Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Всё о продажах > Выставка-ярмарка: советы новичка

Выставка-ярмарка: советы новичка

Виды творчества:   Разные виды творчества

Недавно я в первый раз в жизни приняла участие в выставке-ярмарке. При подготовке к сему событию я перечитала много советов и статей, но все же, лучше один раз увидеть и пережить, чем сто раз услышать и прочитать. На деле все оказалось совершенно не так, как я себе это представляла.

Вот и пришла ко мне мысль написать статью о пережитом опыте. Вдруг кому полезной окажется? Я понимаю, что я не первая такая здесь со своими советами. Но давайте отложим «тухлые помидоры» подальше, ведь много информации не бывает, особенно для новичков. А «тертые калачи» могут поделиться своим опытом в комментариях, это будет очень ценно.

Итак, я выделю три стадии «участия в ярмарке»: подготовка, непосредственно само событие, «а что потом?» и напишу по каждой из них. Везде есть свои нюансы.

выставка-ярмарка

1. Подготовка.

Первый и, наверное, самый главный совет: узнайте о формате предстоящей выставки-ярмарки, прежде чем принять решение участвовать в ней. Дело в том, что бывают разные форматы и, соответственно, разная публика участвующая и посещающая мероприятия. Возможен формат «блошиного рынка», куда приходят люди с настроем купить как можно больше и не дороже ста рублей. Здесь, скорее всего, ваше потрясающее колье, вышитое натуральными камнями и японским бисером, вызовет море восторгов, но не более. А возможен формат «салона», в котором много не значит хорошо. Здесь главное качество и эксклюзивность.

Я как раз очень хорошо прочувствовала этот момент на себе. К моему столу очень много подходили, рассматривали, восхищались, брали визитки, спрашивали цену, отходили к соседнему столу и приобретали один из тысячи браслетиков-шамбала, который стоил на порядок дешевле. Да и сам формат мероприятия, а также публика тяготели скорее к этно-теме. Так что еще раз повторю: кто владеет информацией – тот владеет миром. Узнайте, куда вы собираетесь идти.

 И еще. Часто выставки-ярмарки бывают приурочены к какому-нибудь празднику: 23 февраля, новый год, масленица либо открывают сезон: начало лета, весны и т.д. На этом тоже можно сыграть, продумав ассортимент и оформление стола.

Оформление стола.

У организатора выставки узнайте размер стола, на котором вы будете выставляться, и продумайте дизайн до мельчайших подробностей. Заранее купите необходимые вещи. Продумайте освещение, если оно вам необходимо и то, каким образом этот свет подвести к вашему столу (удлинители, скотч, чтобы зафиксировать провода). И самый главный совет – дома попробуйте разложить все в точности так, как вы планируете сделать это на выставке. И посмотрите со стороны, может быть что-то вам не понравится и придется изменить. Лучше узнать об этом заранее, чем обнаружить неприятный сюрприз тогда, когда ничего уже не изменишь. Если вы собираетесь оформлять стену за спиной (развешивать украшения, логотип или еще что-либо) – узнайте, будет ли там вообще эта стена. У меня, например, было окно. И я очень рада, что не стала тратить зря силы, время и другие ресурсы на этот момент. Хотя не отрицаю, что оформление стола – это еще не все. Нужно занять как можно больше дозволенного пространства для привлечения внимания, главное, конечно, со вкусом и чувством меры.

Напишу о своем столе. Я придумала все заранее. Попросила папу сделать мой логотип из дерева и покрасить его в белый цвет. Купила белую скатерть. Все подготовила, но накануне «тренироваться» не стала. И вот когда мы с мужем все расставили и разложили, оказалось, что получившийся результат несколько отличается от картинки в моей голове. Во-первых, шарики, которые я привязала к логотипу, оказались намного больше, чем я хотела. Поэтому повесить их так, как надо, не представлялось возможным. Во-вторых, все мои работы не влезли на стол. Вернее впихнуть я бы могла их все, но тогда это был бы полный хаос. Я разложила максимально возможное количество и все равно осталась недовольна тем, как это выглядело. Мне хотелось больше «воздуха» и «чистоты» на столе. Но уж как вышло, так вышло. Что-то менять и придумывать было поздно. Первый блин, как говорится…

выставка-продажа

Очень хорошо придумать на своем столе какую-нибудь завлекалочку, этакий «маркетинговый ход». Это может быть что угодно: ваза с конфетами, поднос с самоваром, чаем и баранками, у меня были шарики (рассчитано на мамочек с маленькими детьми) – чем больше креативности и привлечения внимания, тем лучше. А одна женщина на нашей выставке переплюнула всех: она пришла с щеночком йорка в чудном комбинезончике. Он почти всю выставку проспал на ее обширной груди и обеспечил ей бесперебойный поток восхищенных покупателей – мимо такой ми-ми-ми пройти было просто невозможно.

