> Журнал > Публикации > История рукоделия > Когда жизнь висит на пуговке. История дорсетских пуговиц

Когда жизнь висит на пуговке. История дорсетских пуговиц

Виды творчества:   Do It Yourself / Сделай сам

Надомный труд, или Рождение "коттеджного производства" (Cottage Industry)

Эта история о ремесле, которое кормило жителей Дорсета на протяжении более, чем двух веков. Мастерство передавалось из поколения в поколение. Dorset buttons — дорсетские пуговицы, товарная марка, определенный способ изготовления, вошедший в историю и связанный с местом производства также, как дельфтский фарфор — с голландским городом Дельфтом, а хохломская роспись и вологодские кружева — с конкретными местами на территории России .

пуговица

Ремесло зародилось в 17веке, основателем ремесла считают Авраама Кейза (Abraham Case). Он был профессиональным военным и, по всей видимости, наблюдательным и сметливым человеком, не лишенным деловой хватки. Будучи солдатом, он участвовал в войне между католиками и протестантами, которая началась в 1618 году на континенте. Далее историки выдвигают разные теории относительно того, как Кейзу пришла в голову идея создания пуговичной индустрии. Согласно одной из теорий, Кейзу, как и другим солдатам приходилось латать мундир, в частности делать "из ничего" недостающие пуговицы. Согласитесь, искать на поле боя отвалившуюся пуговку вряд ли возможно. А мундир должен быть застегнут, солдат должен иметь аккуратный вид. Чего только служивым не приходилось делать самим! И пуговицы тоже! Они брали что-нибудь твердое (камушек, осколок керамики), оборачивали тканью и пришивали. Вуаля!

Другие историки утверждают, что дорсетские пуговицы — отдаленный отзвук работ брюссельских кружевниц, которые произвели на Кейза неизгладимое впечатление.

Как бы там ни было, доподлинно известно, что по возвращении в Великобританию в 1622 он женился на местной жительнице и они основали семейное производство в местечке Шафтсбери (Shaftesbury). Вот так, как будто бы, и началась история Дорсетской пуговки! Тут больше домыслов, чем фактов, так как точных записей об этом не сохранилось.

дорсет     семейное производство

Так выглядел Шафтсбери, больше ста лет тому назад. Мало что изменилось, типичный дорсетский пейзаж сохранился и до наших дней.

Из чего состояла пуговка

Формы пуговок

Сырьем для изготовления пуговиц были местные материалы, труд, время и старание местных жительниц.

Круторогие дорсетские овцы изначально отдавали свои рожки под основы для пуговок. Рожки нарезали на колечки, их оборачивали тканью и обшивали вручную. Диаметр пуговок варьировал от половины дюйма (около 1 см) до невероятного размера – одна возьмая дюйма! Это получается около 3 мм! И это было вышитое изделие!

Первым типом пуговок были «HighTops». Можно назвать их «Конусами», они выглядели именно так. В основе такой пуговки лежал тонкий диск из рога овцы, кусочек льна скручивался в форме конуса и размещался поверх. Все это обшивалось мелкими стежками вручную.

Следующей формой были «Дорсетские кнопки» . Они были более плоскими, но все равно достаточно объемными.  Делали их примерно так.

В Дорсете возник специальный термин "Cottage business" — "коттеджный бизнес". Он давал значительные выгоды своему владельцу: разместив заказы, надо было в определенное время их собрать, расплатиться с исполнителями и продавать товар дальше — дороже! Экономия места, времени, энергии и пр. Так было всегда! В эпоху компьютеризации распространена работа "на удаленном доступе" — тот же надомный труд!

Существование этого источника дохода неоднократно находилось на "волоске" от закрытия. Так, например, в 1699 вышел Закон, запрещающий изготавливать и продавать пуговицы, сделанные из ткани и некоторых других материалов. Этот закон ударил по беднякам, многие из которых полагались на доходы от изготовления пуговок. О развитии промысла в это время известно немного, но местные книги учета занятости хранят сведения о том, что в это время в Шафтсбери было много людей, занимавшихся мелкой розничной торговлей. Возможно, это были продавцы пуговок, а, может быть, мелкооптовые скупщики. Закон существовал, но люди научились его обходить.

