Один в прошлом

Один в прошлом | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Назад в прошлое - туда, где все делалось вручную :) И посуда, и ткань, и свечи, и мыло - все :)

"Один в прошлом" - приключения героя нашего времени в X веке.
В сентябре 2013 начался исторический эксперимент, суть которого - прожить на построенной копии древнерусского хутора семь месяцев без современных удобств и средств связи. Героя зовут Паша, и он находится там совсем один, не считая оставшихся 3 коз и 12 кур, да бестолковой кошки Шуши.

Из последних новостей: Паша освоил древнерусскую рыбалку, научился готовить вкусные блюда из имеющихся скудных продуктов (луковую и чечевичную похлебки, омлет, брагу и пироги), зарезал первый раз в жизни курицу, наловчился ловить синиц (говорит, мяса мало, но есть можно), нашел в уличной печи целых 12 яиц. Поет песни, делает зольное мыло и моется в бане. Это очень вкратце. В общем, живет в прошлом.
Проект закончится в марте 2014 года.

Рассказ Паши об одном своем обычном дне.

Привет. Меня зовут Павел Сапожников. Мне 24 года. В сентябре 2013 я начал исторический проект, суть которого - прожить на построенной копии древнерусского хутора семь месяцев без современных удобств и средств связи. Фактически, я живу один в прошлом. По началу было очень тяжело привыкать к одиночеству и обстановке. Однако волей-неволей проект сейчас - это и есть моя жизнь. Множество людей следят за развитием событий и сопереживают моим древнерусским приключениям.
Чтобы я мог описать один день из своей жизни, коллеги выдали мне камеру с блокнотом для ведения записей. Так как доступа ко всемирной паутине я не имею, то весь материал передал друзьям с просьбой отправить в сообщество.
Идет 111-й день проекта, и я с готовностью расскажу вам об одном своем дне в прошлом.
Сергиево-Посадский район
03 января 2014

