Монетные истории

Монетные истории | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Что в современном мире, как и на протяжении многих веков, используется часто, и делается практически вручную? Этих предметов очень много, каждый человек на Земле ежедневно неоднократно держит их в руках... Это монеты.

Да, в наше время процесс изготовления монет автоматизирован так, что ручной работы и не разглядеть - изготовление трехмерной дизайнерской модели, отлив "негативов", нарезка заготовок, штамповка и прочее - все делают машины и автоматы. Люди только проверяют каждый этап, подсчитывают и отбраковывают сделанное техникой.

Однако, давным-давно, изготовление монет было очень ручной работой! Технология примитивна и проста. Метод называется молоточным.

По одной из самых распространенных версий первыми монетами были статиры (статеры), которые чеканили в Лидии, стране находящейся в Малой Азии (на сегодняшний день это территория Турции) и имеющей непосредственную географическую и культурную близость к греческим колониям.

Возраст таких монет составляет почти 2700 лет, то есть их чеканили в VI веке до н. э. Изготавливали их из электрума (электрона) – природного сплава золота и серебра, которым было богато лидийское государство.

Вследствие применения примитивных технологий статиры были отчеканены только с одной стороны, на которой изображался рычащий лев. Изготавливались они следующим образом: заготовки с одинаковой массой и имеющие форму лепешки клались на наковальню, на которой была выточена гравировка, затем сверху наставляли стержень, по которому ударяли молотом.

Немного позже был изобретен способ отливки монет (в Китае).

Первый винтовой пресс был изобретен в 1508 году во Флоренции художником Браманте, который делал на нем медали. Тридцатью годами позже другой флорентиец - Бенвенуто Челлини - использовал его для производства мелких монет. В 1555 году этот тип пресса установили на парижском монетном дворе. (Как видно на фото ниже - крутить этот винт приходилось людям...)

деньги

Другой тип пресса - роликовый - был изобретен Леонардо да Винчи. Этот тип пресса в совокупности с водяным колесом в качестве двигателя изготавливал монеты из металлической ленты, которая протягивалась между двумя роликовыми штампами.

Но это не все занимательные истории о монетах. Вернее их занимательность стремится к нулю с учетом того, что эти факты ближе к нудной истории, чем к занимательности)

Попробую вкратце рассказать о некоторых интересных монетах. Истории некоторых из них - действительно занимательны...

О самой старой монете я рассказала выше. Хотите теперь о самой большой?

Самой большой монетой в мире является 100-килограммовая золотая монета, выпущенная Королевским Канадским монетным двором (The Royal Canadian Mint) в 2007 году. Номинальная стоимость этой монеты составляет $1 000 000, хотя фактическая цена ее намного больше. Данная монета занесена в книгу рекордов Гиннеса.

Эта огромная монета изготовлена из чистейшего золота 99999 и имеет просто феноменальные размеры: по диаметру она чуть меньше чем крышка канализационного люка — 53 см (21 дюйм) и более 3 см (1,2 дюйма) толщиной.

В отличии от обычных монет которые изготавливаются методом штамповки, эту мега-монету изготавливали литьем, а затем уже дорабатывали вручную.

монеты

До появления канадской монеты самой большой в мире считалась монета «Big Phil» номиналом в 100 000 евро и весом около 31 кг. Она была выпущена Австрийским монетным двором в честь венского филармонического оркестра в 2004 году в количестве 15 штук. Этот ограниченный тираж австрийских монет был раскуплен коллекционерами в течение всего лишь одного месяца.

металл

Но и это еще не самые крупные монеты! Существует история о каменных монетах, таких больших, что они просто лежат возле домов своих владельцев!

