> Журнал > Публикации > История рукоделия > Дворец Елисеевых

Дворец Елисеевых

Виды творчества:   Дизайн и декор интерьера
Дворец Елисеевых | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Всегда восхищалась этим дворцом. Хожу туда чтобы поднять настроение. В Питере недавно зашла, попила там кофейку... Историей пропитаны стены, но и украшены , конечно, безумно красиво. Каждый сантиметр со своим характером. Нашла интереснейшую статью про историю Империи Елисеевых.

Может кому-то так же как и мне будет интересно.

У Гастронома №1 была своя громкая история – его директора Юрия Соколова за хищения в особо крупных размерах, приговорили к высшей мере. Очень показательно – о, времена, о, нравы!

Но, вернёмся к истокам. Оказывается, знаменитый на всю Россию “Елисеевский” магазин вполне мог бы называться иначе – “Касаткинский”, если бы не любовь сыновей к своему батюшке, который своим примером и наставлениями научил их трудолюбию и тем вывел в люди. В прославление не подлинной своей фамилии – Касаткины, а имени батюшки они назвали основанное ими дело по общему отчеству: “Товарищество братьев Елисеевых”. А внуки закрепили дедово имя в памяти России, передав через полвека это название двум магазинам, самым роскошным во всем государстве и похожим, как братья-близнецы, – в Санкт-Петербурге и Москве. И третьему – в Киеве…

Все началось с графа Шереметева. Его крепостными были Касаткины, а глава семейства Пётр Елисеевич Касаткин работал у графа садовником. Согласно легенде, известный экстравагантными поступками граф Шереметев, поражённый свежей земляникой, принесённой умелым садовником в зимнюю стужу, воскликнул: “Проси чего хочешь!”

Так Пётр Елисеевич Касаткин получил вольную, и начал удивительную, головокружительную карьеру, которую подхватили его родственники – брат Григорий, сыновья…

Торговля шла в гору, апельсины, заморские фрукты, табак, и Пётр Елисеевич, оставив Григория на хозяйстве, уезжает в далёкую Испанию, потом в Португалию, на остром Мадейра. Там он развивает кипучую деятельность, изучает технологию приготовления вина, открывает склады, и налаживает поставки самого лучшего вина прямо в Петербург.
Фирма процветает, и вдруг…умирает не дожив до 50 лет в 1825 году.

Но, дело развивается, и главенствующая роль переходит к его среднему сыну Григорию Петровичу.

елисеевский

2. В 1873 году, когда во главе всех дел стоял Григорий Петрович (уже действительный статский советник и гласный городской Думы), он представил в Вене свою коллекцию вин и получил почетный диплом, в Лондоне – Золотую медаль.

А продолжателем славных дел уже становится сын Григория Петровича – Григорий Григорьевич Елисеев.

Именно при нём фирма достигла апогея в своём развитии, именно он открыл этот самый-самый знаменитый магазин на Тверской, и именно он стал последним владельцем знаменитой компании…

Eliseyev03 Торговая империя Елисеевых

3. К 100-летию основания вышел фото-буклет с очень красноречивыми снимками.

Eliseyev04 Торговая империя Елисеевых

4.

Eliseyev05 Торговая империя Елисеевых

5.

Eliseyev06 Торговая империя Елисеевых

6. И вот наступил погожий летний день 1901 года, на который был назначен торжественный молебен в честь открытия “Магазина Елисеева и погреба русских и иностранных вин”. К утру разобрали деревянный ящик, и преисполненная любопытства публика ахнула, увидав великолепный фасад, а через огромные блистающие чистотой окна – роскошную внутреннюю отделку магазина: высокий, в два этажа, зал, свисающие с потолка великолепные хрустальные люстры, потолок и стены, отделанные сказочным декором. Магазин действительно словно бы явился из “1001 ночи”.

Eliseyev07 Торговая империя Елисеевых

7.

Eliseyev08 Торговая империя Елисеевых

8.

Eliseyev09 Торговая империя Елисеевых

9.

Eliseyev10 Торговая империя Елисеевых

10.

Eliseyev11 Торговая империя Елисеевых

11.

Eliseyev12 Торговая империя Елисеевых

12.

Eliseyev13 Торговая империя Елисеевых

13. Среди тех, кто вошел в царство гурманов через устланный коврами Козицкий переулок, была вся московская знать во главе с военным генерал-губернатором (сыном императора Александра II) Великим князем Сергеем Александровичем с супругой, гласные городской Думы. Разнообразие винных, гастрономических, колониальных товаров не поддавалось описанию. Обо всем можно было узнать у галантных приказчиков, почтительно отвечавших на всевозможные вопросы покупателей.

