Наши корни

Наши корни | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

До обидного мало внимания эстетически искушенной общественности снискало ныне это старинное ремесло. И, надо заметить, незаслуженно.
С большим трудом на просторах интернета мне удалось собрать информацию о современных мастерах традиционного промысла русского Севера - плетения из корней деревьев. Размышляя над причинами такой несправедливости могу лишь предположить, что основным тормозящим популяризацию фактором является чрезвычайно высокая трудоемкость этого вида плетения. В нынешних условиях, когда необходимость добывания хлеба насущного заставляет мастеров художественных промыслов искать коммерчески более выгодные технологии и материалы, это ремесло становится уделом настоящих подвижников, готовых ради красоты пожертвовать своим достатком.
Дорогие друзья! Давайте воздадим должное этим прекрасным людям и их беззаветному творчеству, ибо своим совершенством сплетенные ими изделия не оставят равнодушными самых взыскательных из нас!
В этой статье не описываются технологические приемы, материалы и инструменты. Если появится интерес, можно будет изложить это впоследствии. Однако некоторые сведения по истории и этнографии представляются здесь необходимыми и уместными.

плетение

Упоминания об изделиях из корня и их творцах появляются с начала XIX века и относятся к жителям севера России и Сибири. Но найденные в Новгороде корневушки датируются началом XIV века, что свидетельствует о бытовании корнеплетения на Руси уже более 600 лет.
Основными ареалами развития этого промысла можно назвать территорию Архангельской, Кировской областей, республики Коми, республики Мордовии и Ханты-Мансийского автономного округа. Это лесная зона, и населяющие ее люди издавна рачительно использовали уникальные свойства корней хвойных пород деревьев: сосны, ели, пихты и кедра. Плетеные из корней изделия удивительно красивы и долговечны, они не боятся влаги, легки и прочны.
                                            Итак, представляем галерею работ ведущих мастеров - наших современников.

Алексей Петрович Огородник, г. Архангельск

корневушка

корневатиксосновый кореньтрадицииремеслочарушникимастераплетение из корня

Селяков Юрий Михайлович, Пос. Октябрьский Устьянского района Архангельской обл. 

Сергей Лукинский, ученик Ю.М. Селякова, пос. Советский Устьянского района Архангельской обл.

Ученики Зыкина Геннадия Петровича, г. Вельск Архангельской обл.

Евгений Иванович Початков, г. Киров

Николай Михайлович Нагаев, г. Подосиновец Кировской обл.

Станислав Евгеньевич Шубин, пос. Пинюг Подосиновского района Кировской обл.

Николай Иванович Патрушев, г. Котельнич Кировской обл.

Анна Красман, г. Саранск республика Мордовия

Леонид Каюков, Большой Юган Ханты-Мансийский авт. округ

Покачева, пос. Юбилейный Сургутского района Ханты-Мансийский авт. округ

Раиса Корякина, Украина, Михалки Киевской обл.

Наталья Лукашина, Украина, Киев

Андреянов Алексей Дмитриевич, Калининград

Изделия неизвестных авторов(не удалось определить по источникам). Кто узнает, просьба сообщить об этом.

Не знаю, как вы, а я уже жду, не дождусь, лета. Как только сойдет снег и оттает земля - пойду в лес за корнем...

Комментарии (34)

очень красиво и самобытно

спасибо, что поделились{#}

Рассматривала с большим удовольствием! Так хотелось, чтобы фотографии "не заканчивались", как хорошее кино{#} Изумительные работы, спасибо огромное!

плиз (karavaev959) 16.02.2014

Большое спасибо за прекрасные отзывы! Особенно радостно, что в ваших сердцах откликается наше исконное, коренное, то, что должно сохраниться как родовая память.

Очень понравились работы ! Любуюсь!!!

Большое спасибо за публикацию!

Отличные вещицы, у меня дома 2 корзины и один пуф очень хорошо смотрятся и добавляет жизни в обстановку и дети их любят.

Вы абсолютно правы, ива менее долговечна, но крученая ивоая лента очень эластична!

плиз (karavaev959) 14.02.2014

Надо будет попробовать и сравнить. Хочу поэкспериментировать с плетеным полотном из корневой ленты. Например, для сидений(кресла, стулья)

Спасибо за публикацию! Очень редкое ремесло, слава Богу, что оно возрождается! Из крученой ивовой ленты такие изделия тоже можно плести, но и они очень дорогие получаются. Заберу в копилочку, буду любоваться! {#}

плиз (karavaev959) 14.02.2014

У каждого материала есть свои плюсы и минусы. Ивовая лента проще в заготовке, но не такая эластичная, как лента из корня. И по долговечности тоже есть существенная разница.