Впервые попав на остров Яп, туристы удивляются, странному обычаю местных жителей, оставляющих свои честно заработанные деньги на улице - у домов местных жителей и вдоль дорожек по всему острову стоят большие каменные диски с отверстием посередине. Эти диски называются рай, они-то и являются местной валютой. Диаметр некоторых монеток достигает четырех метров, а вес – более пяти тонн. С 1931 года каменные деньги не «выпускаются», но и не отменяются. Они по-прежнему еще в ходу и считаются законной валютой на этом островке.
История денег острова Яп очень древняя. Легенда гласит, что однажды, давным-давно, несколько япанцев высадились на острове Палау и нашли там очень красивые камни (арагонит и кальцит) и решили забрать их с собой. Увидев эти камни, жители острова Яп решили использовать их в качестве местных денег. Из камней вытесали диски с отверстием, придав этим изваяниям форму полной луны.
В дальнейшем, для пополнения местной казны, япанцам приходилось отправляться в опасное пятидневное путешествие к островам Палау, преодолевая на своих каноэ за это время около 300 миль (400 км). Получив разрешение местного вождя, япанцы начинали добычу камня. Здесь же, с помощью примитивных инструментов они обрабатывали камни, придавая им округлую форму. Обычно на изготовление одной монеты уходили месяцы, а иногда и годы!
Для удобства транспортировки в камнях проделывали отверстия, и на прочных шестах переносили их к берегу. Новенькую валюту грузили на каноэ или на бамбуковые плоты. Дорога домой также таила немало опасностей. Вокруг островов Палау и Яп затонуло немало каменных монет, свидетельствующих, что не все деньги и не все смельчаки, перевозившие их, достигали берега. Но даже эти затонувшие монеты имеют на Япе своих хозяев, ценность их ничем не уступает каменным дискам на суше.
Номинал или ценность таких денег зависит в первую очередь от размеров и природной красоты камня. Затем учитывают историю камня: как он добывался и обрабатывался, рисковал ли кто-нибудь жизнью, чтобы перевезти его на Яп. Немаловажным фактором является и социальное положение тех, кто заключает сделку. Каменные деньги в руках вождя куда более ценны, чем у простолюдина.
На Япе всем известно, какая история у каждой монеты, и кто ею владеет. В 1960 году, когда один из иностранных банков приобрел каменную монету диаметром в полтора метра, ее история стала известна всему миру. Однажды ею расплатились за строительство дома. В другой раз жители одной деревни передали ее своим соседям за исполнение особого танца. А позднее какой-то человек заплатил ею за кровельную жесть. Все это время монета оставалась на своем месте, и ни одна из этих «финансовых операций» не была письменно зафиксирована.
Сотни лет назад, когда рай только вводились в обращение, они представляли собой огромную редкость, а владеть ими могли лишь вожди. Затем в конце XIX века благодаря технике и грузовым судам появилась возможность обтесывать и перевозить больше каменных денег. Хотя новые монеты и были больше по размеру, они все же меньше ценились, поскольку делались не таким традиционным, кропотливым способом.
В 1929 году таких монет насчитывалось 13281 – больше, чем население острова. Во время Второй мировой войны многие монеты были конфискованы, часть их пошла на строительство аэродромов и укреплений. Уцелела лишь половина всех дисков. Многие монеты попали в руки охотников за сувенирами и частных коллекционеров.
Сегодня каменные деньги считаются культурным наследием и охраняются государством.

В противовес большим деньгам - всегда существовали маленькие. Очень маленькие.

Например уже в 500х гг. до н.э. в Пантикапее в ходу был тетартеморий - серебряная монетка диаметром 5,5 мм и весом 0,16 г. На аверсе не абракадабра, а муравей.

история

И всем вам, наверное, известны русские монеты-малютки - полушки. Вес всего лишь 0,17 грамма, а номинал -  четверть копейки. До Петра Первого полушки были серебряными, затем их делали медными. Еще позже появилась монетка в полкопейки - денежка.

Книга рекордов Гиннеса говорит, что в1740 году в Непале была выпущена самая маленькая в мире монета. Серебряная монета достоинством в 1/4 джавы, массой всего 0,002 г. Диаметр монеты – менее 4 миллиметров. Выполнена она из серебра. Её отчеканил король Джая Пракаш Малла, который правил с 1736 по 1768.

Ну и нельзя обойти вниманием самую маленькую монетку современности. Нанотехнологи не могли не удивить мир - сделали монетку, которую и не в любой микроскоп-то увидишь!

Ученые из университета Глазго в честь 60-летия со дня коронования королевы Елизаветы II создали самую маленькую юбилейную монету. Она изготовлена из крохотного кусочка алмаза.

Диаметр монеты составляет всего 750 нанометров. Монета имеет портрет самой королевы высотой 580 нанометров. Если сложить вместе 2600 млрд. подобных монет, можно было бы сделать монету номиналом 1 фунт.

Вот такие занимательные монетки я нашла для вас этим утром. Пошла заглянула в кошелек, и возрадовалась нормальным монеткам, с нормальным весом и размерами. Да, они не золотые или серебряные, но самые подходящие для покупки хлеба и конфет)))

С использованием материалов специализированных сайтов сети интернет.

Комментарии (7)
Olga Kozir 30.01.2014

Очень позновательно и интересно!! Мариш, большое спасибо!!

Очень интересно! Спасибо. Пойду поработаю. Надо раи, полушки, доллары, евры зарабатывать {#}

МироДрев 29.01.2014

несколько удивило объяснение предназначения камней Яп-Палау

вот представьте себе трудовременезатраты на подобную работу "примитивным инструментом"...ради чего?...

может изначальное назначение было иным, потом слегка подзабыто и уже затем появилось сегодняшнее объяснение?..)

вот к примеру - в окрестностях Арарата есть такие камни:

есть мнение, что использовались они раньше так:

Возможно. тем более с точки зрения логики - было бы можно разбить камни на более мелкие кусочки, и уже их использовать как монеты. Однако факты говорят о том, что сейчас это - монеты.{#}

МироДрев 29.01.2014

кажется в истории был ещё и безмонетный период, когда монеты на несколько веков были заменены на...ракушки каури, примерно такие:

причем было это повсеместно, в том числе на наших территориях...

вот это была афера!!..изъять драгметаллы из обращения и заменить на ракушки...{#}

ракушки, камушки и прочая природная мелочевка были ДО монет - это точно. После начала изготовления монет историй о ракушках я не слышала, но я и не историк) все может быть....

Очень интерестно было почитать{#}