Новый виток в развитии производства в начале 1730-х гг связан с именем внука основателя — Питера. Он ввел в производство металлические колечки в качестве основы. Они были проще в использовании и дешевле колечек из бараньего рога. Их привозили из Бирмингема. Бизнес активно рос вширь и "завхватывал" новые территории, выйдя далеко за пределы родного гоородка. Центр производства постепенно сместился из Шафтсбери в Брэндфорд Форум, где в 1731 году был открыт специальный приемный пункт в магазинчике тканей на рыночной площади. Это было очень удобно: производители могли в любое удобное время сдать готовые работы, а оптовые покупатели могли выбрать из огромного количества пуговок нужные в нужном количестве. С этого врмени в истории промысла появляется и еще одна семья, контролироваввшая бизнес — семья Фишер.

Пуговки продавались по цене от восьми пенсов до трех шиллингов за дюжину, в то время, как женщины, изготовлявшие их получали около двух шиллингов в день за 6-7 дюжин пуговок. Но этот заработок был куда более значимым по сравнению с заработком наемных рабочих на ферме, который составлял около девяти-десяти пенсов в день! Изготовлением пуговок можно было заниматься на дому, не отрываясь от воспитания детей, присмотра за хозяйством и пр. Он позволял зарабатывать даже многодетным мамам, которые не могли бы покинуть семью и детей и отправиться работать на фабрику. Возможность заработать и сэкономить одновременно - вот, что давали дорсетские пуговки! Создавая аксессуар для чьей-то одежды, дорсетские мастерицы меньше изнашивали свою собственную одежду и обувь — это тоже немаловажный фактор! Даже при потере кормильца семья могла выжить, войдя в это производство.

В начале 1700-х около 700 женщин и детей работали на фирму. В конце столетия насчитывалось уже более 4000 занятых, а годовой доход фирмы составлял около £12,000.

Машина для изготовления пуговиц.

Однако, ничто не длится вечно.Попытки автоматизировать процесс производства пуговок предпринимались неоднократно.

В 1813 году Бенджами Сандерс (Benjamin Saunders) создал свою машину и получил на нее патент. его пуговки были спрессованы из ткани. Дорсетское производство не пострадало. В 1832 Бенджамин Эйнгворт (Benjamin Aingworth) разработал новую машину и запатентовал свою разработку.

Наконец, в  1841 году Хамфри Джеферис (Humphrey Jefferies) создал , а Джон Эштон запатентовал и продемонстрировал на Всемирной выставке в 1851 году машину, которая положила конец процветанию "коттеджной индустрии". Машина была эффективной! Это стало катастрофой для Дорсета! Пуговки теперь можно было делать гораздо дешевле, выходили они все одинаковыми и очень быстро. Машина победила ручной труд! Семьи, утратившие кормильцев в эпоху развития машинного производства оказались на грани выживания: их надомный труд стал не нужен, на фермы также стали приходить более совершенные механизмы. Это толкнуло многихх на поиски лучшей жизни, эмиграцию в Америку и Австралию. Какой неожиданный результат! Человек изобретает, казалось бы, совершенно второстепенный агрегат, но это драматически меняет жизнь людей и даже стран! Для пожилых людей, которые не имели возможности мигрировать в поисках лучшей доли, исчезновение этого источника дохода означало полнейший жизненный крах.

Попытка восстановить производство, как исторически сложившийся промысел была предпринята в начале ХХ века. Владельцы новой фирмы бережно собрали материал об основах изготовления пуговок, собрали старинные образцы и наладили было бизнес заново. Это не было массовое производство, кормившее многих , как раньше, скорее нечто исторически-туристически-краеведческое, приносящее прибыль отдельно взятой компании. Но Первая Мировая война свела это производство к нулю — людям было не до исторических мелочей!