реконструкция

07:30

Просыпаюсь в доме. Темно и прохладно. За ночь печь остыла и температура в доме упала.
древняя русь быт
Из маленького кувшинчика наливаю льняное масло в светец (раннесредневековый ночник), после чего поджигаю фитиль от вручную скрученной восковой свечи, которую в свою очередь запалил от углей в печке.
русские ремесла
Ловко одеваю обмотки (длинная и узкая полоса ткани, для обмотки ноги до колена - прадедушка портянок), которые за целый день ни разу не перематываю и не подтягиваю.  Но это уже приобретенный на проекте опыт, умение, доведенное до автоматизма. Раньше с этим было значительно сложнее.
один мой день
Сверяюсь с собственноручно изготовленным календарем, который одновременно выполняет функцию своеобразного дневника..
4
..и делаю зарубку над дверным косяком на втором дублирующем календаре, чтобы не сбиться со счету и окончательно не затеряться в прошлом. Пошел 111-й день.
5
На завалинке  крепко зашнуровываю кожаные ботинки, одеваю верхнюю рубаху из домотканой шерсти и подпоясываюсь. На улице темно также, как и в доме.
6
Набираю сухой хворост, хранящийся в жилой части дома, поджигаю бересту и растапливаю  печь, которая разгорается буквально за пару  минут.
7
Подкидываю пару поленьев покрупнее, а это значит, что в доме скоро будет много дыма (у древнерусских печей не было дымоходов и дом топится по-черному). Мне пора приступать к ежедневным делам.
8
Первым делом проверяю хлев. Мои главные друзья и те, с кем можно пообщаться, домашний скот: 3 козы и куры. По привычке приветствую всех животных, затем  пересчитываю куриц (в эту ночь погибших, например, от набегов лисы не оказалось, и все 13 пернатых на месте, что не может не радовать).
9
Коза уже ждет на своем месте для утренней дойки, поэтому  достаю из-за притолоки миску и ставлю ее под козочкой. Левым коленом упираюсь в грудь, чтобы не убежала, и начинаю доить. Весь процесс  занимает не больше минуты, а  удой оказывается на редкость скупым - порядка 200 мл,  что для меня при моем немаленьком телосложении на один глоток. Тут же выпиваю утренний завтрак и выхожу на улицу, выпуская вместе с тем и животных.
11
Пора колоть дрова. Нарубаю полешки на четверти..
12
..набираю воду из колодца и возвращаюсь в жилую часть дома.
14
Очень тепло, но так дымно, что ничего не видно. Выпускаю дым через дверной проем и волоковое окно. Затем снова растапливаю печку сухой щепой (те два полена уже сгорели) и начинаю готовить.
15
В специальное отверстие в верхней части печки ставлю кувшин с водой. Благодаря этой «конфорке» кувшин греется от открытого огня, а не от камней, что значительно сокращает время закипания. Добавив  в кипяток ягод и немного меда, укладываюсь на лавку и жду (дом небольшой, как правило, лежу на полатях, да и растапливая печь сухим топливом, в доме можно находиться только лежа - едкий дым стелется довольно низко).
16
Спустя несколько минут "компот" закипел, наливаю себе кружку и снова укладываюсь на лавку. Неспешно потягивая узвар,  пою протяжную песню — так заканчивается ранее утро.
17
09:00
На улице светает, а значит пора начинать основную деятельность. Выхожу на улицу, подхожу к колодцу и долго осматриваюсь по сторонам с задумчивым видом, составляя план на грядущий день. Внезапно  в лесу начал каркать ворон. Я тотчас схватил сулицу и побежал к кромке леса, быстро осмотрев территорию вдоль кромки и подлесок, и снова вернулся на хутор. Меня месяц назад доставали лисы, успев утащить петуха и курицу, поэтому теперь я бдителен и прислушиваюсь к знакам природы.
19
После пробежки у леса, приступаю к своим рутинным делам и первым делом закрываю  дверной проем на сеновал, после чего начинаю отлавливать кур. Скрутив крылья в замок, проверяю каждую курицу - несется она или нет. Сортирую птиц на три группы: несущихся кур убираю в закрытый сеновал, мало несущихся  запираю в хлев, а не  несущихся решаю зарезать, впервые на проекте, но не сразу — таких оказывается 2 птицы.
20
Я могу поделиться с вами, как мне удается определить будет полезна курица или ее придется съесть. Во-первых, это можно узнать по  животу: если курица несется или готовится нестись - он будет мягкий. Во-вторых, по крестцу:  у несущихся кур, крестец как правило, широкий и косточки подвижны, а у не несущихся расстояние между косточками узкое, и они неподвижны.
21
Выбор пал на менее красивую птицу. Я кладу ее в ведро и накрываю крышкой, а всех остальных снова выпускаю на улицу.
22
Далее принимаюсь мастерить короткие вилы, которыми удобно работать в узких помещениях, таких, как сеновал или хлев.
23
После этого начинаю заниматься уборкой  хлева, которую необходимо делать  1-2 раза в неделю. Для начала соскребаю все сено с полатей, а затем и с пола. Но уборкой сена я занимаюсь не часто, так как при гниении оно вырабатывает больше тепла, а в холодное время года это очень важно для меня.
24
Далее с сеновала я перетаскиваю сено..
26
..и укладываю пышными кучками.  Методом наблюдений выявлено, что куры лучше несутся, когда сена много, и оно уложено именно кучками.
25
В процессе уборки я обнаруживаю два яйца. Конечно, не самый лучший результат, но это только за ночь, а в среднем куры несут 4-6 яиц в день. Найденные яйца аккуратно укладываю под крышу, чтобы не ходить в жилую часть дома по несколько раз, и чтобы яйца случайно не разбились.
27
11:00
Выношу из хлева еловые ветки на улицу, потому что они подсохли, и козы перестали их есть. Но стоило веткам оказаться за пределами хлева, как животные  с жадностью начали их обгладывать.
28
После этого беру топор и веревку и направляюсь в лес. Зайдя  буквально на пару метров,  обнаруживаю упавшую ель. Срубив ветки, связываю их и возвращаюсь на хутор. А тут надо и корыто подчистить, чтобы наполнить его зерном для кур.
29
Снова рублю дрова..
30
..набираю воды в котел, иду в дом и ставлю греться на печку. Пока вода в котле закипает, снова устраиваюсь на заваленке отдохнуть и отогреть ноги, которые успели замерзнуть в делах на улице. Болеть в X веке нельзя.
31
13:30
Пора начинать готовить еду. Выношу корзину с продуктами на улицу и все животные подтягиваются за мной, ожидая чего-то вкусного.
34
Буду готовить чечевичную похлебку, поэтому чищу лук, шелуху от которой тут же подъедают козы, и подготавливаю сушеные грибы — нарезаю кубиками.
36
Добавляю два яйца и крупу, все закидываю в горшок и ставлю у входа в печь, периодически помешивая. Через 20-30 минут мой ужин готов. А вот теперь надо приниматься за ту курицу, которой уготовлено стать дополнением к ужину.
39
Выхожу на улицу, достаю из ведра птицу за ноги. Затем беру за шею и резким движением сворачиваю ей шею. Отрубив голову и крылья, выношу котелок с кипятком к колодцу и ошпариваю тушку. Честно сказать, до этого мне никогда не приходилось убивать птицу, но поскольку мяса в моем рационе очень мало, все больше молоко, яйца и крупы, то мной руководят инстинкты.
40
Курицу разделал довольно быстро, в ней оказалось мало мяса — это вам не бройлер с прилавков супермаркетов. Ножки положил в тарелку, а остальное закопал в снег на крыше бани, чтобы после можно было еще пару раз сварить куриный бульон и полакомиться куриным мясом.
41
Заготовки еды сделаны, можно приниматься и за дом. Беру нож, осматриваю щели — дует сильно, печь не справляется  с холодами. Беру лопату из лопатки козы (месяцем ранее мне пришлось зарубить и козу, но в хозяйстве пригодились даже кости) и направляюсь за дом, где в снегу припрятан мох.
43
Набрав целую корзину, начинаю конопатить дом, заправляя в щели мох.
44
Процесс трудоемкий и длительный. Ушло более четырех корзин, чтобы устранить все видимые щели внутри дома и снаружи. Проверив изнутри с помощью свечки все щели, остаюсь доволен работой и решаю, что пришло время доить козу, так как темнеет.
45
17.00
В этот раз я поймал козу на улице и надоил всего 100 мл. Даже на полглотка не потянет. Тяжело вздохнув, выпил, после чего  завел кормилицу в хлев, а за ней и оставшихся животных, желая им доброй ночи.
46
А теперь пришла пора полакомиться мясом: дрова уже хорошо прогорели и оставили угли, решил сделать ножки барбекю.
49
Через 20 минут блюдо приготовилось и для меня это был поистине королевский ужин вместе с приготовленной ранее похлебкой.
51
Закончив с едой, я решил застирать рубаху. Камни в течении дня хорошо прогрелись, поэтому взял их кузнечными щипцами..
52
..закинул в бочку с водой и замочил рубаху.
53
Окунув руки в кипяток, долго наслаждался теплой водой, уж очень я соскучился по горячей ванне. Умыв лицо и шею, приступил к стирке.
54
Застирываю всегда самые грязные места — ворот и рукава..
55
..а после нескольких полосканий вынес одежду на улицу, повесил на палку. Жаль, что нет мороза.
57
18:30
Поскольку уже совсем стемнело, а с тем и хозяйственная часть дня подошла к концу, я напевая, снова вошел в дом. Можно готовиться ко сну. Удобно устроившись на лавке, размотал обмотки..
59
..вынул из обуви стельки и носки, вязанные особой раннесредневековой узелковой методой и уложил на печку для просушки.
58
..после чего окунул голые ноги в ведро с еще горячей водой, дабы провести профилактику от простуды.
60
В хлеву наступила тишина. Еще раз проверил животных, впустив к ним горячий воздух от печки,  и принялся укладываться спать.
62
Бережно сложив одежду и расстелив меховой спальник, я подумал, что вот и подошел еще один день в одиночестве и в прошлом. Разные мысли меня посещают тут, сильно меняется мировоззрение и ценности, все больше размышляю о жизни наших предков, бренности и бессмысленности бытия. Но глаза стали слипаться, бороться с тяжелыми веками не стало сил, поэтому, укутавшись в шкуры, задул светец и погрузился в сон.
63
19:00
Дом укутала кромешная тьма.
64

