Не просто деньги..

Не просто деньги.. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Несколько дней назад я размещала публикацию о резьбе по монеткам. Попались на глаза эти изделия мне совершенно случайно, когда я занималась поиском старинных украшений из монет )

Тема меня сильно увлекла и про украшения я забыла, но... решила реабилитироваться!

Порылась в интернете, нашла немало статей на тему старинных денег и довольно таки обширных. Оказывается, старинные монеты не такая уж и редкость и на раскопках их порой находят килограммами!!! Но не все они оказываются ценными, увы и ах!

деньги

Часто найденные монетки оказывались с просверленными дырочками и такая находка уже не представляет никакой ценности. (Нумизматам просьба отвернуться :) )

Но бывают и приятные сюрпризы - когда таких монеток находится не одна, а сразу много и все они собраны в украшение! Вот такая находка и ценна и радостна!

Так зачем же в старину люди использовали деньги в качестве материала для изготовления украшений? Ответ оказался очень простым:

Практически все народы использовали монеты в качестве украшений. Такими украшениями люди стремились показать свое богатство, свой высокий общественный статус и значимость. Из монет создавались серьги, браслеты, кулоны. Подвески из монет часто являются элементом некоторых национальных костюмов.

                                                                                                             привески

запонки

пуговицы

заколки

серьги

Самым популярным украшением из монеток несомненно было Монисто:

На фото монисто из серебряных монет

современное монисто

"Монисто - (стар.) — шейное украшение, состоявшее из цепочки или шнура с крестами и монетами, в роде ожерелья. В летописях и старинных грамотах М. упоминается обыкновенно при именах женщин. Из "Слова о богаче и Лазаре" видно, что его носили и слуги богачей; в службе Константину Философу, памятнике XII в., оно также связывается с именем мужчины. В азбуковниках XVI и XVII вв. М. заменяется ланцугой (цепь или металлический шнурок) и гривной. Около XVI в. М. и гривны перешли в простые вышивные украшения. Любопытный образец М. находится в Равенне, в церкви св. Виталия, на мозаике, изображающей имп. Феодору в сопровождении женщин; на всех женщинах надеты М., более или менее богатые и состоящие из нескольких рядов украшений."

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Вот еще какие украшения делали наши предки:

Дукач — украинское народное женское украшение, сделанное из монеты XVIII в.:

Часть ожерелья из восточных монет X–XI вв. Раскопки 1949 г. в Саркеле — Белой Веже:

Монетные украшения использовались в качестве знаков отличия и наградных медалей. Именно от монет многие современные медали унаследовали круглую форму:

Медаль, отчеканенная в присутствии Петра I на Парижском монетном дворе в 1717 г., и неосуществленный проект медали в память улучшения монетного дела Петром (2-я половина XVIII в.)

Кроме того, таким украшениям придавали мистические свойства, монеты использовались в качестве амулетов и оберегов и были неотъемлемой частью многих магических обрядов. Согласитесь, мы и в наше время прибегаем к монетке, чтобы узнать ответ на интересующий нас вопрос, или используем монетку в качестве жребия.

Всем спасибо за внимание!

Комментарии (13)

Спасибо! Очень интересно!

Для монет давно уже существует специальная оправа, которая не повреждает монету. Например:

ООО!!! Вот это, действительно, круто!!! Не знала об этом, спасибо за информацию! {#}

У меня возникла интересная идея, чтобы монетку не портить, не снижать ее стоимости, можно оплетать монеты как кабошон! А потом если что еще и заначка всегда есть)

сразу возникла мысль о том, сколько же монет нужно оплесит, чтобы сделать монисто {#}

ой...как интересно!! Спасибо!

Рада, что понравилось ) И вам спасибо за внимание!

Как интересно.. Почему-то мне казалось, что только современные мастера прибегают к деньгам, как к материалу для изготовления украшений... А оказывается это давняя... кхм.. традиция))) Удивили, Екатерина, спасибо!

П.С. Монетки с дырочками - ведь не все резко падают в цене? Вероятно, редко встречающиеся номиналы все же будут в цене хоть с дырочкой, хоть без...

П.П.С. У меня на ключах вместо брелка - монетка. Папа лет 20 назад подарил. Фактически - копеечная стоимость. Душевно - вряд ли что-то найти дороже можно)

Ну из той кипы, что я прочитала, следует, ч то даже самая редкая монета с дырочкой теряет свою ценность.. не знаю почему так.. А в музеях часто можно увидеть старинные украшения из монеток очень интересные )

Отличная статья! Я из Удмуртии и видела монисто вживую.В некоторых деревнях бабушки их одевают на праздники и в гости. Иной раз и на Центральной площади выходят красоваться! Наши бабушки-молодцы!

И правда, молодцы ваши бабушки ) У нас таких только на этнических фестивалях можно встретить..

Увесистое украшение - монисто)) И Бурановские бабушки хороши)

На самом деле, его не так уж тяжело носить ) Как то приходилось одевать на фестивалях - нормально )

Интересная статья, у меня как раз гора таких монет! Вот пытаюсь продать...{#}