Обновление пароля

 >  >  >  > Когда мы были молодые ...

Когда мы были молодые ...

Когда мы были молодые ... | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

"Когда мы были молодые и чушь прекрасную несли,

Фонтаны били голубые и розы красные росли..."

Наверное, все помнят эту знаменитую фразу Юнны Мориц, которую пели Сергей и Татьяна Никитины.

И у каждого с ней, с этой музыкальной фразой, свои воспоминания, свои ассоциации...

Кто-то пишет, что впервые услышал эту песню в авторскои исполнении в актовом заде МГУ...,

кто-то на Грушинском фестивале авторской песни, кто-то...

В общем - у каждого своя история.

А я вам покажу свою - в картинках.

Первое студенчество. Одесса. Конец 70-х, начала 80-х гг.

ностальгия

А здесь - Новый 1981 год.

студенчество

А это огромное панно, которое висело в Одесском художественном училище в канун Нового 1981 года между 3-им и 2-ым этажами. Как ни странно, это не моя группа (к этому моменту, я уже окончила училище), но помню почти всех ребят на этом панно и не только по имени, даже - по фамилиям. А девушка в самом верху с кисточкой в руке и ангельскими крылышками - это Таня Зеленская (автор этого шаржа). По-моему, живёт в Киеве.

память

А это уже лето 80 г.

воронцовский переулок

а это силуэт памятника Пушкину у здания Городской Думы.

одесса

Это коллонада между тёщиным мостом и Приморским бульваром.

история

А это лёвики у Воронцовского дворца. сентябрь 1980 г.

прошлое

А это мы собираем вещи, уезжаем из Одессы. октябрь 1981 год.

настоящие

А это наши друзья, которые помогали грузить контейнер. Слева внизу - Наташа из Киева, над ней во 2-м ряду - девочка из Николаева. Девушка и парень (с моей дочкой на руках) - не помню откуда. Это 4-5.11.1981 г. Последняя ночь в Одессе.

Квартира в центре города с печным отоплением, 5-ти метровыми потолками и площадью около 40 кв.м.

Воронцовский переулок, дом 4, в советские времена он назывался Краснофлотским. Тот самый - с тремя стенами и недостающей четвёртой, куда водят всех туристов.

Вот такая чёрно-белая история у меня получилась.

А вот историческая справка, взятая мной на просторах инета: 

Одесситы и гости Одессы знают знаменитый Дом-стену, как его называют, по Воронцовскому переулку, 4, у которого левая стена под острым углом  к фасаду. Когда смотришь на левый угол этого дома с определённого места, то создаётся эффект как-будто дом состоит из одной фасадной стены, так как на этом углу видна только толщина фасадной стены и не видно боковой. Когда первый раз, не ожидая, увидишь это, то получаешь  шок.
  Фото 1.                                                                                                                                                      фото 2            

По поводу этого дома я в интернете встречал только такое объяснение: "Историческая справка говорит, что при строительстве этого дома не хватило средств на постройку боковой стены, поэтому свели две стены вместе, и дом стал треугольным...". Ещё пишут, что имени архитектора и хозяина дома история не сохранила. Что-то не хочется верить такой "исторической справке"... И я решил докопаться до настоящей причины (пишет автор  этой статьи (richtor_br) , почему его построили с таким углом.

