Наверное, многим из вас доводилось покупать в магазине пряжу, но, согласитесь, не каждый знает как ее выбрать и на что обратить внимание при выборе. В большинстве случаев выбор делается по цвету, толщине и длине нити, но, к сожалению, мало кто обращает внимание на качество пряжи и ее состав, а именно от этого зависит, легко ли вам будет вязать из этой пряжи, долго ли будет носиться изделие и принесет ли вам радость связанная вещь.
Для того чтобы нам с вами лучше разобраться, что же такое пряжа, давайте пойдем в специализированный магазин, торгующий пряжей, и посмотрим, какой ассортимент нам там предложат.
Первое, что надо иметь в ввиду это то, что высококачественная пряжа является продуктом сложного высокотехнологичного производства и не может стоить, что называется, гроши, и если вдруг она продается по очень дешевой цене, то это - сигнал того, что здесь что-то не так. По этой же причине Вы никогда не увидите на хорошей пряже дешевую неинтересную этикетку - серьезный производитель обязательно “держит марку”. Однако не обманитесь - часто мотки очень плохой пряжи привлекают внимание именно яркой этикеткой.
В любом из специализированных магазинов Вашему вниманию предлагается очень большой ассортимент всевозможной пряжи: из синтетических и натуральных волокон, с мохером и с ангорой, с люрексом и полиблицем и еще и еще. В одном магазине я насчитал 39 артикулов и каждый артикул был представлен от двух до шести цветами. В основном пряжа, конечно, импортная и, честно говоря, не очень дорогая. Так как в пряже я разбираюсь неплохо, то меня интересовали какие-нибудь необычные артикулы. Мое внимание привлекли два мотка из всего ассортимента, выложенного на витринах - "TIFTIK" и "MOHAIR 100". Первый привлек меня своим странным названием, а второй - тем, что 100% мохеровой пряжи не бывает(максимально возможное содержание мохера в пряже - 83%). С "MOHAIR 100" разобраться оказалось очень просто - на обороте этикетки маленькими буквами было написано - "100% mohair look", в переводе на русский язык - “100% мохерового вида”, т.е. - нейлон, не имеющий ничего общего с мохером.
С "TIFTIK" разобраться было сложнее: состав, указанный на этикетке, был следующий - 65% акрил, 10% полиамид и 25% этого загадочного "Tiftik". Я подошел к продавцам с просьбой объяснить что такое этот "Tiftik", но ответ получить было непросто. Одна из продавщиц сказала: "Tiftik" - это такой мохер”, а какой "такой" она не знает; другая сказала, что это - такая шерсть, но чем "такая" отличается от обычной тоже не объяснила. В конечном итоге ответа на мой вопрос я так и не получил. Проверяя моток на ощупь я был уверен, что он не содержит натурального волокна вовсе, но убежденность продавщиц в том, что загадочный "Tiftik" то ли мохер, то ли шерсть настолько смутила меня, что я решил отдать эту пряжу в независимую лабораторию на проверку. Результаты экспертизы не были для меня неожиданностью. В заключении однозначно говорилось об отсутствии в предоставленных образцах натуральных волокон, а таинственный "Tiftik" оказался нейлоном, по внешнему виду напоминающему мохер.
Эта история произошла в середине 90-х, когда импортные товары в изобилии появились в продаже и с тех пор я регулярно хожу в специализированные магазины и отделы универмагов, торгующие пряжей. Какой же только галиматьи (не могу подобрать другого слова) мне не приходилось читать на этикетках мотков пряжи и на ценниках, вывешенных магазинами. Несколько раз натыкался на то, что французское слово "LAINE" (шерсть) переводили на русский язык как "Лен" (очевидно по созвучию); английское "Mohair look" (смысловой перевод - мохероподобный) переводили как "Мохер"; английское "Lambswool" (по смыслу - шерсть молодого барашка) переводили как "шерсть ламы", а о том, что все виды синтетических волокон именовались "акрил" и говорить не приходится, даже если в состав пряжи входил полипропилен, который в принципе рекомендуется только для использования в верхней одежде и никак не для изготовления свитеров или шарфов.
Первое время я пытался разговаривать с продавцами и ответственными работниками магазинов, пытаясь либо что-то узнать у них, либо объяснить им, но в итоге я убедился в тщетности своих попыток. Никто из тех с кем я разговаривал даже и думать не хотел, что фактически занимается обманом покупателей, пользуясь их неграмотностью в этих вопросах.