Последний член семьи Кейзов,  связанный с пуговичным производством, Вильям  Кейз (William Hillier Case) скончался в 1912 году.

В настоящее время интерес к этим пуговкам снова вырос, жители Дорсета активно вспоминают традиции, снова пытаясь сделать этот бизнес семейным и прибыльным! В сети есть множество сайтов, рассказывающих об истории Дорсета, пуговок, демонстрирующих старинные и современные образцы. Сделать пуговку может каждый желающий! Это очень удобная схема, например, для людей вяжущих: всегда можно изготовить пуговки того же цвета, что и изделие из имеющихся уже компонентов. Ведь и в наше время, несмотря на развитие машинного автоматизированного производства, пуговки в цене!

 Как сделать пуговку

 Образцы стежков

Примеры пуговок и брошек.

Это видео —один из эпизодов серии "За городом", выпущенной в 70-х годах ХХ столетия Джеком Хейгревсом (Jack Hargreaves' 'Out of Town'). Автор показывает живописные виды Дорсета, рассказывает про пуговку. Все это по-английски, качество среднее, т.к. переснято с кассеты. Но картинки красивые. Наиболее ценный кусочек — демонстрация того, как делаются пуговки и какими получаются, например "High tops" и еще несколько видов пуговок в руках мастерицы Элизабет Гилберт ( Elizabeth Gilbert), проживающей в деревне неподалеку от Шафтсбери. 

Спасибо вам за то, что вы заглянули на эти страницы! Может быть, этот рассказ даст толчок развитию какого-нибудь нового семейного дела... И, как знать, может быть этому бизнесу суждено бесконечное процветание!

Ключевые слова:  

Спасибо за интересную публикацию! Раньше часто делала такие пуговки - они прекрасно подходят для вязаной одежды.

Лика - IVA rainbow аrt

Да, у меня тоже в детстве на кофточках были пуговки, сделанные по такой технологии.

И меня есть самодельные, так с ними приятно!
Отличная статья! Такие аккуратные, уютные пуговки получаются. Не могу представить, как их можно заменить фабричными, эти пуговицы должны быть изюминкой. И с каким умиротворением и удовольствием делает их мастерица на видео! Большое спасибо за публикацию!

Как интересно! Даже и не знала...

Спасибо, очень интересная статья-мастер-классimage , забрала в избранное image
Лика - IVA rainbow аrt

Спасибо! Надеюсь пригодится!

Уж насколько далеки мои интересы от пуговок, но публикация такая грамотная и познавательная, что хочу поблагодарить Лика - IVA rainbow аrt. Очень любопытно, спасибо..))

Лика - IVA rainbow аrt

Павел, я очень рада что Вы заглянули и еще более рада (счастлива), что Вам понравилось! Я - Ваша искренняя поклонница!

Большое спасибо! Очень интересно!{#}

великолепная публикация! как историку и рукодельницы оочень интересны подобные темы! Благодарю!

Спасибо большое за интереснейшую публикацию! {#}

Не знала раньше, что есть такой вид пуговиц - "дорсетские".

Очень красиво! Однозначно, в избранное {#}

спасибо, очень интересно)) у меня такие пуговки были, а я и не знала, что они и откуда)))

Лика - IVA rainbow аrt

пока готовила публикацию, видела в сети московский интернет-магазин, который...то ли посредник, то ли что-то в этом духе...вобщем, торгует винтажными и антикварными пуговицами, которые находятся в разных концах мира. Что-то типа аукциона. Оказывается и такое есть. Вот у них там выставлен набор антикварных дорсетских пуговиц сделанных в Германии(!!!), набор из 9 или 12 пуговок находится в США и стоит всего полторы тысячи. Я это к тому, что схема, за пару-то веков, могла облететь весь свет!