У нас решение Павла вызывает уважение. А вы что думаете? :)

Комментарии (56)

Парень какой-то скучный. Я думала может он чем-то интересным там занимается. Даже перешла на публикации о нем.

Я бы точно начала каким-то рукоделием заниматься, незнаю...кукол из соломы вязать)) Чтобы себя развлечь))

У него закончилась посуда глиняная, он вместе с козами всё перебил, что ему для проекта выделили. Так ему теперь есть практически не из чего. Навырезал бы себе, может посуду из дерева, хотя бы пару тарелок.

Занялся бы повышением удоя коз {#} Какая-то цель должна быть.

А вообще интересно было бы посмотреть на группу людей, занимающихся старинным бытом.

Людям от скуки иногда хочется поиграть в войнушку или вот так, пожить отшельником, наверное, это полезно, человек может задуматься о ценностях в жизни или: " все больше размышляю о жизни наших предков, бренности и бессмысленности бытия". ...бессмысленности бытия!!! вот так...

Экоштуки 06.02.2014

Когда увидела название и анонс, подумала, наконец-то сняли ответ Эдвардианской и Викториаской ферме. Такие потрясающие, интересные, познавательные фильмы. Столько в них вдохновения, позитива. Почему, думаю, у нас никто ничего подобного не сделает... Посмотрела. Скучно, тускло и не интересно. Ничего, из-за чего хотелось бы продолжать смотреть проект.

Согласна с Олегом Гончаровым, написавшим выше.

Дааа... Я бы так не смогла. {#}Я вот все думаю об Агафье Лыковой. Как она там одна в тайге.

