Обновление пароля

 >  >  >  > Дары волхвов. А что это такое?

Дары волхвов. А что это такое?

филигрань, история искусства

Все слышали про Дары волхвов, которые были в Москве, Петербурге, а сейчас продолжают путешествовать по славянским землям. Это христианская реликвия, святой для верующих предмет. Первая реакция тех, кто встречал их фото в Интернете, — удивление. Все, в том числе и основная масса верующих, ожидали увидеть слитки золота или монеты и древнего вида кувшины и сундучки. Что угодно, только не то, что изображено на фотографии. Впечатление было неожиданным: мы увидели великолепный по исполнению предмет декоративного искусстваювелирное изделие. Вот об этой, декоративной, стороне реликвии давайте сегодня и поговорим.

ЗОЛОТО

Итак, что из себя представляют первые подарки Малышу Христу? Плоские пластинки размером примерно 5х7 см из сверкающего на солнце золота, точнее, из золотой проволоки, спаянной в единый узор в технике филиграни с зернью. Помните крылатое выражение: "филигранная работа"? Значит, очень тонкая, точная, изящная. Так вот, Дары волхвов – самая что ни на есть филигранная работа, в прямом и переносном значении.

Чтобы сплести ажурную золотую вязь, из цельного куска золота "вытягивали" тончайшую нить, которую затем оставляли гладкой, либо скручивали по нескольку нитей между собой, получая маленькие «канатики» толщиной в миллиметр. Кстати, от слова "скручивать, свивать", на старославянском — «скать», происходит название русского варианта филиграни, который был известен у нас с древнейших времён и применяется до сих пор – “скань” или «сканное дело».

скань, декоративные элементы

Фото: Игорь Белокопытов

Потом мастера принимались выкладывать узор из этой проволоки, используя различные инструменты. Отрезая нужное количество, золотую нить сгибали, завивали, переплетали или наоборот – делали почти идеально ровной. Так рождался шедевр, тонкая и сложная ювелирная работа. Потом при помощи пайки соединяли все элементы в единое целое, а в специально отведённые места прикрепляли маленькие золотые шарики - "зернь", которая слегка выступала над поверхностью пластины и делала внешний вид вещи ещё сложнее и богаче.

Таких золотых табличек с Афона привезли три. Остальные 25 хранятся в монастыре св. Павла вот уже несколько веков. Узор каждой из них уникален, и не найти среди всех табличек двух одинаковых. Формы их также разнообразны и не совсем привычны для ювелирных украшений древности: они четырёхугольные. Правильные геометрические фигуры, словно из математического набора для первоклассника: трапеции, квадраты, прямоугольники. Необычно!

                       ювелирные украшения, декор     ювелирные изделия

ювелирное искусство

ювелирное дело

дары

дары волхвов

Фото: Игорь Белокопытов

Золото в те времена преподносилось царям в знак особого уважения, избранности и как символ власти. Персидские мудрецы считали, что новорождённый Христос — это Царь мира. Об этом они читали в пророчествах. Вообще говоря, к тому времени многие народы на Востоке знали, что должен прийти особенный Царь, Спаситель, и ждали Его. Вот почему волхвы принесли именно золото: “Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну” (Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 10-11).

рождество

 Кадр из фильма Аркадия Мамонтова "Дары волхвов" (2014)

ЛАДАН

Конечно, вы успели заметить на фотографиях неровные тёмные бусины, похожие на маслины. Они нанизаны на серебряную проволоку, прикреплённую дугообразно к каждой из золотых пластин, вперемежку с коралловыми и стеклянными (или жемчужными) бусинами. Эти тёмные «маслины» — смесь особых веществ, ладана и смирны.

золото

Ладан

Ладан — пахучая смола, душистый древесный сок, который на воздухе становится твёрдым и собирается с ароматических деревьев. Зёрна ладана, если их положить на тлеющий уголёк, наполняют помещение чудесным ароматом.

С древних времён ладан использовался при богослужениях, как символ молитвы Богу. Когда мудрецы собирались в путь, они положили в мешки кроме золота ещё и ладан. Эта часть подарка символизировала, что Иисус Христос — Бог.

По преданию, ладан и смирну волхвы принесли в отдельных ёмкостях, а уже когда реликвия попала на гору Афон, монахи смешали и то и другое и прикрепили смесь к каждой из золотых пластин. Так получились необычные предметы, которые мы видели в России, — непохожие ни на какие другие украшения для человека или дома, непохожие даже на привычные религиозные предметы.

СМИРНА

Другое вещество, с которым смешан ладан, — смирна.

На иконах и картинах со сценой поклонения волхвов обычно изображают дом, в который вскоре после Рождества перебрались св. Иосиф, Пресвятая Богородица и маленький Ребёнок-Христос. Вот заходят иноземные гости, «открывают сокровища свои» и... дарят ароматное вещество для погребения мёртвых.

золотые

Книжная иллюстрация. Детская Библия. Институт перевода Библии. 1992

Смирна — это смола миррового дерева, вид благовоний, широко известный в Древнем мире и используемый в качестве бальзамирующего вещества для тел умерших. Им натирали тело человека, провожая его в последний путь. Эта часть подарка означала, что Царь и Бог - ещё и Человек, такой же, как и мы все.

подарки

Смирна (мирра)

ПОДАРКИ

Золото как Царю, ладан как Богу, смирну — как Человеку. Все три части Даров смешали, соединили, спаяли в одном предмете. Подарки символичны: глядя на них, верующему есть о чём подумать. А неверующему — полюбоваться на искусство создавшего филигрань мастера, удивиться находчивости афонских монахов, «доработавших» художественную идею, и, возможно, получить вдохновение для своего творчества.

подарок

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email