Я постараюсь, хотя бы немного, рассказать о том, какая бывает пряжа, чем мохероподобность отличается от мохера, шерсть молодого барашка от шерсти ламы, а ангора от распушенного нейлона.
Для начала давайте договоримся о том, что же такое "пряжа". В данном случае нам придется прибегнуть к помощи толкового словаря русского языка: "Пряжа - нить, полученная путем прядения, т.е. скручивания". Из этого определения становится понятно, что ровница не может называться пряжей.
Теперь давайте поговорим о том, какая бывает пряжа. Попытаемся сгруппировать этот товар, оговорившись предварительно, что мы ведем разговор о пряже для ручного вязания.
С потребительской точки зрения имеет смысл провести разделение пряжи на пряжу из натуральных, ненатуральных (химических) и смесовых волокон. Два первых понятия пояснений не требуют, а под пряжей из смесовых волокон понимается пряжа, изготовленная из смеси трех и более любых натуральных и любых ненатуральных волокон при условии, что содержание превалирующего волокна менее 90 процентов. Например - пряжа с содержанием 10 процентов мохера и 90 процентов нейлона не является смесовой, а пряжа с содержанием 7 процентов шерсти, 5 процентов ангоры и 88 процентов акрила таковой является. За точку отсчета принято 10 процентов, исходя из того, что именно это количество является значимым для потребителя, а методики исследования состава пряжи, наиболее распространенные в настоящее время, имеют точность, равную 5 процентам.
Хотелось бы остановиться еще на одном понятии, или скоре выражении - "полушерсть". Оно осталось в нашем сознании со времен существование стандартов СССР. По ГОСТу под полушерстяной пряжей понималась пряжа с содержанием шерсти от 8 до 52%. Самой распространенной "полушерстяной пряжей" являлась пряжа с содержанием около 35% шерсти, по логике такая пряжа никак не является полушерстяной, однако этот термин частенько употребляется и сейчас на этикетках отечественной пряжи, так что не попадайтесь на обман.
Интересно, что термин “полушерсть”, пришел к нам из Европы и является дословным переводом английского “semiwool”. Так в Англии, примерно с середины 19-го века, называли пряжу, в состав которой входила новая (не регенерированная) шерсть в любом, сколь угодно малом количестве. Оговорка “новая” очень важна для правильного понимания этого термина, т.к. появился он из-за того, что в это время большое распространение получила пряжа из вигони (шерсти, восстановленной из тряпья) и определение “semiwool” было введено для отличия пряжи только из восстановленной шерсти и из смеси восстановленной и новой. Иными словами, под “полушерстью” в истинном значении понимали шерстяную пряжу, выработанную из смеси регенерированной и “свежей” шерсти, а сегодняшнее понимание этого термина искажено.
Какие же типы сырья наиболее широко используются в современном производстве пряжи и что понимается под названиями этих типов.
НАТУРАЛЬНЫЕ ВИДЫ СЫРЬЯ.
В этой группе основным типом по объему использования, безусловно, является шерсть. Под шерстью в текстильной промышленности понимается овечий волос, а если в конкретном случае подразумевается что-то другое, то обязательно оговаривается, шерсть какого животного имеется ввиду. Из "шерстяных" животных сегодня наиболее распространены: коза, верблюд, лама (не путать с LAMBSWOOL), вигонь (не путать с волокном, восстановленным из тряпья), кролик, як.
Помимо подразделения шерсти на разные типы в зависимости от толщины волоса существует интересное и очень важное с потребительской точки зрения деление на т.н. обычную, или простую, шерсть и шерсть - superwash (дословный перевод - сверхстираемая). Изделия из такой шерсти можно стирать в стиральной машине и это не "утка", - это реальность. Такая пряжа обязательно имеет на этикетке обозначение этих своих уникальных качеств, но и стоить будет на 1.5-4 доллара за килограмм дороже. За удобство надо платить.
