспоминаний современников : «…Глядя на его работы, трудно представить, что он создавал их за считанные минуты, пуская в ход не только традиционные кисти-краски, но и все, что под руку попадется, – свеклу, веник, сапожную или зубную щетку, творог, воду из-под акварельных красок…В дело шли бумага, картон, холст, тряпки, деревяшки. Он мог рисовать и красками, и зубной пастой, и окурками. Для него как бы не было преград….». Его друг вспоминал, как Анатолий попросил у него масляные краски, но тот только пожал плечами – кончились, и тогда Анатолий взял подсолнечное масло и пастельные мелки, разлил масло и стал рисовать мелками по маслу. А как он рисовал! Его умение рисовать было потрясающим. Роберт Фальк писал о нем: «Каждый его мазок – наслаждение. Живописцы такого калибра рождаются только раз в столетие…». Или вот воспоминаниия дочери Георгия Костаки Алики: «Он начинал разбрызгивать, ничего не понятно, и через какие-то две минуты появлялись глаза, появлялась мама, например».

Походив по выставке в Новом Манеже у меня сложилось впечатление, что тут выставка не одного художника, а нескольких. Один - авангардист, чья живопись напоминает оптические обманки, где нужно постараться, чтобы увидеть изображение. Подходишь к картине вплотную, смотришь - не понятно, пятна, мазки. Но стоит отойти на несколько шагов и скользнуть по картине взглядом и вот!

анатолий зверев

живопись

графика

свободный художник

А это портрет Роберта Фалька... С чувством юмора. :)

свобода

В общем, для меня такая живопись - чудо. Но ведь всегда найдутся "критики", которые скажут "Подумаешь, наляпано".  А тут поворачиваешь голову и видишь совершенно другие вещи другого художника. И эта графика поражает своей... художественностью.

авангард

художник-авангардист

Опять поворачиваешь голову и видишь уже другую графику. Не похожую на другие его работы.

Вроде ко всему привыкла , все видела,  но тут… апофеоз графики и серия потрясающих женских образов. Я долго среди них медитировала. Такое движение линии за гранью моего понимания.

А вот это уже больше похоже на суми-е, в котором меня всегда поражала способность художника несколькими линиями и пятнышками передать образ. И не только образ, а еще и настроение.

Понятно, что в публикации невозможно передать весь объем гения художника, но я хотела показать насколько Анатолий Зверев свободный и разный. Если я смогла кого-то заинтересовать и заставить начать искать информацию об этом необычном человеке, то это здорово!

Пока!

Комментарии (26)
Natalia 01.06.2016

Большое спасибо за материал о любимом художнике.

Jenny 07.03.2014

Спасибо за статью, художник гениальный, " поцелованный богом". Ну а про странности поведения... Они есть у многих, но только единицы отмечены талантом...Есть теория о " терапии творческим самовыражением"( проф М.Е.Бурно), согласно которой многие гениальные люди с помощью искусства преодолевали особенности своей личности, иногда достаточно болезненные, те творчество это терапия от многих психологических проблем.

Ох, как жаль, на выставку уже не успею...(((
Но благодаря Вам узнала об этом художнике. Спасибо!
Юлия Орлова 06.03.2014

Выставка очень хорошая, и что приятно организаторы потратили силы и средства на дизайн самого пространтва. А это редко бывает !

Анатолий Зверев и мой любимый художник, никогда не пропускаю его выставки. Что касается этой,то тут вы правильно заметили про дизайн пространства...еще приплюсую бОЛьшой акцент на дарителя (Алику Костаки), и за всем этим только тень от талантливейшего художника Зверева.

Справедливости ради хочу еще сказать, что в то глубоко советское время никто художника не затирал и не зажимал в творчестве,- наоборот, была масса почитателей и ценителей, в 1965 году начал выставляться в ПАриже,потом в Берлине и Вене, люди толпами записывали в очереди "на портрет", денег было море.Но Зверев был особым человеком...городской сумасшедший - слишком мягкое определение,т.к.накладывалось это на почти постоянное пьяное состояние. Человек мог встать посреди электрички, громогласно послать всех и вся к едрене фене,снять штаны и помочиться,вытрезвитель был вторым домом.Деньги улетучивались почти моментально, но и запросы жизненные были мизерны..их почти не было точнее. Как ни прискорбно,но это факт.Зная его пристрастие, заказчики часто расплачивались чекушками, чем усугубляли процесс.Да, Зверев никогда не выставлялся в СССР,- может, смущало не только пьянство,но и внешний облик, напоминающий современных начинающих бомжей, от которого художник никак не желал отказаться. Вобщем, человек был настолько своеобразен, что можно сказать, что был болен.

Действительно, не закончил художественное училище - был отчислен за анархию и неопрятность, действительно, любил только одну женищину - пианистку Оксану Асееву, которая была на 30 лет старше, часто поколачивал ее, унять могла только милиция, при этом Асеева им кричала;"Только не повредите руки!" После ее кончины, состояниехудожника еще больше усугубилось.

Были еще влюбленности, которые бурно им переживались, но никто не хотел связать свою жизнь, несмотря на талант. К Алике Костаки даже сватался, но папа ее (собиратель коллекции Зверева) сказал:"ТОлик, ты нам нужен только в качестве художника, но никак не мужа".

А еще Зверев А.Т. Был отменно играл в шашки - в парке Сокольники зарабатывал себе деньги этим в ранней юности.

Может и жаль, что все ТАК, но судьба давая одно, часто берет другое. Художник неповторимый..хотя из 300 его сохранившихся работ, по миру гуляют около 480 подделывают потихоньку, но его экспрессию не повторить

Спасибо за дополнительную информацию об этом неординарном человеке. Очень интересно!

Ирина Шварц 06.03.2014

Художник!

Кошка Тиу 06.03.2014

Благодарна Вам за этот рассказ.

Елена (Ladypeta) 06.03.2014

Спасибо! Очень понравилось!

Спасибо за Зверева ) как-то неожиданно тут о нем прочесть. Спасибо за ваши эмоции )

Показать еще