Сортов кофе было так много, что москвичи терялись, какой кофе покупать – аравийский или абиссинский, вест-индский или мексиканский. Приказчики склонялись к тому, что ароматнее всего кофе из Южной Америки или, по крайней мере, из Центральной. Тогда в России кофе пили немногие. На одного жителя приходилось едва ли сто граммов в год, в Англии в ту пору пили в пять раз больше, но вот кто действительно тогда наслаждался ароматным напитком, так это голландцы – в 81 раз больше, чем россияне.

В России был популярен чай. И Елисеевский магазин предлагал богатейший выбор чаев из Китая, Японии, Индии, Цейлона. Тонкие знатоки предпочитали покупать у “Елисеева” чай с Явы.

Сложный букет ароматов Елисеевского магазина создавали пряности: в самом пахучем уголке его гнездились прекрасные склянки с ванилью, гвоздикой, кардамоном, шафраном, корицей, мускатным орехом…

Eliseyev14 Торговая империя Елисеевых

14.

Eliseyev15 Торговая империя Елисеевых

15.

Eliseyev16 Торговая империя Елисеевых

16.

Eliseyev17 Торговая империя Елисеевых

17. Очень высоко ценили покупатели сырный отдел. В любое время года выбор разнообразных сыров казался безграничным. Твердые – швейцарский, честер, эментальский, эдамский и, конечно, итальянский “гранитный” пармезан. Еще более разнообразным представал прилавок мягкого сыра: на непромокаемом пергаменте лежали в соседстве “жидкий” бри, невшатель, лимбургский, эдамер, шахтель… (Кстати, его заметил Гиляровский, и именно его предпочитала вся богатая Москва.)

Григорий Григорьевич Елисеев открыл москвичам “деревянное масло” (так тогда называлось оливковое). Оно из Прованса шло через Одессу и Таганрог.

Eliseyev18 Торговая империя Елисеевых

18. В трех залах магазина было пять отделов: гастрономический, сверкавший всевозможными бутылками и хрусталем “баккара”, колониальных товаров, бакалея, кондитерский и самый обширный – фруктовый. На редкость аппетитны были кондитерские изделия – большие и малые торты или маленькие “дамские пирожные” (птифуры), которыми хорошо угостить спутницу, проезжая мимо Елисеевского. Этим незаметно завлекали в магазин будущую покупательницу: получив удовольствие от угощения, дама замечала и другие продукты, которые ей внезапно становились необходимыми к своему столу… Пирожные выпекались в собственной пекарне во дворе и словно хранили ее тепло. Их не коснулся холод ледника – он хорошо хранит, но вкуса не прибавляет. Десятки сортов колбас изготавливались в своей колбасной тоже во дворе, который когда-то расчистил Малкиель…

Eliseyev19 Торговая империя Елисеевых

19.

Eliseyev20 Торговая империя Елисеевых

20.

Eliseyev21 Торговая империя Елисеевых

21. Москва оценила и новинку: грибы из Франции – трюфели. Они, конечно, стоили дорого, но очень годились для торжественного обеда. А анчоусы? Таким красивым словом называлась маленькая подкопченная, специального посола рыбка, бурая на спинке, с серебряным брюшком. Глядя на восторженных людей, по достоинству оценивших его вкус и размах, Григорий Григорьевич спокойно, но многозначительно улыбался, потому что готовился удивить публику чем-то еще более значительным.

Eliseyev22 Торговая империя Елисеевых

22.

Eliseyev23 Торговая империя Елисеевых

23.

Eliseyev24 Торговая империя Елисеевых

24.

Eliseyev25 Торговая империя Елисеевых

25.

Eliseyev26 Торговая империя Елисеевых

26.

Eliseyev27 Торговая империя Елисеевых

27.

Eliseyev28 Торговая империя Елисеевых

28.

Eliseyev29 Торговая империя Елисеевых

29.

Eliseyev30 Торговая империя Елисеевых

30.

Eliseyev31 Торговая империя Елисеевых

31.

Eliseyev32 Торговая империя Елисеевых

32.

Eliseyev33 Торговая империя Елисеевых

33.

Eliseyev34 Торговая империя Елисеевых

34.

Eliseyev35 Торговая империя Елисеевых

35.

Eliseyev36 Торговая империя Елисеевых

36.

Eliseyev37 Торговая империя Елисеевых

37.

Eliseyev38 Торговая империя Елисеевых

38.

Eliseyev39 Торговая империя Елисеевых

39.

Eliseyev40 Торговая империя Елисеевых

40.

Eliseyev41 Торговая империя Елисеевых

41. У Григория Григорьевича Елисеева было пятеро сыновей, и он гордился ими. А ещё у него была любимица-дочка, и хранительница очага – мать его детей, жена, Мария Андреевна.