Спасибо за публикацию!

Агафья была со своей верой....

Я бы с ума сошла...{#}

Что-то меня покоробило в его отчете о прожитом дне. Сначала не мог понять. Просто все время в голове вертелась его фраза о "бессмысленности". Наконец понял - его "выживание" действительно совершенно бессмысленно. Все время его существования на этом хуторе (простите за тавтологию) уходит только на то, чтобы это самое время убить. Причем делает он это самым непродуктивным способом - лежа на боку. Возможно я не прав, ибо увидел только дневник одного дня, но на приложенных фото не заметил ничего, хоть как-то напоминающее рукоделие или творчество. На то чтобы зимой обиходить скотину нужен час-полтора утром, и столько же вечером - знаю это по опыту, а остальное светлое время суток? Имея топор, нож, печь, даже кузнечные щипцы... да, на то она и зима, когда нет полевых работ и не нужно вставать ни свет, ни заря, чтобы отправлятся в поле или огород... именно в это время у селянина есть свобода для творчества и "мелкого кустарного производства". Именно этим занимаются мои односельчане, и их теперешняя жизнь мало отличается от жизни предков. Разве что электричество появилось, и интернет провели. Только большенство из них не знает, как интернетом пользоваться. Да и не до того им. А наш "герой Х века" делает то же, что и его современный городской ровестник. -- лежит на боку и скучает, изредка размышляя о бессмысленности бытия... хоть бы баклуш набил что ли... ложку вырезал,.. Чура смастерил... хлеба бы напек, благо, что крупа яйца и молоко у него есть... глядишь, и не так уныло и бессмысленно пролетели бы эти зимние месяцы.

Ирина-Ирина 05.02.2014

Именно! :-))) Любой крестьянский быт, как бы тяжел он не был, подчинен куче осмысленных целей. Рубить дрова, например, не каждый день, что отнимает много времени, а сразу на месяц два вперед, сложив в аккуратную поленницу. Почему так? Потому что через две недели ты можешь заболеть, можешь повредить руку-ногу, не сможешь эти дрова рубить, и тогда просто сдохнешь тихо помрешь в нетопленной избе от голода.
Какая чечевица? В пищу употреблялось просо, пшеница, рожь как в виде муки, так и в виде распаренных зерен. Плюс все, что можно набрать в лесу, не только грибы и ягоды.

Плюс он живет один. Бобыль в крестьянском обществе был обречен, иначе почему люди рано женились и стремились родить побольше детей? Чтобы выжить, нужно жить кучкой, с распределением обязанностей...

Ну и так далее.

Нет, конечно, его трип - прожить год без людей - может быть, и интересен с точки зрения личностного развития, но это баловство горожанина, не нюхавшего настоящего труда на земле))

Да, более всего отрицательное впечатление производит именно бессмысленность этого самого существования. Выживание в течение продолжительного времени в таких... малоприятных условиях просто обязано подтолкнуть любого нормального человека к какому-то более осмысленному творческому процессу, чем уборка хлева, приготовление пищи, стирка и т.д. в остающееся от этих занятий время, иначе обнаруживается полное убожество не только внешней бытовой составляющей, но и внутреннего мира, отсутствие желания и способности этот самый мир развивать и украшать, ДЛЯ СЕБЯ открывая новые возможности и смыслы бытия. А тут человек тянет свою лямку, как бы отбывая некую повинность, выполняя ровно столько, сколько необходимо для выживания, ожидая когда всё это закончится и можно будет получить материальное вознаграждение и дополнительные "конфетки" в виде популярности в определённых кругах.

На ВВС делают подобные проекты. Мы всей семьей с большим удовольствием год назад смотрели передачи "Викторианская ферма", "Эдвардианская ферма", " Ферма в годы войны" - историк и 2 археолога жили по году на старых фермах, пытались воссоздать быт тех времён. Тоже без воды, отопления, электричества, да еще и с большим хозяйством - землей и скотом. Участники этого проекта - настоящие профессионалы и такие увлеченные, позитивно настроенные люди, с такой радостью все делали!

А еще был проект наподобие психологического эксперимента "Усадьба эдвардианской эпохи" - добровольцы в течение 3 месяцев пытались воссоздать уклад жизни семьи аристократов и их слуг. Как же изменилась жизнь и отношения между людьми за последние 100 лет! А в США был проект о первых переселенцах из Европы - но такой провальный, что даже неприятно было смотреть: участники перессорились, начались какие-то интриги, люди показали свои настоящие лица...

На ЯМ была публикация о Таше Тюдор , писательнице и иллюстраторе, которая всю жизнь прожила как в 19 веке...

Показать еще