> Журнал > Сообщество > Клуб ручного и машинного трикотажа > Прядение > Пряжа из растительных волокон, прялки и посиделки

Пряжа из растительных волокон, прялки и посиделки

Для прядения использовалась (и используется до сих пор, конечно) не только шерсть, но и волокна растительного происхождения, лен и конопля.

Удастся лен, так шёлк; не удастся, так щелк!

Загадки: били меня, колотили, во все чины производили, на престол с царем посадили, кто я?

Мал малочек (или малышок) в сыру землю зашел, синю шапку нашел?

прядениепряжа

На волокно идет только лен-долгунец (125 см), возделываемый в северных районах, так как он прорастает при +3°-+5°С, а оптимальными для него являются температуры + 15°-+18°С. На юге же растет только лен-кудряш с коротким волокном, идущий на масло.

Обработка растений для получения растительных волокон в старину начиналась с мочевила - канавы, где стебли топили на две-три недели, придавливая их притугами и добавляя туда же навоз и золу. Иногда для мочки льна и конопли рыли специальную яму (копань), выбирая место для нее поближе к болоту. Если же лен и коноплю мочили прямо в речных омутах, то ниже по течению всплывала снулая рыба, не выдержавшая "запахов", идущих по реке в результате мочки. В мочевиле в результате процессов брожения разрушались многие растительные клетки, кроме прочных лубяных волокон.

То, что оставалось в мочевиле от снопиков льна и конопли, высушивали на стлище (участок поля или луга для расстилки льняной соломы, где в ней развивается брожение, превращающее солому в льняную тресту (лучшими для этой цели являются луга, защищенные от ветра лесом или возвышенностями, нельзя устраивать стлище на участках, которые на следующий год будут засеяны льном).

Последнее стлище на льны считалось "на Предтечу" или на Ивана постного (11 сентября по новому стилю, день строгого поста).

Высушенную траву - тресту, мяли в специальной мялке, по другому - мялице - колоде с продольным желобом, к которой на шарнире был соединен тяжелый брус с ручкой - било.

Жесткие, деревянистые части стволиков (кострика) разбивались в кусочки, а гибкое и прочное лубяное волокно оставалось целым и невредимым. Важность этой процедуры крестьяне отметили пословицей "Недомнешь мялкой, так и не возьмешь прялкой".

Корень у слова "треста" тот же, что и у "трость": иногда трестой называли также тростник, камыш, осоку и пырей.

Затем трест трепали, ударяя пучком размятых стеблей о столб или перекладину, либо, наоборот, били деревянным трепалом по тресте, выбивая из нее кострику. И, наконец, тресту расчесывали деревянным гребнем, готовя волоть, а потом чесали щеткой из жесткой щетины, отделяя пачеси или изгребья, идущие на второсортный подкладочный холст, от чистеца, сортового льна.

В результате получалась кудель - волокна, готовые для прядения.

лен

Пряли девушки долгими зимними вечерами при свете лучинок, длинных сосновых щепочек, дающих при горении долгое ровное пламя.

Набрав рученьку (горсть) льну - или конопли, девушка пальцами вытягивала ее в длинную и как можно более тонкую прядку, а затем туго закручивала ее в нить, пользуясь веретеном - родом юлы, вращающимся на полу у ног девушки.

Когда очередной участок нити был готов, девушка неуловимым движением снимала ее с зацепа веретена и тут же наматывала на веретено, пользуясь его инерцией.

Веретено - это еще и шпуля для собирания готовой нити.

подготовка льна

кудель

Суровой льняной нитью снимают все «уроки и переполохи» при заговорах. «Нитку первоученку пряха должна сжечь и съесть» [Даль В. Пословицы русского народа. Т. 2. - М.: Худ. Литература. 1984. С. 347].

Льняная нить в восточнославянской народной традиции была окружена благоговейным отношением, как материал священный, чистый и таинственный. Среди многих обрядов, связанных с нитью, Г. С. Маслова отмечает следующий, бытовавший в Сердобском уезде Саратовской губернии: «отправляясь к жениху с подарками, подруги невесты обязательно присоединяли к ним суровую нитку, изготовленную особым способом. Невеста пряла ее тайком на печном столбе, вращая веретено в левую сторону - «на отмаш», сучила ее также «на отмаш», завязывала шесть узлов, опять-таки «на отмаш»: первые два - на пороге избы, другие два - на пороге сеней, последние - у ворот. Половину этой нитки оставляла себе, другую отдавала жениху. Делалось это для того, чтобы якобы «отнять силу у колдунов», которым неизвестно, как и где изготовлялась эта нитка» [Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX вв.М.: Наука, 1984.С. 37-38].

Устраивали супрядки, посиделки-вечоры, когда в выбранную избу сходились девки со своими прялками (замужним тут было не место), пели песни под жужжание вращающихся веретен, рассказывали сказки; бывали здесь и пирушки, угощенья, особенно если хозяйка раздавала для прядения лен или пеньку, а потом собирала готовую нить и угощала работниц ужином.

Куликов И.С. Пряхи

При создании статьи использовались материалы с сайта traditions.ru, автор Василий Сергеев, книга Мир образов русской прялки, автор - Жарникова С.В. (очень интересная), Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля

Ключевые слова:  

Нашла на Прозе.ру

Прасковья Горбатова

"На посиделки ходили с прялками и куделями, кто прял пряжу, с клубками, спицами, кто вязал, с пяльцами, цветными нитками, кто вышивал. У каждого было задание. За вечер связать носок или спрясть пол кудели.