Разменные деньги.

Обязательно позаботьтесь и об этом моменте заранее, чтобы потом не бегать по выставке в поисках сдачи.

Сборы.

Ваша выставка откроется, скорее всего, утром. Например, в 11 утра. Значит, чтобы все, не спеша, разложить и оформить, вам надо быть на месте в 10-00 … 10-20 утра. А еще нужно до места добраться. А еще нужно принять душ, поесть, одеться, накраситься и сделать прическу. И во сколько надо встать? А еще бы и выспаться неплохо. Поэтому золотое правило: перед ответственными мероприятиями собираемся с вечера. Упаковываем все вещи в сумки-пакеты, гладим одежду, пишем список того, что еще не упаковали, но взять с собой планируете. Тогда утром, вероятнее всего, вы спокойно соберетесь и никуда не опоздаете. В обратном случае -  бешеные глаза, передвижение по квартире со скоростью электровеника, что-нибудь очень важное забыто, а в голове только одна, вернее нет, две мысли: «Куда же я это засунула?» и «А-а-а-а! Я ничего не успею!», вам обеспечены.

2. На выставке.

мой опыт

Цена.

На мой взгляд, это сугубо индивидуальный момент. Если вы готовы продавать дешевле и сбавлять цену, чтобы только бы купили – продавайте. Если вы сможете продать дороже – честь вам и хвала. Про себя могу сказать, я изначально решила продавать по той же цене, что и на ярмарке мастеров. Ни больше (не добавлять аренду стола), ни меньше (не «падать» в цене, даже если никто ничего не купит). Я ценю свой труд и не готова отдавать работы по себестоимости. Лучше уж буду носить их сама. Ведь в каждую работу я вкладываю душу и свое время. И как бы высокопарно это не звучало, но это так. Но это лишь мое решение. Какое ценообразование будет у вас, это ваше дело.

Печатные материалы: ценники, визитки, каталоги работ, бирки.

Ценники. Изначально я решила их не делать. Я руководствовалась аргументом, что необходимость спросить цену – это лишний повод завязать беседу с покупателем. На самом деле, многие люди просто стесняются спросить стоимость и проходят мимо. А если вы хотите завязать беседу, лучше просто улыбнуться, поздороваться и предложить взять визитку. Там разговор и пойдет.

Поэтому сейчас я считаю, что это был еще один мой промах. Ценникам быть!

Визитки. Я думаю, что не открою Америку, если скажу, что визитки – это одна из важнейших вещей, которые вы должны взять с собой на выставку.  Какими они должны быть? Это очень обширная тема, ей можно посвятить отдельную статью. Мне, например, нравятся лаконичные, стильные, с минимумом только самой необходимой информации. Но это дело вкуса.

Фирменные бирки на изделиях. Это тоже довольно спорный момент. Кто-то считает, что на украшениях они не нужны. Это усложняет процесс их примерки, загромождает стол. Но мне кажется, что фирменная бирка – это показатель «серьезности» мастера. Если у вас разработан фирменный стиль: бирки, визитки, ценники, упаковка – это дополнительный «плюсик» в вашу копилку.

Каталог изделий. У меня его не было, так как я не успела его подготовить. И тысячу раз пожалела об этом. Дело в том, что мои бусы и колье не самые обычные. Часто они сделаны из разнокалиберных бусин и бисера разных цветов и смотрятся, как сказала одна посетительница выставки, «аляписто». Мы с мужем специально сделали фотосессию, на которой я подобрала образ под каждое украшение. Получилось очень хорошо. Также, создавая свои работы, я собираю красивые картинки, подходящие под цветовые сочетания в моих бусах. Все это можно было разместить в небольших каталогах, которые каждый посетитель мог бы взять с собой. Это даже лучше, чем визитки.

Приведу вам один показательный пример «работы» каталога. Одна моя знакомая шьет чудесных мишек тильд. Во время участия в ярмарке игрушки у нее никто почти не купил, аргументируя тем, что 600 рублей – это слишком дорого. А вот каталоги разлетались как горячие пирожки. Через три дня после окончания выставки ей позвонила жена владельца сети магазинов стильной одежды с предложением купить «пробную партию» из 50 мишек! Для продажи в их сети. Просто она увидела каталог у своей подруги и влюбилась в этих милах. Вот такая история про каталог работ.

Внешний вид.

Тут я поработаю Капитаном Очевидность и заострю внимание на этом моменте. Ну, во-первых, опрятность, чистота, хороший запах – Обязательны! Конечно, можно было бы не упоминать, а вдруг?

