> Журнал > Публикации > История рукоделия > О Лестовке

О Лестовке

Виды творчества:   Работа с кожей
О Лестовке | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Произношение: ударение на первом слоге. , лестовка. 

Происхождение слова: уменьшительное от "лествица", т. е. лестница.

Краткое определение: разновидность четок для счета молитв, кожаная или матерчатая лента, сшитая в виде петли и имеющая 109 "ступеней" (по-иному "бобочек"), разделенных на неравные группы.

лестовка, как молиться по лестовке, чётки, старый обряд, православные старообрядцыУстройство и название частей: 4 треугольника именуются лапостками, обязательно обшиты. Между лапостками 7 передвижек. От связки на ленте подряд три ступени, далее гладкий участок без "бобочек", т. н. "простое место", далее 12 малых или простых ступеней, одна большая или великая, после нее 38 малых, опять большая, 33 малых, большая, 17 малых, снова простое место и перед связкой опять три ступени.

Счет: по лестовке просто отсчитывать числа 3, 7 (7 передвижек), 9 (3 ступени у связки, 3 большие в центре и снова 3 у связки), 12, 15 (3+12), 20 (17+3), 40 (38 малых и две больших ступени), 50 (33+17), 100 (без больших ступеней и ступеней у связки), 103 (на вервице Василия Великого, от которого произошла лестовка, было 103 узелка), 109 и т. д. 

Символический смысл: лестовка замкнута в кольцо в знак непрестанной молитвы и при этом знаменует собой лестницу духовного восхождения от земли на Небо; треугольник лапостка - символ Святой Троицы; число же лапостков означает число евангелистов, обшивка лапостка - евангельское учение; передвижек по числу церковных таинств семь; по три ступени с каждой стороны у связки и три больших ступени составляют девять чинов ангельских; простые места (без ступеней) в начале и конце лестовки означают землю и Небо соответственно; 12 ступеней от "земли" - 12 учеников Христа; следующие 38 ступеней означают 38 недель, которые Богородица носила Христа во чреве, с двумя же большими ступенями с обеих сторон они образуют 40 - по числу дней 40-дневного поста Господа; 33 ступени - число лет, прожитых на земле Господом; после третьей большой ступени до "Неба" 17, по числу ветхозаветных пророчеств о Христе, малых ступеней. 

Близкие по значению слова: вервица, четки, розарий. Вервица, (т. е. небольшая веревка) - веревочная петля с узелками изо лестовке, старообрядцы, кожаные чётки, культура старообрядцев, жизнь  старообрядцев византийской традиции. Четки (от слова "считать") - шнурок с нанизанными на него бусами, применяются в практике многих религий. Розарий (т. е. венок из роз) - особая молитва Богородице (католическая) на четках и сами эти четки. Лестовку можно назвать и четками (т. к. по ней считают молитвы), и родом вервицы (прямым потомком которой лестовка и является) и розарием (особенно в текстах для западного читателя); кроме того, существует (много более поздняя) "лестовка-розарий" с иным числом ступеней для Богородичного правила. 

Употребление: в настоящее время это удобное, продуманное и глубоко символичное традиционное приспособление для молитвы в Русской Православной Церкви полностью вытеснено четками. Употребляется лестовка лишь старообрядцами практически всех направлений-"согласов". У каждого православного христианина-старообрядца, не только монаха, но и мирянина должна быть своя лестовка; каждый должен непрестанно молиться Господу. Как лестовка приспособлена под молитвенные правила, так и правила согласованы с лестовкой: сколько лестовок нужно отчитать утром или за день, с какой великой ступени земные поклоны заменяются поясными и т. д. Даже покойному в гроб обязательно надевают на руку особую заранее приготовленную (обычно белую) лестовку. С лестовкой в руках традиционно изображается великий русский молитвенник преподобный Серафим Саровский.

лестовка заказать, староверы, единоверы, церковь старообрядцев, обычаи старообрядцев
Пример молитвенного праввила: читаются 10 лестовок. Первые семь лестовок с Исусовой молитвой:

Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго

восьмая лестовка Ангелу-Хранителю:

Ангеле Христов, Хранителю мой святый, спаси мя грешнаго раба Твоего

девятая Иоанну Предотече:

Святый Великий Иоанне, пророче и Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о мне грешнем

и десятая Пресвятой Богородице:

Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего

Каждую лестовку же отчитывают таким образом: первые три и последние три ступени читают

Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе, Боже

с земными поклонами. Первые 12 и последние 17 малых ступеней поклоны также земные, остальные малые ступени с поясными поклонами. На первую великую ступень (после 12 малых) с земным поклоном читают:

Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си

На второй великой ступени с земным поклоном:

Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии си

На третьей великой с земным поклоном

Помяни мя, Святыи, егда приидеши во царствии си

В конце же лестовки

Господи помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.