Существует еще один очень интересный вид шерстяной пряжи, его иногда даже называют “летняя шерсть” (термин очень распространен в “теплых” странах). Особенность этой пряжи заключается в том, что за счет использования тончайшего шерстяного сырья с толщиной волоса не более 17.5 микрон нить получается очень тонкой и изделия из такой пряжи можно носить летом наравне с хлопковыми вещами. Так, например, дорогие летние мужские пиджаки шьются из ткани, сотканной именно из такой пряжи, и, могу поделиться собственными ощущениями, пиджак невероятно легкий и мне нежарко в нем и при 25 градусах. Такая пряжа обычно не бывает чистошерстяной. Чаще всего используется смеска 60-80 процентов шерсти с шелком (как правило натуральным) и (или) вискозой.
К следующему по распространенности типу я бы отнес мохер. Почему-то огромное количество людей уверено, что существует "мохеровая пряжа", под которой они понимают пряжу с каким-то содержанием мохера, и "мохер", под которым понимается пряжа с 100% содержанием мохера. Во-первых, необходимо оговориться, что мохером является козий волос и никакой другой. Самые современные технологии не позволяют произвести пряжу с содержанием мохера более 83%, так как для того, чтобы эта пряжа не распадалась на отдельные волокна необходимо использование т.н. корта, скрепляющего скользкие козьи волоски. Так что, если Вы увидите, что в какой-то пряже объявлено содержание мохера более 85%, то будьте уверены - это обман. Наиболее часто встречается пряжа с содержанием мохера 10, 20, 35, 40, 50 и 80 процентов.
Очень большое распространение сейчас получила ангора или ангорка. Под ангорой в настоящее время понимается пух кролика и только кролика. Максимальное содержание ангоры в пряже по разным источникам составляет от 45 до 70%, однако необходимо помнить, что прочное закрепление кроличьего пуха в пряже невозможно и ее "облезание" неизбежно и, к сожалению, начинается с момента вытягивания нити из клубка и не прекращается никакими средствами. Мне, например, не очень нравится когда во время семейного выхода, предположим в театр, жена одевает кофточку с ангоркой - часть ангорки немедленно перекочевывает на мой пиджак, а удалить ее с шерстяной ткани дело непростое. Нельзя забывать и еще об одном отрицательном свойстве ангоры - сваливании. Изделия с ангоркой нельзя стирать, а лучше даже не мочить, приемлема только химическая стирка. Вообще, среди специалистов бытует мнение, что изделие из ангорки - вещь до третьей стирки. Однако необходимо оговориться, что вещи, связанные из очень дорогой пряжи с ангорой (стоимость примерно 40-50$ за килограмм) служат годами.
Интересна история возникновения названия “мохер” и “ангора”. В стародавние времена козы, из шерсти которых получали то, что теперь мы называем “мохер”, жили только в одном регионе, который назывался и называется сейчас “АНКАРА” - там находится столица Турции. Пряжу, получаемую из волоса “золотых” коз, за пределами Турции так и называли - “анкора” или “ангора”. Вывоз этих коз за пределы Турции был так же строго запрещен как и вывоз шелкопряда из Китая. Действие этого запрета облегчалось еще и тем, что эти животные, а контрабандно их конечно же вывозили, не приживались больше нигде. Попытки произвести аналог реальной ангоры предпринимались постоянно. Больше всех преуспели в этом китайцы - они начали производить пряжу, внешне напоминающую оригинальную, из пуха кролика, а называли ее “ангора”. Примерно в это же время Англия начала закупать в Турции настоящую ангору и пряжу, произведенную в Англии из этого сырья, называли “мохер”. В наши дни эти названия так и закрепились: мохер - то, что из козы, а ангора - из кролика. Примечательно еще и то, что сейчас в мире существует только три региона, поставляющие мохер на мировой рынок, - Анкара в Турции, Южная Африка и Техас в США. Эти козы больше нигде так и не прижились.
Большой интерес представляет такой тип “козьей” пряжи как “кашемир”. Название происходит от местности, где впервые ее (его) начали производить - Кашмир. Исходным сырьём для этой пряжи является волос тибетских высокогорных коз, получаемый, и это – принципиальное отличие, путем вычесывания. Кашемировая пряжа является, пожалуй, самой дорогой из используемых в настоящее время. С практической точки зрения представляет интерес кашемировая пряжа для ручного вязания с содержанием кашемира не более 30 процентов, т.к. кашемир не является формоустойчивым и вещь вытянется под собственным весом. Пряжа, используемая в промышленности, обычно содержит от 10 до 60 процентов кашемира.
