История одного букета или как правильно любить картины

  • Рубрика: Хитрости и советы / Lifehack
  • Виды творчества: Живопись
История одного букета или как правильно любить картины | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Ох, и люблю же я писать! Это восхитительное ощущение Творца, когда твоя работа завершена. Она словно дышит своей жизнью, а ты смотришь на неё и думаешь «кого же она будет радовать многие годы»? А иногда специально пишешь в подарок близкому человеку. Вообще-то, картины живут долго. Ну, если, конечно, не попадают в пожар или наводнение. Только, оказывается, не все знают, что долголетие их происходит не само по себе. Необходимо бережное отношение и соблюдение определённых правил, чтобы работа оставалась такой, какой её замыслил художник.

На написание этой статьи меня сподвигла одна история. Как-то пришла к давней подруге, поболтать за чашкой чая. Хорошо сидели, пока я не увидела свою картину, написанную к ее дню рождения лет 7 назад. Как же я была поражена! Живопись выглядела старше своей владелицы, которой уже далеко за 30. Краски выцвели, бумага пожелтела… Складывалось ощущение, что милые синие фиалки участвовали в боевых действиях. И оказалось, что я почти угадала.

Во время ремонта квартиры картину убрали в соседнюю комнату и даже ничем не прикрыли. Несмотря на то, что она была оформлена в раму со стеклом, пыль сделала свое «грязное дело». А после ремонта фиалки сменили свое расположение на более «комфортное», как показалось бы неопытному человеку. Поселились они на кухонной, хорошо освещенной днём, стене. А по вечерам, чтоб всё хорошо было видно, их подсвечивал светильник. Результаты такой заботы проявились очень быстро…

Итак, давайте разберемся в основных ошибках. Ведь они относятся ко всем видам живописи: не только к акварели, но и к маслу, пастели и другим техникам.
1. Повесить картину на кухне, значит сразу её приговорить к медленной и мучительной смерти. Непостоянная температура, высокая влажность и запахи будут постепенно разрушать краску и бумагу. Да и деревянному подрамнику с багетом тоже не поздоровится.
2. Немногим лучше выбор ярко освещенной стены: цвета тускнеют, бумага желтеет и начинет разрушаться. Если говорить о масле, то со временем станет просвечивать верхний слой краски и из неведомых ранее глубин выглянет НЕЧТО. Например, пятая нога у лошади на картине «Всадница» Карла Брюллова. Да-да, именно её приходится периодически записывать реставраторам!

3. Табачный дым, копоть и масла любят оседать на поверхности красочного слоя и пропитывать полотно и бумагу.

Что же делать? Неужели никак нельзя защитить любимую живопись? Можно! Хотя 100% защиты и нет. Зато если акварель, гуашь, пастель, графику карандаш или уголь оформить в раму со стеклом, то она защитит картину от большинства агрессивных воздействий. Правда есть один нюанс — стекло не должно касаться красочного слоя. Тут справится паспарту. Только обязательно после багетной мастерской проверьте качество задника. Мастера порой любят халтурить . А что? Никто же не видит…
Открою профессиональный секрет: для задника необходимо использовать специальный картон, который не содержит кислот. Потому что от другого картона бумага желтеет и работа быстро теряет эстетичный вид. Вы знаете, как отличить этот чудо-картон? И я не знаю — это строжайшая тайна багетных мастерских… Чтобы максимально обезопасить картину, заранее попросите вставить подложку. Это прочный лист картона, который крепится между картиной и задником.

Кстати, ещё один совет для сохранения пастели. Тут главное – нанести закрепитель. На самом деле подойдёт любой лак для волос. А лучше всего, говорят, «Прелесть» справляется. Правда-правда. Не зря же его так назвали. Спросите, зачем закреплять? Можно, конечно, и так оставить. Только потом не удивляйтесь, когда пастель осыплется и вы получите девственно чистый лист. И не говорите, что я не предупреждала.

Иногда работу не удаётся повесить сразу. То мастерская закрыта, то ремонт не доделан, то у соседа дрель сломалась. Тогда лучше всего до счастливого момента водворения на законное место, переложить картину чистой бумагой.

Это была лирика, добавим немного конкретики.
Правильные условия:
• температура в пределах 18-22 градусов;
• влажность 40-70%;
• освещение не больше 150 люкс; и чем дальше от источника освещения, тем лучше;
• хорошая вентиляция.

Главные враги картин:
• дым, копоть и масла;
• перепады температуры и влажности;
• сквозняки и прямые солнечные лучи;
• кондиционеры и приборы отопления;
• инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.

И руками краску тоже лучше не трогать!

Вот, теперь вы знаете, как нужно хранить картины. Осталось только раскрыть несколько секретов по уходу за ними.

Боремся с пылью!

