Обновление пароля

 > Журнал > Блоги > Новости магазинов > Уникальные творения гайских мастериц.

Уникальные творения гайских мастериц.

Очень интересная статья была опубликована на сайте в гае.ру . Автор хорошо рассказал про промысел. Кому интересно можете прочитать ее.

Секреты знаменитого оренбургского платка, воспетого великой русской певицей, и тонкости создания легкой узорчатой паутинки.  

Гайские мастерицы вывязывают настоящие шедевры – легкие узорчатые паутинки, проходящие через обручальное кольцо, пышные пуховые платки, согревающие в самый лютый мороз. 

Это настоящее достояние Оренбуржья, народный промысел, который в Гае сохраняется и процветает благодаря гайским мастерицам-вязальщицам. Этому уникальному оренбургскому промыслу – более 200 лет. Еще в 1760 г. П.И. Рычков в своем докладе Академии наук сообщил об оренбургских пуховязальщицах и их искусстве вязать паутинки и палантины очень тонкой работы.

Работы гайских мастериц – настоящий восторг. Белая паутинка: мягкая, пушистая, легкая, ослепительно-белая, узорчатая. Вывязать такой узор – совсем непросто, рассчитать надо каждую петлю, и, вывязывая каждый ряд, надо следить за формированием узора – одна неправильная петля, и узор испорчен.  

А прежде чем начать вязать  - еще надо сделать много работы по подготовке пуха. Даже выбрать его – наука сложная. Только опытный взгляд вязальщицы определит  - будет паутинка из этого пуха потом пушистой и мягкой или нет.

Сначала пух надо перебрать и очистить от мусора. Затем постирать (тоже наука не из легких – при стирке пух не должен превратиться в кашму) и быстро высушить. Затем растеребить. Потом вязальщица берет в руки чески и расчесывает пух – он превращается в пышную ровную блестящую пуховую массу. И только после этого – в работу вступает прялка. Сегодня в основном  прядут на электрической прялке. Но в некоторых домах еще есть и ножная прялка с колесом, и даже веретено.

И только после этого - спицы: петелька за петелькой, ряд за рядом. Опытные вязальщицы могут за день связать паутинку, но в основном – вяжут 3-7 дней. А если рисунок сложный – то и дольше. Связали паутинку. Потом ее выстирать, отбелить, натянуть на пяльцы, расчесать. И вот только после этого – платок можно носить.

Это отличный подарок – он действительно неповторим и оригинален. Раньше большинство гайчанок щеголяли в платочках или паутиночках. Сейчас платки гайских пуховниц скупают в основном приезжие – увозят как сувениры, или для перепродажи. 

Ранее была в нашем городе пуховязальная фабрика – ее построили специально, чтобы трудоустроить женщин, которым не было рабочих мест на ГОКе. Сотни женщин вывязывали на станках платки и паутинки, которые разлетались по всей стране и даже шли на экспорт. А еще десятки женщин работали на дому, обвязывая середки платков зубчиками. За 5 обвязанных платков – 37 рублей. 

Кстати освоить пуховязальное производство пытались многие страны, но попытки не увенчались успехов. И Россия по-прежнему является практически единственным производителем пуховых платков и узорчатых паутинок. 

Гайчанки вывязывают и множество других чудесных вещей из пуха и шерсти - варежки, перчатки, носочки, шапочки, жилетки, тапочки - все что может согреть нас в морозные дни.

***

Качество и ценность оренбургских пуховых платков зависит от пуха. На территории Гайского района существовало Генофондное козоводческое племенное хозяйство "Губерлинское" - генофондный репродуктор коз оренбургской пуховой породы. 

Оренбургская порода пуховых коз формировалось длительный период. Более 200 лет назад возникшее пуховязальное производство первоначально базировалось на привозном сырье, но постепенно местное население стало заниматься разведением коз.

В связи с наличием уникального поголовья пуховых коз и пуховязального промысла в 1932 году в Гайском районе был создан первый в нашей стране специализированный козоводческий совхоз, а в 1938 году ему присвоен статус племенного по разведению совершенствованию коз оренбургской пуховой породы с тонким темно-серым пуховым покровом, однотонной темной масти. 

ГКПХ "Губерлинское" располагал уникальным стадом коз оренбургской пуховой породы не имеющего аналогов в мире. Радует, что в настоящее время поголовье этих коз, почти исчезнувших в годы перестройки, снова наращивается. 

Полную версию автора можно прочитать на сайте в гае.ру

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email