 лестовка купить, старая вера, древлеправославие, старообрядцы и староверы, изготовление лестовок

Ключевые слова:  

Большое Вам спасибо за подробное описание Лестовки. Я как раз собиралась где-нибудь почитать - Сколько же там ступенек и почему? И вдруг, эта Ваша заметка, как же вовремя, огромное спасибо! Здоровья Вам и благоденствия!

Mirlestovok

Рада была помочь. Очень радует, что люди интересуются лестовками.

Спасибо, тоже все никак не собраться было про лестовки почитать, а Вы потрудились и сделали такую хорошую публикацию! Помоги Господи!

Mirlestovok

Благодарю, вас Татьяна за проявленый интерес к лестовке. Всех благ Вам и Вашим близким.

Спасибо! Название слышала много раз, а Вы всё подробно и ясно объяснили!

Mirlestovok

Татьяна, благодарю. В наше время, к сожалению, лестовку из обихода практически вытеснили католические чётки, а ведь по вложенному смыслу ей равных нет. Жаль, что мы не очень ценим наши традиции.

У моей бабушки было что-то похожее-но она называла "четки",они были из конского волоса. А молитвы она читала такие-же. Спасибо, очень понравилась Ваша публикация, действительно интересно!

Mirlestovok

Как интересно, Марина. Вот бы посмотреть. Не сохранилась вещь?

Конский волос - необычный материал для чёток, видимо это было подобие вервицы.

Марина Мотвиенко Украшения & декор

К сожалению не сохранилась! Бабушки уж нет давно, а я тогда маленькая была...А еще мне она рассказывала, что у ее матери (моей пробабушки) были четки из ее собственных волос!!! Видимо раньше были мастера...

Mirlestovok
Поискала в интернете, из волос нашла только украшения (современные). Буду ещё искать, уж очень вы меня заинтриговали.
BelezaDePedra

Большое спасибо!

Давно искала такие знания, расказанные верующим и знающим человеком, буквально из уст в уста.

Вот бы узнать, какими узлами вервицу вязали?

Mirlestovok
Вервица тоже интересная вещь, есть у меня мысль сделать МК по ней, только по-моему такой я уже встречала на ярмарке.

Ух ты, я не знала про Лестовку, спасибо!

Спасибо. Тронули. О старообрядцах так редко вспоминают. Мои предки - беспоповцы. Сосланные в Забайкалье из Польши во время третьей ветковской выгонки. Большевики так прошлись по семье, что выжили только дети и женщины. Мои прадед приказал книги захоронить с ним в могиле. Так и сделали. Его брата иконописца Спиридона Ерофеева расстреляли в 37-ом. В семье не сохранилось ни одной его иконы.

Mirlestovok

Это правда, вспоминают редко. И традиции мало кто хранит. Странно, людям внушили, что русским быть стыдно (большинству). Народы Кавказа не стесняются танцевать национальные танцы на улицах, а наши в русской рубахе стесняются на улицу пойти. Но не все конечно.

БукетКотов

Моего прадеда тоже расстреляли. Печально что всё так получилось. Столько людей загубили. Уверена если поинтересоваться у каждого 3-го или 2-го погибли родственники от их рук.

Иван

И всю жизнь среди нас старообрядцев подарить лестовку очень ценый и желаный подарок. Хорошая статья.{#}

Mirlestovok

Благодарю, Иван. Очень рада, что вы с нами. И следите за новостями.

Очень хорошая публикация: с любовью и подробная. Спасибо!

А есть ли канон рисунка для лапостка? И цвета - это важно для лествоки?

Mirlestovok

Благодарю за вопрос. Это я упустила)) Лапостки у старообрядческой лестовки должны обозначать Евангелистов (Лука, Марк, Матфей, Иоанн) Чаще это их имена буквицей. Недавно нашла вот такое фото Это если делать по канонам.

По цветам тоже есть правила:

черная лестовка - повседневная с Исусовой молитвой, синяя лестовка - Богородничная, красная лестовка - пасхальная, белая лестовка - венчальная и праздничная. ( с белой лестовкой ещё хоронят).

Кружева Кроше (crocheted-lace)

Спасибо! А то не у кого фактически узнать.

Вы пожалуйста, пиште все, что знаете, это важно!

Прохор

Я видел у некоторых христиан привычку наматывать лестовку на запястье. Оказалось чтобы не потерять когда прислуживаешь в алтаре. И собирать на земле надо духовное сокровище. С каждой произнесеной молитвы по нашим лестовкамнам спасение ближе становится.

Mirlestovok

Прохор, благодарю за участие в теме.

dama-84
Очень интересная статья о лестовке, буду следить за новостями!
Mirlestovok

Спаси Христос, рада что Вы с нами!

Mirlestovok

Вот ещё интересный факт о лестовке,точнее о передвижках.
У передвижек первоначально было тоже практическое значение - их использовали для перечисления протчитаных молитв, коих - 700 в день, за каждую сотню одну передвижку.

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email