Ирина Шварц 14.02.2014

Спасибо , очень красиво. {#}

Такую бы шляпку на лето))))
плиз (karavaev959) 14.02.2014

Скорее всего это будет шлем "Подарок из России"{#}

Несколько лет назад получила в подарок небольшую плетеную мисочку - хлебницу, тоже сначала не могла понять, из чего сделано плетение. Очень приято держать в руках плетеное изделие из корня, оно очень теплое, напоенное солнышком. Больше в Москве таких вещей не видела. Спасибо за интересную публикацию, этот промысел - наше национальное богатство,замечательно, что есть энтузиасты, сохраняющие такое редкое искусство!

плиз (karavaev959) 14.02.2014

Именно так! Этот вид плетения в советский период был почти забыт. Некоторые мастера по крупицам восстанавливали приемы работы, разбирая сохранившиеся в быту изделия, поскольку уже не осталось в живых владеющих этими навыками.

Делава 13.02.2014

Потрясающе-красиво!

Валерия 13.02.2014

Спасибо за такую интересную тему! Очень красивые работы и такие солнечные, яркие. Сосновый корень значит не темнеет со временем? А мастера то все как на подбор!

плиз (karavaev959) 14.02.2014

Любое дерево, если его не покрывать, темнеет. Старые изделия из корня приобретают бронзовый оттенок.

Для меня это новость - думала, что только из лозы плетут! Ну еще из лыка... Качество представленных работ - суперское! Интересно, а долговечность (износостойкость) корня и лозы - разные?

плиз (karavaev959) 13.02.2014

Ива требует обязательного покрытия лаком или пропиткой. И все равно пересыхает и становится ломкой. Корень сам по себе смолистый, трудно увлажняется и долго сохнет. Не требует защитного покрытия. Изделия из корня могут храниться столетиями. На второй картинке сверху - крышка сосуда(в виде шляпы), ей около 600 лет.

Ух ты! Невероятно, Вы просто открыли мне очень новое для меня! Скажите, пожалуйста, а используются отмершие корни, или от живых деревьев? Живые как бы жалко, но чисто гипотетически они должны быть удобнее в работе, так ведь?

плиз (karavaev959) 13.02.2014

Корни заготавливают у "выворотней"(упавших деревьев), на подмывах берега реки, на лесозаготовках. В любом лесу есть уже погибшие деревья, корни которых еще свежие и могут идти в дело.

Спасибо) Лично меня это успокаивает)

плиз (karavaev959) 13.02.2014

Уверен, что люди, занимающиеся таким замечательным делом, не будут губить деревья. Это занятие присуще добрым и ответственным.

С удивлением узнала о плетении из корней. Очень красивые изделия, особенно те, что без лишних украшательств. Красота в простоте. Спасибо, было интересно познакомиться с таким необычных явлением.

Спасибо за такую тему, за внимание к этому замечательному промыслу, его мастерам! Очень хороший обзор и работы все очень красивые!!

А там большей частью из ивовой ленты. если я правильно понимаю... Или корни расплющивают?

плиз (karavaev959) 13.02.2014

Используется в качестве основы корень, ивовый или черемуховый прут. Заплетается же все расщепленным сосновым корнем.

Спасибо за объяснение )) Про плетение корнями в инете очень мало материала, технических подробностей нигде не видела, обычно пишется бла-бла-бла, общая информация ))) Даже не представляла, что корень еще и расщепляется.

И выше верно написано, хвостиков не видно, как концы заделываются - просто волшебство! )))

плиз (karavaev959) 13.02.2014

Я сумел найти только 2 мастер-класса. Алексея Петровича Огородника, он часто цитируется, и на украинском языке Корякиной Раисы(отчество не упоминается)

Михаил Иванов 29.08.2014

Не моги бы вы дать ссылочку на эти мастер классы. Заранее благодарю

плиз (karavaev959) 30.08.2014

Сумел найти ссылку на мастер-класс Огородника Алексея Петровича

http://www.youtube.com/watch?v=YuBD93ieTaA

Если пройдете по ссылкам в Ютубе, то найдете еще материалы.

Сама занимаюсь декорированием корзинок - покупаю только те, что мне понравились. А то, что вы показали - фантастическая красота и идеальное качество!

С удовольствием купила бы такую красоту, но где все это можно купить в Москве??????

Ни разу в продаже такого не видела!

плиз (karavaev959) 13.02.2014

В том-то и дело. Эти изделия очень трудоемкие, их покупают у мастеров музеи, а торговать ими невыгодно - продается в основном дешевое. Одну шкатулку мастер делает неделями, она не может быть дешевой.

плиз (karavaev959) 13.02.2014

Из ивы мастеров хватает везде, я иже с ними. А вот с корнем работают немногие. Если узнаете про ваших, напишите.

Фантастика! А я даже и не смогу отличить, из корня или из лозы ивы сделано... Красиво, аккуратно, "хвостиков" как будто не существует (лоза "бесконечная")... Спасибо за публикацию!

С нетерпением жду продолжения! Очень интересно!

У нас в Оренбургской области тоже есть мастер по плетению из ивы: www.odnoklassniki.ru/profile/548059779785