На посиделки приходили ребята, они лущили семячки, играли в карты и поглядывали на девушек, занятых работой.
Моя мама рассказывала, что пришел из другого села парень.
Красивый! Я на него раз глянула и больше глаза не поднимала.
Уж дюжа красивый – чуб черный, глаза голубые с какой- то искринкой, высокий стройный.
А она была рыжая, кудрявая и лицо и руки все канапушками усыпано. Но что-то было в ее
лице неотразимо-нежное.
Довязала она перчатку, разгладила и начала вторую, а он подошел, забрал перчатку, попримерял и в карман положил, а ей сказал :
- Если вторую свяжешь точно такую, тогда замуж возьму.
Перчатку трудно связать, надо пальцы примерять.
Двое посиделок пропустила, думала, что он хочет над ней посмеяться, а на следующий выходной приехал свататься.
На посиделках водку не пили, тогда пили пиво, которое делали сами в больших бочках.
В праздники на посиделках не работали, а устраивали танцы под гармошку, пели частушки. "

Елена Суворова-Ротт

Очень интересно, спасибо.

Закорючкина Анна (Власова) (klubok-nitok)

Спасибо, Елена!

Спасибо за публикацию! С удовольствием прочитала.

Но меня все-таки берет любопытство.Если лен любит северный климат, то как же лен выращивали в Древнем Египте - там ведь делали тонкое полотно? И как-то смотрела передачу по Дискавери - у античных греков были доспехи из многослойно проклееной льняной ткани. А ведь климат там - мягко говоря, не прохладный. Может,другие сорта льна выращивают в тех местах?

Спасибо, Ирина!

Скорее всего, просто другие сорта. Насколько я поняла, и из кудряша можно пряжу делать, но более грубую. Потом, смотря в какое время года выращивать, может, были свои прохладные сезоны.

А вообще, спасибо за идею, надо поискать информацию. Я и здесь очень все сократила, боялась, что слишком много оставила для одной статьи.

Что нашла по запросу "Агротехника выращивания льна в Египте":

Однако, в растениях льна масличного ( это лен-кудряш) ценно не только масло, но и стебли.Они, конечно, по всем значимым параметрам уступают стеблям льна-долгунца, но при соответствующей обработке дают волокно вполне удовлетворительного качества.

Такое волокно используется для изготовления льняной ваты, перевязочных и кровеостанавливающих материалов, мешковины, канатов, шпагата. Из соломы льна масличного изготавливают бумагу, картон. Сегодня уже разработаны технологии получения из короткого льняного волокна льна масличного котонизированного материала (cotton – (анг.) хлопок).

И интересный момент, почему лен может расти и в субтропиках, а не только в умеренном климате: рост корней льна вглубь продолжается почти до конца жизни растения, в то время как у большинства яровых культур формирование корневой системы к началу цветения практически прекращается.

Ко времени цветения льна главный его корень достигает только 70-75% своей полной длины и продолжает расти почти до конца вегетации. Это позволяет растениям льна после цветения потреблять влагу из более глубоких слоев почвы, чем в первой половине развития.

Корневая система льна масличного обладает высокой всасывающей способностью: после уборки целого ряда яровых масличных культур в метровом слое почвы остается 13-17% влаги, а после уборки льна масличного только 9-10%.

Manonknits (Татьяна Жаворонкова)

Точно лен? не хлопок?

Спасибо! И ведь Туринская плащаница - это льняное полотно....

Нина Колотило (Николь)

Спасибо! С большим удовольствием прочитала. Очень уважаю лен.

Спасибо! Познавательно!

Анна, спасибо, очень интересно! Одно не совсем поняла - про жужжание веретен). Самопрялки, наверное, имелись в виду, как Вы думаете?

Спасибо, Евгения! В общем, это выражение часто встречается, про жужжание, например: Или дремлешь под жужжанье своего веретена? Пушкин, Зимний вечер.

Мы юлу деревянную запускали, ее тоже слышно, а еще, раньше тихо было, посторонних шумов не было, и тихий звук хорошо слышался. К тому же, на супрядках много народа было, много веретен одновременно крутилось.

Евгения Боброва Jane Bo . Арт-пряжа

Да, наверное, спасибо!

{#}

Насколько было тихо, понимаешь, только когда выключают электричество, это нечасто, но бывает. Это при том, что и так по сравнению с городом тишина, вначале очень непривычно было.

Ларуша

Спасибо за статью! Прочитала с огромным удовольствием!

Интересная информация. Спасибо!

Девочки, спасибо!!! Очень интересно!

Спасибо!

Красиво и интересно!

{#}

Будем стараться и дальше))))))))

Благодарю.Интересно и познавательно.Лен пробую выращивать на даче,на юге оказывается он тоже бывает,но капризен,оставила на декор в валянии.

Спасибо! Можно попробовать выращивать коноплю, она у меня есть ткань из нее, очень приятная.

Похоже, следующую статью про нее сделаю)))

Для информации:

Выращивание конопли начало терпеть упадок после зачисления конопли к категории наркотических растений (Конвенция ООН о наркотических веществах 1961 г.). Бездумно рубить с плеча в Европе отказалась только Франция, выращивание конопли там и сейчас успешно развиваеться с постоянной селекцией промышленной конопли. Сделав ставку на селекцию технических сортов с низким содержанием наркотических веществ, французы создали вокруг этой культуры целую отрасль промышленности.

Будем ждать про коноплю,это так интересно.

Очень интересно, спасибо большое! А прялки резные какие красивыеееееееее...

Татьяна, спасибо! Про прялки тоже готовится статья, отдельная{#}

Спасибо, Анна!
Замечательная тема, очень интересно было прочитать!{#}{#}

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email