Если вы являетесь счастливым обладателем холста с масляной или акриловой живописью, то периодически нужно мягкой фланелевой или бархатной тряпочкой, или даже специальной подушечкой легонько в одном направлении обрабатывать лицевую часть. Всякие щётки, перовки и флейц могут серьёзно повредить картину. Пылесосом обрабатывать работу категорически нельзя! Это главный враг и отличный способ избавиться от картины раз и навсегда. С тыльной стороны уже можно обрабатывать флейцем. Вообще, лучше, конечно, заднюю часть дополнительно закрыть картоном.

Если же вы питаете пламенную страсть к работам на бумаге, нужно максимально защитить их от пыли. Потому что самостоятельно почистить такие картины вряд ли удастся.
Ну а если вы без ума от нежной пастели, или строгой графики, выполненной карандашом, углём или мелом, то даже не пытайтесь очистить их от пыли в домашних условиях. Это невозможно! Только профессиональная чистка поможет сохранить работу в прежнем виде.

Долой грязь и копоть!

К сожалению, сильно загрязнённую картину сможет почистить только специалист по реставрации.

Караул, деформация!

Иногда случается, что холст провисает, на нём появляются некрасивые холмики или неровности. Ни в коем случае не мочите его водой с изнаночной стороны! Краска от этого отслоится. Если подрамник модульный, можно попробовать подбить клинышки. А лучше всего отнести картину в багетную мастерскую. Там её перетянут или заменят подрамник.

Пора обновления!

Владельцы работ, написанных маслом и акрилом, должны знать, что их часто покрывают лаком. А у него есть очень неприятная особенность желтеть со временем. Представляете, как будет выглядеть такая картина? Чтобы она стала прежней, периодически необходимо снимать верхний слой лака и наносить новый. Некачественный лак придётся менять раз в 10 лет. Качественный можно реже — раз в 50 лет. Впрочем, по этим вопросам лучше консультироваться у специалистов. Да и смену лакового покрытия не стоит производить самостоятельно. Доверьте эту кропотливую работу профессионалам.

Соблюдая эти нехитрые условия хранения и регулярно ухаживая за картиной, вы существенно продлите ей жизнь. И даже ваши пра-пра-правнуки смогут любоваться этой работой. Кто знает, возможно, таким образом вы обеспечите им неплохое наследство, ведь произведения искусства со временем приобретают большую ценность в глазах коллекционеров.

А что подруга? Придется ей написать еще одну акварель — опять фиалки. В отличие от большинства женщин, которые любят розы, она просто обожает эти нежные цветы. Я очень надеюсь, что она запомнит свой горький опыт и учтёт мои рекомендации. Тогда свеженаписанный букет будет приносить ей радость еще долгие годы, а потом перейдет к детям и внукам… При бережном отношении, конечно!

Храните и берегите ваши картины!

Комментарии (8)

Прочитала с удовольствием, почерпнула много нового, большое спасибо! Но если бы я была Вашей подругой, мне было бы обидно, что я со всей душой к картине, вешаю ее и до ремонта и после, и на самое видное место и еще и подсвечиваю, чтобы и вечером любоваться, и оказывается, все не так как надо... А знаете сколько картин пылятся в кладовках и гаражах и никто на них не смотрит! И что получается, картина для нас? Или мы для картины?{#}

BE ART. Москва 04.02.2014

К сожалению, нет ничего вечного. Конечно, картина для нас, но чтобы вещи, которые нам нравятся приносили радость долгие годы, нужно их беречь и соблюдать определенные правила. И на что обежаться? Новые фиалки уже у владелицы, висят себе в гостиной, а старые переехали в спальню. Такой вот хэппи энд {#}

И это радует!!!

Молодец подруга - настоящая:-):-) столько событий и времени прошло, а картину бережет. Это любовь и признание творчества близкого человека. Радоваться нужно, а тут....нелепость какая-то. Музейные условия храниения приведены, - ну и у кого такие есть? Если у вас шедевр, - так вы его сразу б в музейный официоз сдавали б, чтоб на века. Грел бы он там кого или нет, еще вопрос, но точно б сохранился хорошо.
BE ART. Москва 05.02.2014
Условия не музейные,если внимательно почитаете, убедитесь,что не так все сложно. Когда человек теряет ценную картину(и не только как память), просто потому что не знает простых правил хранения и ухода - вот это нелепость!

Марина, спасибо за статью и ценные рекомендации! Ну вот по поводу пастели я несколько другого мнения. Я практически никогда ее не закрепляю, так как после закрепления меняется структура красочного слоя, она теряет свою бархотистость. При этом картины хранятся прекрасно и те, что оформлены под стекло и те, что ждут своего оформления в папке. Ну в этом вопросе каждый художник решает для себя.

Заглянула в ваш магазин, у вас великолепные работы! Не удивительно, что подруга хранит вашу картину не смотря ни на что!

BE ART. Москва 05.02.2014

Спасибо! На счет пастели, учту. Пастелью я работала мало и,честно говоря, тоже никогда не закрепляла. Но один знакомый художник рекомендовал. Тут действительно дело вкуса.

ЗЫ. У Вас тоже чудесные работы. Желаю творческих успехов

Марина, спасибо, очень полезная информация, пригодится:)