Обновление пароля

 >  >  >  > Бирюза

Бирюза

Бирюза - минерал,гидратированный фосфат алюминия и медиCuAl6[PO4]4(OH)8·5H2O, один из самых популярных с древности и до наших дней поделочный и полулрагоценный камень.

Русское название бирюзы происходит от персидского «фирузе» - «камень счастья», или «пируз» - «одерживающий победу». Название turquoise происходит от старофранцузского «pierre turquoise», что означает «турецкий камень». Однако, бирюза не добывалась в Турции, она добывалась в шахтах исторической провинции Ирана - Хорасан и экспортировалась оттуда по Великому Шелковому пути через Турцию в Европу, и потому ассоциировалась с Турцией.

Цвет бирюзы от яркого небесно-голубого или голубовато-синего до голубовато-зелёного и блекло-зелёного. Цвет камня с течением времени может поблекнуть. Цвет порошка (черты) белый. Блеск слабый, восковой, непрозрачна, хотя могут встречаться полупрозрачные образцы. Твердость бирюзы невелика 5-5,5, до 6, плотность 2,5-2,8, до 2,9 у особо ценных экземпляров. Однако, невысокая твердость камня не стала препятствием к использованию его в ювелирном деле благодаря удивительной внешней красоте.

Месторождения бирюзы существуют в Египте, Иране, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, США, Танзании, Австралии и Аргентине.

В настоящее время в ювелирной терминологии принята классификация, которая делит бирюзу на категории. В ювелирных изделиях производитель обязан указывать способ обработки камня, чтобы покупатель мог ориентироваться в качестве предлагаемых украшений, соотнести с заявленным качеством установленную цену. Однако в производстве бижутерии указание категории для производителя необязательно, отсюда такое обилие фальсификаций на рынке.

Природная бирюза. Natural turquoise.

Это необлагороженная, неокрашенная, ничем не пропитанная, нерыхлая, непористая бирюза. Это означает, что бирюза в этом виде встретилась в природе и не подверглась никакому воздействию кроме огранки или шлифовки.

Натуральная бирюза высшего качества очень красива. Она однородная, голубая, ее плотность близка к верхней границе 2.9, твердость 6. Такая бирюза встречается редко, в современных изделиях практически невозможно ее встретить. Это может быть бирюза из Аризонской шахты Sleeping Beauty. В настоящий момент эта шахта закрыта, распродаются остатки камней. Однако натуральная бирюза невысокого качества встречается достаточно часто, она заметно отличается от высококачественной бирюзы, ее не применяют в ювелирных изделиях, но в бижутерии она нашла свое применение. Часто владельцу украшения важен именно камень, его истинный природный вид, натуральные тактильные ощущения, в этом случае выбирайте натуральную бирюзу из более низкой ценовой категории.

Укрепленная бирюза. Stabilized turquoise.

Это природная бирюза, качество которой улучшается пропиткой различными прозрачными натуральными или органическими цементами (полистирол, эпоксидная или алкидная смола, масла, воски, парафины...). Такой обработке обычно подвергается среднего качества бирюза — более мягкие и пористые или известковые (меловые — chalk) образцы природной бирюзы. В результате укрепления (стабилизации) плотность мелоподобной бирюзы может возрасти с 1,8 до 2,45 г/см3, а твёрдость возрастает значительно - от 2 до 5, физические свойства укреплённой бирюзы становятся близкими к твердым природным образцам. Декоративность укрепленной бирюзы улучшается: в отличие от природной бирюзы, окраска которой меняется со временем под воздействием внешней среды и соприкосновения с кожей, укрепленная бирюза надолго сохраняет свой цвет. Изделия из такой бирюзы так же красивы, как и из бирюзы высшего качества, но значительно дешевле. Укрепленная бирюза — это настоящая бирюза.

Облагороженная бирюза. Treated, color-enchanced turquoise.

Если помимо укрепления бирюзу ещё и подкрашивают (обычно подражают персидской голубой бирюзе, которая является эталоном цвета), то такую бирюзу называют «облагороженной» (treated) или «усиленной цветом» (color-enhanced).

Целью и результатом обработки здесь является восстановление и/или изменение изначальной природной окраски в ювелирных целях.

Облагороженная бирюза может быть распознана по внешнему виду - она имеет характерный пластмассовый глянец, неестественно голубой цвет и отполированность.

Поэтому обработанная лишь с помощью бесцветного воска или искусственной смолы укрепленная бирюза ценится дороже, чем облагороженная, обработанная с помощью красителей. Облагороженная бирюза — это натуральная бирюза.

Восстановленная бирюза. Reconstituted turquoise.

Это измельченные в порошок частицы низкокачественной бирюзы, либо отходы, полученные при обработке высококачественной, скрепленные между собой органическими или синтетическими цементами и спрессованные в брикеты для дальнейшей обработки. Это наиболее дешевая разновидность бирюзы, известная в России как «прессованная бирюза». Если такая бирюза создана только из остатков природной бирюзы, без включения посторонних элементов (за исключением цементов, использованных для склеивания), то это все еще настоящая бирюза.

Имитация бирюзы. Imitation turquoise.

Такая бирюза не является бирюзой. Для имитации часто применяют минералы внешне похожие на бирюзу — варисцит, лазулит, хризоколла. Некоторые минералы при окрашивании могут быть похожи на бирюзу — хаулит (хоулит, говлит...), кварц, халцедон. Для имитации могут быть использованы органические материалы — одонтолит. И самые дешевые имитации могут быть получены из стекла, керамики, пластмассы...

В своих изделиях я не использую имитации бирюзы, вся бирюза настоящая. Каким именно образом был обработан камень я указываю в описании изделия. Существуют способы определить натуральность бирюзы, однако часто они могут повредить изделие. При сильном нагревании бирюза рассыпается в коричневый порошок. Способ, конечно, надежный, но малоприменим для готового изделия, однако, если у вас несколько бирюзовых бусин неизвестного происхождения, то можно пожертвовать одной ради установления истины! Можно попробовать испытать бирюзу без порчи изделия — при нагревании камня до температуры свыше 200-250 градусов бирюза побелеет. Если накалить иглу и прислонить к камню, бирюза побелеет, возможно появление воска, пластмасса же оплавится.

Пусть ваши украшения всегда несут вам радость!

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email