Еще один не очень широко распространенный, но очень интересный тип натурального сырья это - верблюжья шерсть. Для пряжи обычно используется волос Ламы, точнее - Альпаки - одного из представителей семейства верблюжьих. 100 процентная пряжа из альпаки широкого применения сейчас не имеет. Дело в том, что пряжа из альпаки в принципе существенно дороже обычной шерстяной, а при использовании стандартного волокна значительно жестче последней; использование же альпаки с толщиной волоса около 20 микрон, т.е. значительно тоньше обычного, делает пряжу невероятно дорогой. Очень большой интерес представляет пряжа из смеси 20 микронных шерсти, кашемира и альпаки в равных пропорциях. Однако эта пряжа может стоить в 3-4 раза дороже обычной шерстяной. Практически все, что можно сказать о шерсти альпаки, можно отнести и к шерсти другого животного семейства верблюдовых – к ВИГОНИ.
Хлопок, т.е. волокна, покрывающие семеня хлопчатника, используется в пряже в двух видах: в натуральном отбеленном и в мерсеризованном. Отличить их можно на глаз - натуральный хлопок окрашивается только в блеклые тона (таковы его свойства), а после мерсеризации хлопок удается окрасить в яркие, сочные тона и, нередко, этот блеск по незнанию воспринимается как примесь синтетического волокна. Конечно, процесс мерсеризации не очень дешевый, но явные преимущества внешнего вида и носкость изделий оправдывают его стоимость. Однако, необходимо помнить, что мерсеризованный хлопок менее растяжим и более подвержен усадке после сушки, чем не мерсеризованный.
Натуральный шелк - самый дорогостоящий вид сырья для вязальных и вышивальных нитей. “Шёлк” - тончайшая ниточка, которую гусеница-шелкопряд использует для завивки кокона. Человеку пришлось только взять у природы готовые нити, подвергнув их несложной первичной обработке перед прядением. Немногие знают, что в международной практике шелком называют все виды блестящих шелковистых нитей, например: натуральный шелк, вискозный, ацетатный, капроновый и т.д. Выпускается промышленными предприятиями белыми, черными и цветными с намоткой на патрончики и катушки, в клубках и мотках. Шелковые нитки отличаются высокой упругостью, несминаемостью, быстро впитывают влагу, плохо проводят тепло, мягкие и шелковистые на ощупь, хорошо окрашиваются в любые тона, полутона и оттенки, устойчивы к действию спирта, эфира, ацетона и бензола. Но даже слабые растворы щелочи разрушают шелковые волокна и изделия из них. Они также теряют свои великолепные свойства и под действием солнечного света. В магазины поступают также шелковые нити, нитки и крученый шелк, т.е. шелкоподобные, изготовленные из синтетических волокон, “шелковый” вид которых получен за счет различных способов формирования и отделки. Они используются для вязания на спицах и крючком для придания блеска и прочности некоторым видам нитей: пряже из козьего и кроличьего пуха. В России натуральный шелк традиционно использовался и используется для вязания знаменитых моделей из козьего пуха: “оренбургских” платков, шалей, палантинов, ажурных тончайших косынок и теплых вязаных изделий: кофточек, свитеров, платьев и жилетов. Пряжа с содержанием 100% шелка (или шелковистых нитей) встречается достаточно редко и, как правило, содержит не более 20-25% натурального шелка, а, в основном, не содержит его вовсе. Чаще встречается смесовая пряжа, содержащая до 30% шелковистых нитей в сочетании с вискозой, хлопком или шерстью. Спектр применения “шелковой” пряжи достаточно ограничен.
Лен, т.е. волокна, содержащиеся в стебле этого растения, до недавнего времени не имели широкого применения в пряже для ручного вязания , однако в последние два-три года льняная пряжа стала модной. В действительности, кроме дани моде и знания того, что это натуральное волокно, большого смысла в использовании льна в пряже для ручного вязания я не вижу. Дело в том, что льняная пряжа, тяжелая, жесткая и очень “мнущаяся” - таковы, к сожалению, ее свойства. Она используется, в основном, для вязания “летних” вещей, т.к. обладает хорошей гигроскопичностью и не такая “жаркая” как шерсть. Но нельзя забывать, что сейчас существует большое количество других волокон с такими же качествами, но не имеющих этих отрицательных свойств.
П