И вдруг в семье разразился скандал. О нем заговорили все, кто знал и не знал Елисеевых. Стряслось великое несчастье. Жена Григория Григорьевича, пятидесятилетняя Мария Андреевна, из рода известных купцов Дурдиных, внезапно покончила жизнь самоубийством – повесилась на собственной косе…

Это случилось 1 октября 1914 года. И все сразу узнали причину: миллионер Елисеев давно тайно любил Веру Федоровну Васильеву, замужнюю молодую даму (она была моложе Григория Григорьевича почти на двадцать лет). Кто-то донес сыновьям, слух дошел до их матери, и она не перенесла позора.

Eliseyev42 Торговая империя Елисеевых

42. Выяснилось чудовищное для сыновей обстоятельство: 26 октября, всего через три недели после смерти жены, Григорий Григорьевич, только что отметивший свое пятидесятилетие, обвенчался в Бахмуте с виновницей семейной трагедии. На этом фоне высочайшее повеление внести в первую, самую почетную, часть Дворянской родословной книги новую жену – Веру Федоровну они восприняли как оскорбление покойной матери. Недавно еще дружная большая семья распалась. В доме отца осталась жить только младшая – дочь Машенька, которой шел пятнадцатый год. Братья поклялись отнять у отца Машу.

Григорий Григорьевич, зная твердый характер сыновей – у него самого был такой же, – нанял телохранителей. Они сопровождали девочку в гимназию, на прогулках с бонной, сидели в подъезде, прохаживались круглые сутки возле опустевшего роскошного дома.

В это время братья составили хитрый план похищения и выполнили его успешно. На повороте улицы, когда Машенька с надоевшими ей телохранителями возвращалась в экипаже из гимназии домой, произошло столкновение: какой-то лихач, словно слепой, наехал прямо на карету. Охранники только на минуту выскочили из экипажа, чтобы разобраться с наглецом, как тут же из подъезда дома выскочили нанятые молодцы, подхватили девочку и заперли за собой дверь. Войти в дом никто не имел права – частная собственность. Явилась полиция, а вскоре прибыл и сам Григорий Григорьевич, но и ему, теперь потомственному дворянину, главе всех санкт-петербургских купцов, бессменному гласному городской Думы, человеку со связями в высшем свете, богатому и могущественному, не удалось вернуть свою дочь.

И тут разразилась революция. В 1918 году у Григория Григорьевича отобрали все имущество и, конечно, любимые магазины в Москве, Петрограде, Киеве, шоколадную фабрику “Новая Бавария”… Григорий Григорьевич уехал во Францию. Он умер в 1949 году в почтенном возрасте – 84-х лет, пережив свою жену на три года. Они похоронены на кладбище Сент-Женевьев-де Буа..

По разному сложилась жзнь сыновей Григория Елисеева.

Старший, Григорий Григорьевич, стал хирургом. После революции он не покинул Россию, за что и поплатился жизнью: после истории с убийством Кирова его вместе с братом Петром Григорьевичем, также оставшимся в России, в 1934 году сослали в Уфу, где в декабре 1937-го арестовали и, осудив по статьям 58-10 и 58-11 (контрреволюционная деятельность и агитация), оперативно расстреляли.

Наиболее удачно сложилась жизнь Сергея Григорьевича. Уже к 1917 году он был известным ученым-японоведом, дипломатом и приват-доцентом Петроградского университета. В 1920 году ему удалось на лодке переплыть из Питера в Финляндию, откуда он перебрался сначала во Францию, а потом и в США.

А та самая Машенька Елисеева прожила долгую жизнь и скончалась в конце шестидесятых годов. Ее первый муж штабс-капитан Глеб Николаевич Андреев-Твердов был расстрелян большевиками как заложник во второй половине 1918 года.

Eliseyev43 Торговая империя Елисеевых

43. Вот так закончилась знаменитая династия Елисеевых, и только имя их по прежнему звучит громко, потому что до сих пор люди затаив дыхание заходят в этот сказочный дворец-магазин!

Ключевые слова:  

Огромное спасибо за такую публикацию!

Очень интересно!{#}

Спасибо, очень интересно! {#}Обязательно загляну в магазин, при случае... давно там не была..

Спасибо за экскурс и много интересных фото!!!

спасибо! очень подробно расписано и очень интересно!{#} это действительно удивительный магазин!

Отличная статья, прочла с удовольствием!

Большое спасибо, очень интересно!

Прохожу мимо, когда иду на работу. Всегда любуюсь зданием, а вот историю, оказывается, и не знала...

Спасибо {#}))

В новогодние праздники гуляли с детьми по центру Москвы. Зашли в Елисеевский: я с таким восторгом до этого описывала, какое это красивейшее место, почему мы туда зайдем... И... Ощущение - как с разбегу об стену: от величественного зала осталась только оболочка, стены и потолок. Всю наивкуснейшую начинку вынули и впихнули вместо нее магазин самообслуживания с его неестественным холодным светом, турникетами, полками с товаром, кассами и толпами людей.