Во-вторых, вы сами – лучшая реклама ваших изделий, конечно, если их можно на себя одеть. Например, вы делаете красивые ободки с цветами – придумайте прическу с вашим изделием. Вы вяжете чудесные вещи – оденьте что-нибудь из них. Вы шьете мягкие игрушки – сделайте себе маленькую брошь с мишкой/зайкой/улиткой. Конечно, если вы вырезаете шкатулки из дерева, тяжело приспособить их к своему гардеробу. Но можно сделать визитницу или вазу с конфетами. В общем, выдумывайте на что фантазии хватит, благо Мастерам ее не занимать.

Еда.

Решила все же написать и об этом. Так как такая очевидная вещь, как «жующий Мастер за столом со своими изделиями – это некрасиво», оказалась не такой очевидной на самом деле. Моя соседка на выставке не продумала этот момент и стоически терпела до окончания мероприятия. На самом деле тут все просто: пригласите своего мужа, подругу, сестру, маму, дочь, одним словом близкого человека прийти к вам и подменить вас на 15 – 20 минут. Без вашего присутствия за столом мир не рухнет. Зато вы сможете спокойно поесть, отдохнуть и прогуляться по выставке. А вот бутылка воды непременно должна быть где-то припрятана. Во-первых, воду надо пить для красоты и здоровья и никакие выставки не должны этому препятствовать. Во-вторых, из-за постоянного общения во рту пересыхает (простите за физиологические подробности), и можно просто-напросто охрипнуть. А это никому не нужно.

Бартер.

На нашей выставке это было. Когда дело подошло к закрытию, и покупателей почти не было, некоторые мастера начали обмен. Почему бы и нет? Если вам что-то действительно понравилось, можно спросить, вдруг Мастер будет не против. Ведь за спрос, как говорится, денег не берут.

Общение с клиентом (самое главное, не смотря на то, что последнее в моем списке).

личный опыт

Самый важный момент – хорошее настроение, ясный взгляд и улыбка. Конечно, продавать – это большое умение. И лишь немногим это дается легко и непринужденно. Вот я, например, совершенно не «продажник», я стесняюсь и боюсь и часто от этого начинаю много говорить. Но тут есть еще один момент, который я расцениваю как плюс.

Ярмарки-выставки – это очень хорошее увеличительное стекло, если кто-то хочет поработать над собой, получить уроки, продолжить свой личностный рост.

Вы стесняетесь общаться с покупателем? Прячете взгляд? Почему? Комплексы? Какие? Страхи? Чего боитесь? Критики?

Вы сильно обижаетесь на критику? Вам, правда, так важно, что о вас подумает вот та женщина в бордовом пуховике?

Вы называете цену ниже той, по которой собирались продавать? Почему? Вы думаете, что так дорого никто не купит, и заранее сдаетесь? А вдруг купили бы?

Вы не понимаете, почему вот к тому Мастеру люди в очередь выстраиваются, а ваш стол обходят стороной?

Смотрите. Думайте. Наблюдайте. Размышляйте. Пробуйте. И так. И этак. Делайте выводы и пометки на полях.

3. После выставки.

Участие в ярмарке – это чудесный опыт, который поможет вам взглянуть со стороны не только на ваше творчество, но и на себя, увидеть минусы, поставить плюсики и с новыми идеями двинуться дальше. Здесь вы можете найти новых знакомых и, может быть, будущих заказчиков или партнеров.

Что же до меня и моего участия. Могу сказать, что мои предположения и ожидания совершенно не оправдались. Я думала, что «сейчас всех порву» и все-все быстро продам, а ушла по нулям. Мне казалось, что после этого мероприятия я буду выжата как лимон и неделю «ме» сказать не смогу: я вылетела оттуда с кучей сил и энергии, и мы с друзьями пошли «обмывать» мои нулевые продажи в кафе, где я еще 3 часа веселила всех байками о ярмарке. Я  совершенно не ожидала, что на меня потом свалится шквал предложений об участии в других выставках. По прошествии недели мне предложили предоставить мои украшения для фотосессии и самой поучаствовать в качестве модели. Я! Модель! Вот уж о чем никак не могла подумать. У меня у самой появилось море новых идей, которые я потихоньку воплощаю в жизнь и получаю от этого непередаваемое удовольствие.

Вот такой он мой первый опыт. Надеюсь, кому-то пригодится эта статья. В любом случае, участвовать в выставках или нет, индивидуальное дело каждого Мастера. Я считаю, что хотя бы в одной ярмарке надо принять участие, чтобы понять твое это или нет. Мне – понравилось. В дальнейшем планирую учесть предыдущие промахи и попробовать еще раз.

Спасибо всем за внимание, а особенно тем, кто прочел мои «нравоучения» до конца. Посылаю всем лучи добра и творческого вдохновения! 

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email