Винтажное рукоделие и не только

здорово)) особенно на фоне того, что я в Праге на блошином рынке купила мешок винтажных таких пуговок различных размеров за 20 крон, что примерно 40 рублей))) конечно, они не были ручной работы, но видно, что старые и заслуженные)))

Лика - IVA rainbow аrt

Зависть душит!

Спасибо, интересная публикация. Я не знала о таких пуговках, надо попробовать сделать.image

Лика - IVA rainbow аrt

Спасибо, что заглянули, я тоже хочу попробовать! Много идей!

Спасибо! Тоже не знала что это было отдельным ремеслом с географической привязкой. Век живи image ...

Очень интересно! Какая красота! Спасибо!

Очень интересная публикация. Благодарю Вас!

Очень интересно!!!Спасибо большое!!!{#}

Красивые пуговки, думаю жителям Дорсета стоит всерьёз задуматься о возрождении традиций.

Вот это пуговки!!! Настоящая находка для бохо мастериц и любительниц стиля бохо!

Кстати, захотелось попробовать сделать такое милашество, так что возьму на заметку.

Спасибо Вам за публикацию!{#}

Veronika Kuzminykh

Спасибо, очень интересно!

Вот оно что!!

А я в секонде купила пододеяльник (вообще неподходящий по размеру) - ради именно таких пуговиц Довольна!!! {#}(новодел, наверное, но всё равно рада {#} )

Лика - IVA rainbow аrt

А я вот припомнила, что у меня тоже должны быть подобные пуговицы от драпового пальто старого. Пальто уже ушло в утиль, а пуговицы я отпарывала. надо найти.

Nataliri

а меня сразили фото! невероятно, одна и таже улочка, красота {#}!

Лика - IVA rainbow аrt
Да, меня тоже! Я сначала случайно нашла старое фото. А потом, когда искала карту увидела современные фото улиц. И вдруг - ой! Та же улица! Переселение времен! Непрерывность течения...Англия,одним словом.

Спасибо за чудесную публикацию, я так люблю необычные пуговицы! И украшения из них... А уж такие пуговички могут сделать наряд совершенно не повторимым... Очень дерево понравилось!

Очень понравилось. Спасибо.

Какая интересная и полезная статья!!!! Для меня поиск оригинальных пуговиц для изделий - вечная проблема!

Спасибо Вам за информацию, обязательно попробую сделать нечто подобное!{#}

Диана

Спасибо большое-очень познавательно и интересно.

Какая интересная статья! Спасибо за публикацию! Пуговки - прелесть!

Очень интересно! Спасибо!{#}

Спасибо!

Я знала что кольца от гардины дождутся своего часа! Хомяк ликует {#}

Лика - IVA rainbow аrt
Мысленно с Вами!
Обалдеть. Никогда бы до такого не додумалась Спасибище... image

Лика, спасибо большущее, что познакомили с таким удивительным историческим фактом. Для меня это настоящее открытие! Не удержусь и попробую соорудить подобные пуговки.

Лика - IVA rainbow аrt
Да, я тоже жду своей минуты!
Лика - IVA rainbow аrt

И, может быть, покажете?

Анжела

{#}Спасибо за публикацию. Очень-очень интересно!

Сделала выводы - "воткнула"{#} в план на лето: связать кофту с шерстяными пуговицами, тем более, что нас этому в школе учили, потом я часто их делала, когда не находила подходящих пуговиц... А в статье - такой экскурс в прошлое и призыв к творчеству в будущем... вдохновилась... Спасибо!

Лика - IVA rainbow аrt
Очень приятно! Да здравствуем мы - те, которые много умеют, и не устают учиться новому!

За что я люблю Ярмарку, так это за кладезь идей. В очередной раз узнала для себя что-то новое. Думаю мне это обязательно где-нибудь пригодится. Спасибо!!!

Спасибо за чудесную историю! Столько раз и видела и делала пуговки, но откуда у них ноги растут - даже не задумывалась...

А я впервые увидела такие пуговки, они чудесные!
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email