Нет, мне совершенно не нравится, что в этом районе продовольственные магазины пора заносить в Красную книгу. Но так больно стало от того, что не стало такого места, которое хотелось показать детям. Это же не только стены и потолок. Не стало Елисеевского, не стало Детского Мира с его каруселью... Список можете продолжить сами.

Я не нашла слов, чтобы объяснить детям, зачем именно так все было нужно изменить.

{#}

Sveta Voron

с этим я согласна, поэтому в Питере мне больше нравится магазин, там уютней и самобытней

Татьяна П. - Мои вязаные истории

Возможно, я привередничаю, но это как-то так сейчас...

Татьяна Вьюга

Какая чужеродная начинка. Как прокол во времени. Аж озноб по коже.

Расстроилась. Я была там в последний раз когда все еще было по старому...

Extract&distillate

Да, в питерском даже черствые дорогие булки вкусные image )) Греет душу Акимовка рядом image

В Московском -тоскливо...

Катерина

спасибо. сегодня уже вторая интересная публикация- история. день удался.

Чрезвычайно интересно! Получила большое удовольствие читая статью!Спасибо автору!{#}

Давно я там не была ...в московском Елисеевском ,лет 5 уж точно и как прочитала комментарий от Татьяны П. Приятные вещи прямо огорчилась .Столько красивых зданий снаружи ,а внутри магазины самообслуживания.....как ещё ГУМ не сделали таким ?! Очень жаль Елисеевский ,мне тоже он так нравился ...{#}

Anna Marcato Стильные украшения
Спасибо, очень интересная статья!!!

Спасибо, очень интересно было узнать историю магазина и рода купцов Елисеевых. Захотелось снова заглянуть в этот "музей-магазин", поразглядывать внутреннюю отделку и помечтать о прекрасномimage

Анжела

Спасибо! С детства обожаю этот магазин....{#}

AlisaSchtorm
Спасибо image Потрясающие фотографии!!! Немного грустная история... Но основателям этого масштабного дела - респект конечно! Вам спасибо!!!

Шикарная публикация, большое спасибо))) Очень люблю зайти в Елисеевский и купить свекрови леденцы со вкусом лепестков роз. Мы жили в минуте от магазина, в Елисеевский бегали за хлебом... и разной всячиной.

Роскошь во всем! Потрясающий магазин...

Спасибо за интересную публикацию! Узнала много нового, хотелось бы побродить по магазину того времени, увидеть все это своими глазами. Эх, ну почему еще не изобрели машину времени!

Nadja Anikanova

Роскощный магазин и вся Елисеевская империя. А какя столовая для служащих - с венскими стульями, столовыми приборами, белой скатертью. Спасибо, интересно!

CrystalGem

Огромное спасибо! Захватывающая и очень интересная публикация!

Великолепная организация магазина, насколько все продумано...аккуратно, чисто!

Получила истинное удовольствие от такой информации. Большое спасибо !

Умиляюсь над самобытностью, индивидуальностью! Однообразная штамповка раздражает. Елисеев-матерый человечище, эх, побольше бы таких да в наши дни...

Такая красота и магазин, как-то не укладывается в голове. Спасибо!

Но конечно, в такой магазин зайдешь и душа радуется!

Спасибо за экскурсию! Замечательно все написано, подробно! Фото старого магазина производят грандиозное впечатление! Получила истинное удовольствие!

Современные магазины все на "одно лицо" - " Елисеевский" имеет свою неповторимую индивидуальность. Жаль , что не все сохранили...

Елисеевский в Санкт-Петербурге.

Электронное пианино, музыка льётся сама собой.

Рената (kubankaR)

оно на меня первый раз столько жути навело))) как будто привидение играет!!!!

Ирина Шварц

Рената, замечательное кино ещё есть: "Неоконченная пьеса для механического пианино". Помните?!

Присоединяюсь к выше сказанным словам - очень полезная публикация. Давно не была в Московском магазине, зато помню в 90- х годах, мы студентами туда бегали поглазеть на продукты и купить что-нибудь попроще (т. к. денег не было).

Какой ужас повеситься на своей косе! Как это возможно физически? Своего рода протест: "Не возьму даже веревки у этого изменьщика".

Ну магазин вострорг, конечно, какая роскошь, красота. Спасибо за публикацию.

Спасибо за великолепную публикацию!

Очень интересно)) одно из самых замечательных мест Питера))))))

Спасибо, с большим удовольствием прочитала)))

Спасибо, очень интересно было прочитать.Многое не знала.

Последнее фото действительно резануло дисгармонией величественного, благородного верха и примитивной аляповатой.. даже пошлой яркости низа.

zimt

Большое спасибо, очень интересно!

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email