Минимализм в музыке. От начала до наших дней.

Минимализм в музыке. От начала до наших дней. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Неделя минимализма уже закончилась, но я не удержалась и всё-таки решила написать об одном из своих любимых музыкальных направлений.

Минимализм — довольно широкое и распространенное направление в эстетике новейшего времени, и развивается практически во всех отраслях современного искусства — в живописи и архитектуре, в музыке и литературе, в дизайне и моде. Как понятно из названия, минимализм — это решение художественной задачи минимумом средств. Но, понятно, не всё так просто. Как это часто бывает с художественными направлениями, за декларацией метода, приема, стоит мировоззрение, философия, строится вавилонская башня, готовится переворот в сознании человечества. Посмотрим, как это происходит в музыке.

Минимализм в музыке начался со смелого эксперимента Эрика Сати (1866-1925 , французский композитор и пианист). Еще перед самым началом Первой мировой войны Сати декларировал новый вид музыкального искусства «Меблировочную музыку» (название появится позже, в 1916): «Общественное Агентство содействия Концертам и Спектаклям. Усиленная и навязчивая музыкальная реклама. Мы лезем прямо в уши! И не возвращаемся обратно. Обращайтесь к нам. Гарантия мгновенного попадания! Вы никогда так не пожалеете! А если не захотите, мы устроим вам жуткий концерт… прямо у вас дома, на кухне или в прихожей.» Сати решил создать такую музыку, которую не надо будет слушать, хотя не слышать ее будет невозможно. Эта музыка — звуковой фон, используемый подобно освещению, теплу, аксессуарам интерьера для комфорта. Он полагал, что люди давно таким образом используют музыку, но только музыку, созданную для другого — для концертных залов, для танцев и маршей. Не удивительно, что Эрик Сати был непонят своими современниками, он обогнал время на десятки лет. Вот характерный случай. Публика, приглашенная для того, чтобы прогуливаться, разговаривать и пить во время исполнения музыки Сати, СЛУШАЛА МУЗЫКУ. Это, пожалуй единственный случай в истории, когда композитор был разгневан тем, что люди слушают его произведение.

И только в шестидесятые годы 20 века минимализм оформился как направление и обрел популярность сначала в США, а потом и в Европе. Минималисткие композиции создаются из коротких музыкальных фраз (иногда аккордов, отдельных звуков), которые многократно повторяются с незначительными вариациями. Т. Райли,  С.Райх, Ф. Гласс, Дж. Адамс, М. Найман, Б. Фрост, Михаил Чекалин, Алексей Айги и другие известные композиторы создали в этом направлении много замечательного. Ведь музыка остается музыкой всегда, даже в минималистическом изводе. Несмотря на то что минимализм как бы отстраняет композитора, создавая эффект его неучастия в механическом повторении одного и того же фрагмента, несмотря на то, что в минималистической музыке как бы отсутствует время, психологически переживаемое при прослушивании традиционного музыкального произведения, талант творца не отменяется, суггестивное воздействие (в данном случае навязчивость, запоминаемость) только усиливается, и музыка минималистов радует сердца и заставляет себя любить.

С момента оформления музыкального минимализма прошло уже довольно много времени, уже появился постминимализм, который проявляет себя как менее радикальное и более лояльное к слушателям направление, стремясь к более интенсивной смысловой наполненности произведений, но традиционно избегая подчеркнутой эиоциональности. Повторы сглаживаются, не стыкуются, как прежде механически, а как бы возвращают слушателя к услышанному прежде, напоминая снова и снова о чем-то важном, но недосказанном.

Благодаря своим «фонообразующим» свойствам минимализм очень часто и очень удачно используется в кинематографе. Например, картины Питера Гринуэя и музыка Майкла Наймана кажутся едиными произведениями, настолько гармонично они соединены. Из российских композиторов-минималистов в кино успешно работает Алексей Айги (наиболее известные саундтреки — к фильмам «Страна глухих» и «Орда»). Очень плодотворно сотрудничество японского композитора Дзё Хисаиши с режиссером Такеши Китано. В таких фильмах Китано, как «Куклы», «Сцены у моря», «Фейерверк» взаимопроникновение музыкальных и визуальных настолько глубоко, что их невозможно представить друг без друга.

То есть минимализм, конечно, прост, но простота его наполнена той же жизнью, что наполняет и «сложную» музыку. Эрик Сати чувствовал, что это возможно, и композиторы-минималисты это доказали своим творчеством. Минималистские музыкальные произведения легко воспринимаются на слух, но могут пробудить настоящие, глубокие чувства. И, кстати, слушать эту музыку небезопасно — повторяющийся мотив может надолго застрять в голове против вашей воли.

Предлагаю к прослушиванию некоторые известные музыкальные темы Сати и Наймана. Надеюсь, эта музыка найдет отклик и в ваших сердцах)))

Эрик Сати - Gnossienne No. 1

Майкл Найман - Lady In The Red Hat

Майкл Найман - Time Lapse

Ваша Лена Mossoap.

(текст авторский)

Комментарии (1)

Лена, спасибо за замечательную статью. Очень познавательно!