Я стал рассматривать фото со спутника и самого дома, и его окружения. И, зная историю Одессы, я прояснил для себя этот вопрос.  Потом я узнал имя архитектора, и кто был хозяин этого дома, и кто из известных людей там проживал. Ещё я узнал интересную деталь, что в 1880-е годы, когда строился этот дом и когда поселились в нём первые жильцы, переулок назывался Театральным(?). А в 1891 году он уже стал называться Воронцовским. Почему он назывался тогда Театральным, точно сказать не могу.  В одном из старинных зданий этого переулка есть спортивная школа ещё с 1945 года. И в этой спортивной школе имеется манеж. Так может быть в середине 19-го века там был театр.       
Так почему у этого дома оказался острый угол?  На фото со спутника хорошо видно, что обе боковые границы участка №6 по Воронцовскому переулку (и с №4 и с №8)  параллельны между собой и под острым углом к  линии переулка. А к Военному спуску (к которому участок №6 не относится и до которого не доходит) у них угол 90 градусов. Почему так?  Очевидно, потому, что участок этот раньше, до строительства переулка, был большего размера, и относился к Военному спуску. И это не удивительно, так как Военный спуск сейчас тихий, а в то время, 200 лет назад и более, был центральной артерией города, выходом к морю, к Практической гавани и Военной гавани. Он был центральной магистралью для доставки товаров в город. Эта магистраль пересекала весь город, через Греческую площадь, Александровский проспект и через площадь Старого базара, и дальше.
 А  переулок проложили только в 1820-х годах вдоль дороги, ранее огибавшей стоявшую над обрывом турецкую крепость (в левой части теперешнего Приморского бульвара). Поэтому переулок кривой.
 Маленький домик на участке №6, фасад которого прилегает вплотную к Дому-стене, существовал ещё  раньше этого дома. Его боковая стена когда-то строилась вдоль границы между участками №6 и №4.
 А ещё старожилы помнят, что до войны во дворе №6 был большой дом (очевидно, двухэтажный с односкатной крышей), стоявший своей спиной вплотную, как и маленький домик, к Дому-стене, и поэтому в значительной степени скрывавший эффект одной  стены. Этот дом был построен тоже раньше Дома-стены и поэтому след от него остался на глухой стене дома №4, как незаштукатуренная часть стены.                                                                                                                                                                                                                                                   

Внутри Дом-стена не треугольный. Если зайти во двор, то там можно увидеть два боковых флигеля и задний флигель. Правда, оба боковых флигеля смещены по отношению к фасадному флигелю под углом вправо. В результате двор получился узким и скошенным вправо. Но во дворе там красиво чисто и ухожено. Есть клумба со скульптурой ангелочка (не старинная).
  Дом этот построен был в начале 1880-х годов архитектором  Д. Я. Климовым.       
                                                                                                                            
Все фото ниже из livejournal

Владельцем дома был один из семи братьев - Георгий Рафалович, банкир, совладелец, наряду с 2-мя братьями -Александром и Марком, Торгового дома "Фёдор Рафалович и Ко", Ещё он был консулом, представлявшим в разное время в Одессе интересы Бразилии, Перу и Дании. Он владел также имением в Подольской губернии, площадью в 1812 десятин,  Георгий Рафалович и сам жил в этом доме, и ещё два его брата некоторое время проживали в нём.
  В 1886-1897 годах там жил Александр Рафалович, старший из братьев, купец 1-й гильдии (после смерти отца -  Фёдора Рафаловича  в 1882 году, глава Торгового дома "Фёдор Рафалович и Ко" и председатель правления Бессарабо-Таврического земельного банка). Сам он владел 4-мя домами в Одессе.
  В 1890-1893 годах в нём проживал ещё один из братьев Рафаловичей - Артемий (Артём) Рафалович, финансист и "Выдающийся банковский деятель", который впоследствии жил в Санкт-Петербурге.
  А ещё снимал там квартиру с 1894 года и до своей смерти в 1902 году Борис Юльевич Витте, председатель Одесской судебной палаты, зам. городского головы, действительный статский советник. Он был родным братом  Сергея Юльевича Витте, бывшего министром финансов в 1890-е годы, а впоследствии с 1903 года и до выхода в отставку в 1906 году председателем комитета министров Российской империи. Сергей Юльевич в юнности жил в Одессе и любил приезжать туда в гости, и бывал, конечно, в этом доме.
 Абсурдность того, что не хватило денег на постройку дома видно хотя бы в том, что в 1880-е годы Торговый Дом Рафаловичей был очень успешным. Его торговый оборот на тот период составлял несколько миллионов рублей, а банковский  - несколько десятков миллионов рублей в год. Думаю, что поэтому Георгий Рафалович решил построить этот доходный дом на таком дорогом месте, возле Приморского бульвара и рядом с Воронцовским дворцом.   

Огромное спасибо автору (richtor_br) за такую подробную историческу справку.

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email