Крестовые камни - гармотом и филлипсит

Крестовые камни - гармотом и филлипсит | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Дорогие гости! Вот не дают мне покоя "крестовые камни". Удивляет меня, как природа без помощи человека может создавать такие правильные и мистические конструкции. Видимо, есть какая-то высшая сила, которая участвует в этом процессе, а нам остается только удивляться и с благодарностью принимать эти дары.

Гармотом и филлипсит - являются коллекционными камнями.

ГАРМОТОМ

Гармотом — относительно редкий минерал из группы цеолитов. Назван по способности кристаллов-двойников раскалываться на симметричные половинки (греч. «гармос» — соединяюсь; «темсеис» — режу).

Впервые описан в горах Гарц (Нижняя Саксония, Германия) в 1801 году.

Для гармотома очень характерны четверные кристаллические сростки крестообразной формы, отсюда синоним: (баритовый) крестовый камень.Встречается гармотом почти исключительно в виде кристаллов-двойников, которые часто прорастают друг в друга, образуя четверные сростки крестообразной формы.

На поверхностях и сколах кристаллов часто наблюдается параллельная штриховка. Окраска: преимущественно белая с желтоватым или сероватым оттенком; иногда розовая, буровато-красная, коричневая. Просвечивающий до прозрачного. Блеск: стеклянный.

Хрупкий. Излом: неровный, раковистый. Твердость 4,5.

МЕСТОРОЖДЕНИЯ

камни, крестовые камниДовольно редок. В России известен в Эвенкийском районе Красноярского края (долина реки Воеволихан), в родингитах Баженовского месторождения на Среднем Урале, а также в Мурманской области (близ пос. Африканда).
Сростки размером до 2 см встречаются в Шотландии (Строншиан), Норвегии (Конгсберг), Чехии (Козаков), а также в горах Гарц на севере Германии (близ Санкт-Андреасберга), где минерал и был открыт.

Гармотом очень похож на  филлипсит, от которого отличается по оптическим свойствам.

ФИЛЛИПСИТ

Филлипсит — также относительно редкий минерал из группы цеолитов.

редкие камни, коллекционные камниНазван в честь английского геолога У. Филлипса (William Phillips 1775 — 1828). Впервые описан как «phillipsite» американским минералогом Х. Штейнфинком (Hugo Steinfink) по образцам из базальтов Албанских холмов (Лацио, Италия) в 1962 году.
Встречается в виде столбчатых кристаллов. Характерны взаимопрорастающие двойники четырехугольного или крестообразного сечения, а также более сложные формы срастания. Образует сплошные и зернистые массы. Окраска: бесцветная, белая, светло-серая, иногда розовая или желтая.

Блеск стеклянный. Просвечивающий до прозрачного. Хрупкий. Излом неровный. Твердость 4–4,5.

МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Как и многие другие минералы из группы цеолитов, филлипсит встречается преимущественно в пустотах изверженных пород, главным образом — базальтов.

В России филлипсит встречается в Мурманской области (Хибинский и Ловозерский массивы). Эффектные бесцветные и белые сростки кристаллов находят в районе Албанских холмов близ Рима (Капо-ди-Бове), где минерал и был впервые описан, а также на о-ве Тасмания (Австралия). Описан в базальтах третичных лав Северной Ирландии. Известны находки в Австрии (Штирия), Германии (Саксония, Бавария), Чехии (Моравия), на Канарских о-вах (Испания), в США (Аризона, Орегон), на юге Новой Зеландии.

Буду рада, если эта информация будет Вам интересна!

О еще одном "крестовом камне" - хиастолите - можно прочитать здесь http://www.livemaster.ru/topic/574937-hiastolit-chto-eto-za-kamen?vr=1&inside=1

С уважением, Ваша Пани Нина

Комментарии (1)

Ну надо же - и правда, кресты!

Век живи - и каждый раз что-то новое!